Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона о ратификации Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, подписанное в городе Бишкеке 9 октября 1992 года, считаем необходимым сообщить следующее.
1. С формально юридической точки зрения Президент Российской Федерации как глава государства имел право подписать указанное Соглашение без полномочий (статья 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).
2. В Соглашении по договоренности Сторон юридически признан фактический переход имущества (движимого и недвижимого) предприятий и организаций союзного подчинения, находящегося на территории союзных республик в их собственность в соответствии с их законодательством (статья 1).
В Соглашении также зафиксировано, что в собственность союзных республик за некоторыми исключениями перешли находящиеся на их территории предприятия, учреждения и организации, находившиеся на 1 декабря 1990 года в ведении органов государственного управления этих республик (статья 2).
Такой подход вызвал споры вокруг справедливости раздела собственности Союза ССР, так как многие объекты республиканского подчинения фактически создавались на средства Союза ССР.
3. Раздел имущества Союза ССР произведен, хотя для Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня сдачи ратификационной грамоты государству - депозитарию.
Соглашение подписано 9 октября 1992 года, на ратификацию в Государственную Думу внесено 4 ноября 1995 года.
4. В международном праве существуют иные, более справедливые критерии раздела собственности государства при его разделении.
В статье 18 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов подписанной в Вене 8 апреля 1983 года в частности указано:
- недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится:
- движимая государственная собственность государствапредшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях:
- движимая государственная собственность государствапредшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства государств, переходит к соответствующему государству-преемнику;
- движимая государственная собственность государства-предшественника иная, чем собственность, указанная в вышеизложенном подпункте переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.
5. Хотя Российская Федерация и Союз ССР не являлись участниками Венской конвенции от 8 апреля 1983 года, однако согласно широко распространенной международной практике, международные договоры для неучаствующих в них государствах могут рассматриваться как кодифицированный свод международных обычаев, являющихся в силу статьи 38 Статута Международного суда ООН источником международного права.
6. Учитывая положения статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, на наш взгляд, до ратификации Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года целесообразно провести широкую международно-правовую экспертизу на предмет соответствия способов раздела собственности Союза ССР договорным и обычным нормам международного права.
Начальник Отдела международного права |
П.А.Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.