Заключение Правового управления Государственной Думы РФ
по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Pоссийской Федерации" и проекту постановления Государственной Думы о его принятии в первом чтении
(по вопросам ответственности за посягательства на целостность территории Российской Федерации и нарушения равноправия граждан)
Досье на проект федерального закона
Изучив по поручению Комитета Государственной Думы по делам национальностей проекты вышеуказанных законодательных актов, Правовое управление Аппарата Государственной Думы считает необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Соблюдение требований Регламента
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
1. Вопреки требованиям статьи 109 Регламента Государственной Думы при подготовке рассматриваемого проекта не учтено решение Совета Государственной Думы от 6 февраля 1997 года (протокол N 68) о том, что ответственным по всем законопроектам, связанным с внесением изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, должен являться Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе. Кроме того, представленный законопроект не включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на 1998 год.
Соответствие законопроекта
Конституции Российской Федерации, федеральным
конституционным законам, федеральным законам
и основным отраслевым законодательным актам
2. Редакция проектного варианта статьи 280.1, которой предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 законопроекта), не соответствует положениям статей 66 и 67 Конституции Российской Федерации. В диспозиции части первой статьи 280.1 УК РФ говорится о "призывах к выходу из Российской Федерации части ее территории путем, не предусмотренным Конституцией Российской Федерации, либо к отторжению от Российской Федерации части ее территории". Наряду с редакционно-смысловой некорректностью (неясно, например, как часть территории может осуществить выход из Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что в статье 67 Конституции Российской Федерации указывается не на части территории Российской Федерации, а на то, что "территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов". Из этого следует, что речь в данном случае может идти лишь об изменении статуса субъекта Российской Федерации, который согласно статье 66 Конституции Российской Федерации "может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом", который до настоящего времени не принят.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с рассматриваемым законопроектом
3. Предполагаемые законопроектом дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации новыми статьями 280.1 и 282.1 требуют внесения соответствующих изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в целях определения подследственности и подсудности уголовных дел об указанных преступлениях, однако в представленном проекте эта задача не решается.
Постатейные замечания
4. В наименовании и диспозиции части первой статьи 136 Уголовного кодекса Российской Федерации, новая редакция которой приведена в пункте 1 статьи 1 законопроекта, слова "нарушение равноправия человека и гражданина" целесообразно заменить словами "нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина", что в редакционном и смысловом значении наиболее точно соответствовало бы части второй статьи 19 Конституции Российской Федерации.
5. В диспозиции части первой статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, новая редакция которой предлагается в пункте 3 статьи 1 законопроекта, слово "людей" предлагается заменить словом "граждан". Из приведенной там же диспозиции части второй той же статьи УК РФ не ясны смысл и квалифицирующее значение термина "руководитель либо активный член общественного объединения". Аналогичные редакционно-юридические погрешности имеют употребленные в диспозициях частей третьей и четвертой проектного варианта статьи 282 УК РФ термины "компактно проживающие представители разных национальностей", "изгнание их из мест проживания", "повлекшие массовый исход населения из постоянного места жительства" и т.д.
6. Содержащееся в пункте 4 статьи 1 законопроекта предложение о дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 282.1, устанавливающей уголовную ответственность за непринятие мер по пресечению действий, направленных на отторжение от Российской Федерации части ее территории или на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, ненависти либо розни, является неосновательным:
во-первых, перечисленные в ней деяния полностью охватываются составом преступления, предусмотренного статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации (халатность);
во-вторых, к предлагающейся редакции указанной нормы в полной мере относятся замечания, изложенные в пункте 2 настоящего заключения.
3амечания технико-юридического и лингвостилистического характера
7. После устранения перечисленных замечаний проект федерального закона потребует тщательной редакционно - технической доработки.
8. В пункте 3 проекта постановления Государственной Думы о принятии указанного законопроекта в первом чтении необходимо учесть решение Совета Государственной Думы от 6 февраля 1997 года (протокол N 68).
Начальник управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.