Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О Государственной программе приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О Государственной программе приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", разработанный в соответствии с федеральным законом " О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", содержит приоритеты в осуществлении государственного имущества в Российской Федерации, ограничения в ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц, а также основы приватизации муниципального имущества в Российской Федерации.
В качестве приоритетов осуществления приватизации в Российский Федерации в законопроекте определены:
привлечение инвестиций, необходимых дня производственного, технологического и социального развития приватизируемых предприятий, обеспечение оптимального соотношения отечественных и иностранных инвестиций;
сохранение государственного контроля на отдельные стратегические виды производств, представляющие сферу национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающие национальную безопасность;
осуществление протекционизма по отношению к отечественным товаропроизводителям;
производственная, социальная и экологическая реабилитация территорий, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой не возобновляемых природных ресурсов;
проведение реструктуризации предприятий с учетом необходимости сохранения межрегиональных связей и единства технологического комплекса;
создание механизмов поддержки социально незащищенных слоев населения;
создание условий для сохранения конкурентного положения страны по отдельным видам продукции на мировом рынке, а также по ресурсам и продукции, которые имеют или могут иметь повышенный спрос или дефицит предложения;
обеспечение поступлений в федеральный бюджет в 1998 году от приватизации государственного имущества;
оптимизация бюджетных расходов на управление государственной собственностью;
создание условий для развития рынка недвижимости;
В целях достижения указанных приоритетов в законопроекте:
дана классификация государственного имущества по возможности его приватизации;
указаны прогнозные перечни государственных унитарных предприятий, которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества, а также прогнозный перечень открытых акционерных обществ, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, предполагается продать с указанием способов и сроков их приватизации;
определен порядок подачи и рассмотрения заявок на приватизацию;
регламентирована работа комиссии по приватизации с усилением акцента на участие в работе комиссии представителей субъектов Российской Федерации и учета их мнения при принятии решений о способе приватизации и определении начальной цены объекта приватизации, а также определены основные критерии для выбора комиссией способа приватизации;
в качестве ограничений на проведение приватизации установлен порядок закрепления в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ в размерах 100 процентов, 50 процентов плюс одна акция и 25 процентов плюс одна акция, использования специального права "золотая акция", а также порядок принятия решений о раскреплении пакетов акций к прекращения действия специального права.
С целью повышения инвестиционной привлекательности объекта приватизации в законопроекте предусмотрена статья о предпродажной подготовке, включающая в себя проведение таких мероприятий, как: проведение аудиторской проверки, определение рыночной стоимости с привлечением независимого оценщика, осуществление реорганизации предприятия.
Основой для определения начальной цены объекта приватизации является стоимость государственного и муниципального имущества, определяемая на основе:
данных бухгалтерской отчетности за отчетный квартал, предшествующий принятию решения о приватизации;
данных обязательной инвентаризации имущества по его фактическому наличию к состоянию с включением в его состав основных средств н вложений, запасов н затрат, денежных средств, прочих финансовых и нематериальных активов, объектов недвижимости в составе имущественного комплекса предприятия;
данных независимой оценки.
Стоимость имущества определяется в порядке, установленным федеральным органом по управлению государственным имуществом порядком и согласованным с Министерством финансов Российской Федерации.
При подготовке информационного сообщения о проведении торгов продавец обязан пересмотреть установленную в плане приватизации начальную цену объекта приватизации с учетом сложившейся конъюнктуры рынка.
При этом начальная цена акций (пакетов акций) открытых акционерных обществ может быть изменена путем умножения ее на показатель конъюнктуры рынка, который рассчитывается как отношение средневзвешенной величины акций (пакетов акций) по данным продаж за предшествующие шесть месяцев, в том числе на аукционах, конкурсах, на бирже, сделок купли-продажи на вторичном внебиржевом рынке, к начальной цене акций (пакетов акций).
В качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ в соответствии с законопроектом может быть внесено два вида государственного или муниципального имущества: акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, или объекты недвижимого имущества, включая объекты незавершенного строительства, не обеспеченные финансированием и материально-техническими ресурсами, необходимыми для их завершения в нормативные сроки (за исключением создания открытого акционерного общества, уставный капитал которого формируется за счет внесения имущества, сданного в аренду). При чем акции могут быть внесены в уставные капиталы открытых акционерных обществ, уставный капитал которых сформирован за счет внесения акций открытых акционерных обществ. Объекты незавершенного строительства могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ при наличии государственной регистрации прав на них, осуществленной в установленном порядке.
Законопроект устанавливает порядок осуществления арендатором права на первоочередное приобретение акций открытых акционерных обществ, созданных путем внесения в уставный капитал арендованного государственного и муниципального имущества. При этом организация арендатора, созданная на основе аренды государственного или муниципального имущества, подлежит преобразованию в хозяйственное общество, уставный капитал которого формируется за счет имущества, находящегося в собственности арендатора.
Законопроект определяет порядок выкупа сданных в аренду объектив нежилого фонда, предусматривающий предоставление рассрочки до трех лет.
Так же законопроект устанавливает задаток как способ обеспечения обязательств по оплате приобретаемого имущества на аукционе и конкурсе и определяет его размер.
Законопроект содержит общие положения порядка продажи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, на специализированных аукционах.
Льготы при проведении приватизации предусмотрены законопроектом только при продаже акций открытых акционерных обществ, создаваемых на базе предприятий и организаций, выделенных из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, военнослужащим, проходившим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (кроме военнослужащих, проходивших военную службу по призыву), и членам их семей. Порядок и размер их предоставления определяет Правительство Российской Федерации.
Нормативы распределения средств от приватизации федерального имущества, а также нормативы распределения денежных средств, поступающих от приватизации высвобождаемого военного имущества, установлены в приложении к законопроекту. От приватизации федерального имущества 71 процент средств должен поступать в федеральный бюджет, 10 процентов - в местные бюджеты, 7 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации, остальные средства распределяются между органами, осуществляющими приватизацию, а также Федеральным общественно-государственный фондом по защите прав вкладчиков и акционеров. Специализированным бюджетным фондом для финансирования развития инфраструктуры рынка ценных бумаг. Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и Российским фондом правовых реформ.
Кроме того законопроект содержит нормы переходного периода: порядок приобретения работниками предприятий и приравненными к ним лицами акций, подлежащих безвозмездной передачи, а также продажи акций из Фонда акционирования работников предприятий, предусмотренных ранее действующим законодательством о приватизации. Законопроект предусматривает продажу сказанных акций по закрытой подписке со скидкой 50 процентов от их номинальной стоимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.