Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации международной конвенции о спасании 1989 года"
Международная конвенция о спасании 1989 года вступила в силу 14 июля 1996 г. В настоящее время ее участниками являются 28 государств. СССР подписал Конвенцию в 1990 г. под условием ее ратификации (постановление Совета Министров СССР от 26 июня 1990 г. N 610 "О подписании Международной конвенции о спасании 1989 года").
Конвенция 1989 г. устанавливает новый международно-правовой режим спасания судов и иного имущества, находящихся в опасности, и отвечает интересам Российской Федерации.
Принятие Конвенции 1989 г. взамен Международной конвенции об унификации некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. вызвано возросшей озабоченностью в отношении защиты окружающей среды; осознанием того, что эффективные и своевременные спасательные операции могут внести большой вклад в обеспечение безопасности судов и другого имущества, находящихся в опасности, и защиты окружающей среды, убежденностью в необходимости обеспечить надлежащие стимулы для спасателей.
Конвенция 1989 г. устанавливает широкую географическую сферу действия ее правил: они применяются при осуществлении спасательных операций как на море, так и на внутренних водных путях. Объектами спасания могут быть находящиеся в опасности в судоходных или иных водах судно и любое имущество, не прикрепленное постоянно и преднамеренно к побережью, за исключением стационарных и плавучих платформ, а также подвижных буровых установок, когда они фактически осуществляют в местах их расположения разведку, разработку или добычу минеральных ресурсов морского дна.
Важнейший принцип спасания "без спасания - нет вознаграждения" по-прежнему остается определяющим в решении вопроса о вознаграждении в традиционных случаях спасания (наличие опасности для судна и иного имущества). Однако в тех случаях, когда спасатель осуществил спасательную операцию в отношении судна, которое само или его груз создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде, и не смог заработать вознаграждение за спасение, равное специальной компенсации, как она определяется Конвенцией 1989 г., он имеет право на получение исключительно от владельца судна специальной компенсации, равной его расходам. Эта компенсация может быть увеличена до 30-100% понесенных спасателем расходов, если в результате осуществленной операции спасатель предотвратил или уменьшил ущерб окружающей среде.
В соответствии со ст.30 "Оговорки" Конвенции 1989 г. резервируется право Российской Федерации не применять правила Конвенции в случаях, когда "вовлеченное имущество является морским имуществом культурного характера доисторического, археологического или исторического значения и находится на морском дне" (подпункт "d" указанной статьи). Такое имущество обладает особым правовым статусом и охраняется государством как его культурная ценность. В связи с этим общий режим спасания судов и иного имущества, находящихся в опасности, может не в полной мере соответствовать специальным мерам, предпринимаемым для обеспечения сохранности этого имущества. Оговорка по ст.30.1 "d" была сделана при ратификации (присоединении) Конвенции 1989 г. Великобританией, Китаем, Испанией, Канадой, Швецией, Норвегией и др. государствами.
Однако нет необходимости резервировать право Российской Федерации не применять правила Конвенции 1989 г. к случаям спасания во внутренних водах с вовлечением в спасательную операцию только судов внутреннего плавания и без вовлечения каких-либо судов, а также когда все заинтересованные стороны являются гражданами или организациями Российской Федерации. Применение правил Конвенции 1989 г. в этих случаях оправдано установлением единообразного правового режима спасания судов и имущества, находящихся в опасности, и другими целями Конвенции 1989 г.
Конвенция 1989 г. не применяется к военным кораблям и другим некоммерческим судам, находящимся в собственности или эксплуатируемым государством и обладающим во время проведения спасательных операций суверенным иммунитетом согласно общепризнанным принципам международного права, если только государство не примет иного решения (ст.4). Ни одно из государств-участников Конвенции 1989 г. не уведомило Генерального секретаря ИМО о том, что оно приняло решение применять Конвенцию 1989 г. к таким судам. Российской Федерации также не следует принимать такое решение.
В настоящее время вопросы спасания судов и другого имущества на море регламентируются главой XV "Вознаграждение за спасание на море" КТМ Союза ССР 1968 г., правила которой основываются на Международной конвенции об унификации некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г., участником которой Российская Федерация является.
Раздел XX "Спасание судов и другого имущества" проекта КТМ РФ основывается на Конвенции 1989 г. Под действие его правил не подпадает "морское имущество культурного характера доисторического, археологического или исторического значения, когда оно находится на морском дне".
Для реализации права спасателя на получение авансом суммы, которую суд или арбитраж, обладающий юрисдикцией в отношении требования спасателя, может постановить уплатить путем вынесения промежуточного решения (ст.22 Конвенции 1989 г., ст.352 проекта КТМ РФ), необходимо, чтобы суды и арбитражи обладали правом выносить такие промежуточные решения. В связи с этим следует внести соответствующие изменения в ГПК РСФСР, АПК РФ и Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ.
Международная конвенция о спасании 1989 года подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "в" п.2 ст.28 Конвенции 1989 г., подпунктом "а" п.1 и п.2 ст.15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Ратификация Конвенции 1989 г. не предполагает образования новых федеральных органов исполнительной власти и изменения существующего порядка их финансирования.
Представляемый законопроект не содержит вопросов, требующих заключения Правительства Российской Федерации при внесении.
Вопрос о ратификации Международной конвенции о спасании 1989 года согласован с Минсельхозпродом России (А.В.Родин), Минобороны России (А.В.Квашнин), Минкультуры России (М.Е.Швыдкой), Минюстом России (Л.Н.Завадская), Верховным Судом Российской Федерации (В.М.Жуйков) и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (О.В.Бойков).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.