Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
по проекту федерального закона "О Государственной программе
приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации"
(к внесению на I чтение)
Рассмотрев по поручению Комитета от 21.04.98 г. проект федерального закона "О государственной программе приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
Соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации,
федеральным конституционным законам, федеральным законам,
основным отраслевым законодательным актам
Название законопроекта необходимо привести в соответствие с положениями статьи 4 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", согласно которой представленный законопроект должен называться "О Государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации" (пункт 1 названной статьи).
В статье 2 законопроекта и далее - по тексту) речь следует вести об организациях, если только не имеются в виду предприятия как имущественные комплексы (статья 132 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этой же статье (и далее - по всему тексту) речь идет о настоящем федеральном законе (в соответствующем падеже).
В статье 5 законопроекта (и далее - по тексту) следует говорить, о приватизации имущества той или иной организации.
В статье 9 проекта ее название не соответствует содержанию, поскольку в названии говорится лишь о государственном имуществе, в отношении которого органы местного самоуправления не вправе принимать соответствующие решения.
В статье 13 законопроекта (пункты 2 и 3) содержатся различные понятия ("инициатива продажи акций" и "предложения о продаже акций"). Поэтому полагаем, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении имущества, закрепленного в федеральной собственности, могут выступать с предложением о его продаже, но не с инициативой продажи указанного имущества.
В статье 16 (пункт 7) законопроекта предусматриваются различные формы голосования (простое большинство или квалифицированное от присутствующих на заседании комиссии). Данное обстоятельство предполагает уточнение, при наличии скольких членов комиссии ее заседания считаются правомочными. В пункте 13 данной статьи проекта, по нашему мнению, следует уточнить статус специализированного учреждения (речь, видимо, идет о продавце имущества).
В статье 19 законопроекта содержание абзаца 3 пункта 1 следует привести в соответствие с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", в котором речь идет о возможности создания в субъектах Российской Федерации продавцом федерального имущества своих отделений.
В статье 25 законопроекта (пункт 2) необходимо уточнить, о преобразовании в какое хозяйственное общество идет речь (является ли указанное хозяйственное общество промежуточным этапом от аренды имущества организации, подлежащего приватизации, до образования открытого акционерного общества (п.3 названной статьи). В пункте 5 указанной статьи необходимо сделать ссылку на Положение, утверждаемое Правительством Российской Федерации, как это предусмотрено абзацем 4 пункта 1 статьи 26 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
В статье 28 (пункт 4) законопроекта необходимо уточнить, о каких отдельных видах собственности идет речь (или имелись в виду отдельные объекты собственности). Кроме того, условия предоставления рассрочки при оплате имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, определяются программой приватизации субъекта Российской Федерации (пункт 5 данной статьи проекта). С учетом изложенного, а также в соответствии с положениями статьи 19 (пункт 1) Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", полагаем необходимым уточнить, вправе ли Правительство Российской Федерации определять дополнительные условия предоставления рассрочки по платежам за приватизированное имущество или указанные условия должны содержаться в названной Программе.
Статья 30. законопроекта нуждается в существенной переработке. Во-первых, необходимо определить, о расторжении или признании недействительными сделок купли-продажи государственного имущества идет речь. Это объясняется различными правовыми последствиями, наступающими в результате расторжения такой сделки или признания ее недействительной. В случае расторжения сделки ее действие прекращается на будущее время и, как правило, не предполагает каких-либо имущественных последствий для сторон (например, истребование всего полученного по такой сделке). В случае признания указанной сделки недействительной по решению суда наступают последствия, перечисленные в статьях 166-170 Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, статья 167 упомянутого Кодекса предусматривает возврат всего полученного по сделке). Такие последствия признания сделки недействительной установлены в связи с тем, что в этом случае сделка признается недействительной с момента ее заключения. Кроме того, следует рассмотреть вопрос об имущественной ответственности продавца в связи с признанием недействительной сделки, по которой полученные средства продавцом в бюджет перечислены не были, а также порядок возврата денежных средств покупателю по указанной сделке в том случае, если средства по такой сделке уже перечислены продавцом в доход соответствующего бюджета.
Статья 31. законопроекта посвящена вопросам социальной защиты работников организаций, осуществляющих приватизацию. Полагаем, что положения указанной статьи проекта не являются предметом данного законопроекта. Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" в данном законопроекте должны быть определены льготы работникам государственных и муниципальных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот (пункт 2 данной статьи).
Однако в представленном законопроекте указанный вопрос не нашел отражения.
В статье 33 законопроекта не указано, когда указанный Федеральный закон вступает в силу.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.