Проект федерального закона
"Об охране атмосферного воздуха"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава I. Общие положения
Глава II. Управление в области охраны атмосферного воздуха
Глава III. Организация деятельности в области
охраны атмосферного воздуха
Глава IV. Государственный учет вредных воздействий на
атмосферный воздух и их источников
Глава V. Контроль за охраной атмосферного воздуха
Глава VI. Экономический механизм охраны
атмосферного воздуха
Глава VII. Права и обязанности граждан и общественных
объединений в области охраны атмосферного воздуха
Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства
РФ в области охраны атмосферного воздуха
Глава IX. Международное сотрудничество РФ
в области охраны атмосферного воздуха
Глава Х. Заключительные положения
Атмосферный воздух является важнейшим объектом окружающей природной среды, средой обитания растений и животных, достоянием всего человечества и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
атмосферный воздух - объект окружающей природной среды, охраняемый законом и представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, образовавшуюся в ходе эволюции Земли, за пределами жилых, производственных и иных помещений;
вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе, которые при определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, оказывающие вредное влияние на здоровье человека и окружающую природную среду;
трансграничное загрязнение атмосферного воздуха - загрязнение атмосферного воздуха, происходящее в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства;
неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха;
предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух - гигиенический или экологический норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух на таком уровне, при котором вредное физическое воздействие от данного и всех других источников не приведут к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий;
технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега передвижных средств и других показателей;
предельно допустимая (критическая) нагрузка - показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую природную среду, превышение которого в соответствии с современным уровнем знаний может привести к вредному воздействию на окружающую природную среду;
предельно допустимый выброс - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения этими источниками гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов;
временно согласованный выброс - временный лимит, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории и для поэтапного достижения установленного норматива предельно допустимого выброса;
мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;
охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду в результате загрязнения атмосферного воздуха;
гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;
экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду;
качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень соответствия гигиеническим и экологическим нормативам.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
1. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.
Глава II. Управление в области охраны атмосферного воздуха
Статья 3. Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:
приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;
обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;
обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Статья 4. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный специально уполномоченный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, федеральный специально уполномоченный орган исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный специально уполномоченный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в пределах компетенции указанных органов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:
формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;
установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;
формирование единой методической базы в области охраны атмосферного воздуха;
формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
установление порядка разработки технических нормативов выбросов и утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются;
установление порядка разработки предельно допустимых выбросов, нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух и утверждения предельно допустимых выбросов, нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
установление порядка определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха, а также порядка возмещения вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха и вредными физическими воздействиями на атмосферный воздух;
установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
установление порядка использования полученных сборов, за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
установление порядка организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
организация, финансирование государственной системы мониторинга атмосферного воздуха;
установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
установление порядка сертификации топлива, технических, технологических и иных установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств на соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха;
установление объемов уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено уменьшение таких объемов, в соответствии с федеральными программами и международными обязательствами Российской Федерации;
организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении программ охраны атмосферного воздуха;
осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
проведение политики Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории;
принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
участие в разработке предложений об установлении объемов уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено уменьшение таких объемов, в соответствии с федеральными программами, международными обязательствами Российской Федерации;
участие в организации и обеспечении функционирования системы государственного мониторинга атмосферного воздуха;
проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
регулирование транспортных потоков на соответствующей территории в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в пределах своей компетенции;
осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности юридических и физических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, о его загрязнении и о выполнении программ и соответствующих мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха;
иные не отнесенные к ведению Российской Федерации полномочия в области охраны атмосферного воздуха.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе полномочиями на:
участие в принятии решений о размещении загрязняющих атмосферный воздух объектов хозяйственной и иной деятельности на соответствующей территории;
участие в организации и обеспечении функционирования государственного мониторинга атмосферного воздуха;
регулирование в пределах своей компетенции транспортных потоков на соответствующей территории в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
участие в мероприятиях по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
координацию в пределах своей компетенции деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории.
Статья 8. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны атмосферного воздуха
1. Специально уполномоченными государственными органами в области охраны атмосферного воздуха являются федеральный специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды и его территориальные органы, которые осуществляют соответствующие полномочия через свои подразделения, специализированные в области охраны атмосферного воздуха.
2. Федеральный специально уполномоченный государственный орган в области охраны атмосферного воздуха разрабатывает и утверждает экологические нормативы качества атмосферного воздуха, правила охраны атмосферного воздуха и требования охраны атмосферного воздуха, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона, а также осуществляет государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, взаимодействует с субъектами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей компетенции, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Федеральный специально уполномоченный орган исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора
Федеральный специально уполномоченный орган исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора устанавливает гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, осуществляет надзор за их соблюдением, а также иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и настоящим Федеральным законом.
Статья 10. Федеральный специально уполномоченный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
Федеральный специально уполномоченный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях осуществляет государственный мониторинг состояния атмосферного воздуха, его загрязнения, предоставляет пользователям (потребителям) информацию о фактическом и прогнозируемом состоянии атмосферного воздуха и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации о гидрометеорологической службе и настоящим Федеральным законом.
Глава III. Организация деятельности в области
охраны атмосферного воздуха
Статья 11. Основные направления организации деятельности в области охраны атмосферного воздуха
Основными направлениями организации деятельности в области охраны атмосферного воздуха являются:
формирование нормативно-методической и информационной базы охраны атмосферного воздуха;
планирование мероприятий по охране атмосферного воздуха;
разработка программ охраны атмосферного воздуха;
организация и обеспечение функционирования государственного мониторинга атмосферного воздуха;
установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха;
установление предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на атмосферный воздух и нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
установление в соответствии с международными договорами Российской Федерации ограничений выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
установление санитарного режима и границ санитарно-защитных зон объектов, загрязняющих атмосферный воздух.
Статья 12. Программы охраны атмосферного воздуха и мероприятия по его охране
1. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также вредного физического воздействия на атмосферный воздух, разрабатывают и осуществляют согласованные с территориальными органами специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха мероприятия по охране атмосферного воздуха.
2. С учетом мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ, данных мониторинга атмосферного воздуха, результатов контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ, результатов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ специально уполномоченные государственные органы в области охраны атмосферного воздуха разрабатывают федеральные, региональные и местные программы охраны атмосферного воздуха.
Мероприятия по охране атмосферного воздуха не должны приводить к загрязнению других объектов окружающей природной среды.
3. Проекты программ охраны атмосферного воздуха могут выноситься на обсуждение граждан и общественных объединений в целях учета их предложений при планировании и осуществлении мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха.
Статья 13. Финансирование программ охраны атмосферного воздуха и мероприятий по его охране
Финансирование программ охраны атмосферного воздуха и мероприятий по его охране осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Нормирование качества атмосферного воздуха и уровней вредных физических воздействий на атмосферный воздух
1. В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности химических, физических и биологических факторов на человека, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни вредных физических воздействий на него.
2. Гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха устанавливаются федеральным специально уполномоченным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора и действуют на всей территории Российской Федерации.
3. Экологические нормативы качества атмосферного воздуха устанавливаются федеральным специально уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.
4. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух
1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
технические нормативы выбросов;
предельно допустимые выбросы.
2. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха или другой специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным специально уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, всех видов транспортных или иных передвижных средств и установок, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
3. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (предприятия в целом).
4. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов, территориальные органы специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами специально уполномоченного органа исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.
Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условии соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха.
План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности этих веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.
5. В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
6. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
7. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ
Федеральный специально уполномоченный орган исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора и федеральный специально уполномоченный государственный орган в области охраны атмосферного воздуха осуществляют организацию регистрационных испытаний вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природную среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух
1. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основе разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
2. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным специально уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.
3. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основе разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
4. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух взимаются сборы.
Сборы за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух взимаются территориальными органами специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха в целях компенсации расходов на осуществление экспертизы заявок на выдачу таких разрешений, организационных и иных расходов, связанных с выдачей таких разрешений.
Размеры сбора за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух определяются территориальными органами специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха исходя из расходов на осуществление экспертизы заявок на выдачу таких разрешений, организационных и иных расходов, связанных с выдачей таких разрешений, и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха.
5. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных в этих разрешениях, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
1. В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования по охране атмосферного воздуха.
2. Запрещается внедрение новой техники, новых технических систем, веществ и материалов, а также применение технологического оборудования и других объектов, если они не отвечают установленным законодательством требованиям по охране атмосферного воздуха.
3. Производство и использование топлив на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлив требованиям по охране атмосферного воздуха.
4. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических и иных установок, а также двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических и иных установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.
5. Сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических и иных установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и требованиям по охране атмосферного воздуха, выдаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения на использование нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
7. Запрещается выброс веществ в атмосферный воздух, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и окружающей природной среды не установлена.
8. Действия, направленные на искусственные изменения состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при условии отсутствия вредных последствий для жизни и здоровья человека и окружающей природной среды на основе разрешений, выданных специально уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Статья 19. Требования по охране атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности
1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, а также при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
2. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны предприятий. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией предприятий.
4. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным специально уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха и федеральным специально уполномоченным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.
5. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается со специально уполномоченными органами исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и специально уполномоченными органами исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.
6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами по охране атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
8. Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья населения, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для человека и окружающей природной среды.
Статья 20. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств
1. Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения въезда в населенные пункты, места отдыха и туризма транспортных и иных передвижных средств и регулировать транспортные потоки в пределах своей компетенции.
4. Транспортные и иные передвижные средства, оказывающие вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 21. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ при размещении, складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов
1. Размещение, складирование на территориях предприятий, организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух промышленных и бытовых отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным специально уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха, запрещается.
2. Юридические лица, промышленные и (или) бытовые отходы которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их складирования или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.
3. Места размещения загрязняющих атмосферный воздух промышленных и бытовых отходов должны быть согласованы с территориальными органами специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха и с территориальными органами специально уполномоченного органа исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.
Статья 22. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей
1. В городских и иных поселениях с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
2. Перечень указанных в пункте 1 настоящей статьи городов, порядок проведения указанных работ, включая подготовку и передачу соответствующих прогнозов, определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха и территориальных органов специально уполномоченного органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальным органом специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха, который обеспечивает контроль проведения и эффективности указанных мероприятий.
4. При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными и залповыми выбросами вредных (загрязняющих) веществ и при котором создается угроза жизни и здоровью людей, принимаются экстренные меры по защите людей в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья 23. Права и обязанности физических и юридических лиц при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
1. Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на атмосферный воздух обладают правами:
получать информацию о качестве атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принимать участие в деятельности по обеспечению охраны атмосферного воздуха;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об улучшении охраны атмосферного воздуха;
разрабатывать и реализовывать мероприятия по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан и окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха.
2. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
соблюдать законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и установленные санитарные и экологические нормы и правила;
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку нормативов предельно допустимых выбросов и вредных физических воздействий на него;
своевременно получать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него и соблюдать условия, предусмотренные такими разрешениями;
согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха и с территориальными органами специально уполномоченного органа исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора;
внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, аппаратуры, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
обеспечивать соблюдение режима санитарнозащитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
выполнять предписания должностных лиц специально уполномоченных государственных органов в области охраны атмосферного воздуха, специально уполномоченных государственных органов в области санитарно-эпидемиологического надзора об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля;
предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны атмосферного воздуха и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;
соблюдать иные требования по охране атмосферного воздуха, установленные специально уполномоченными государственными органами в области охраны атмосферного воздуха и специально уполномоченными органами исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.
3. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок, и физические лица при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Статья 24. Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха
В целях уменьшения трансграничного загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ хозяйственными и иными объектами, расположенными на территории Российской Федерации, Российская Федерация обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет иные меры в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по охране атмосферного воздуха.
Глава IV. Государственный учет вредных воздействий на
атмосферный воздух и их источников
Статья 25. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников
1. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Перечень объектов, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения в области охраны атмосферного воздуха на своей территории, определяется территориальными органами специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха по согласованию с органами государственной статистики.
Статья 26. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, их источников и вредных физических воздействий на атмосферный воздух
1. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию указанных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также физических воздействий на атмосферный воздух в порядке, определенном федеральным специально уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.
2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для предприятий, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации указанных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также физических воздействий на атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным специально уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Глава V. Контроль за охраной атмосферного воздуха
Статья 27. Мониторинг атмосферного воздуха
1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют и обеспечивают функционирование государственной системы мониторинга атмосферного воздуха на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и местном уровне.
2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды и осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, специально уполномоченными государственными органами в области охраны атмосферного воздуха, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, специально уполномоченными органами исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Физические и юридические лица могут осуществлять мониторинг атмосферного воздуха на основании лицензий, выдаваемых федеральным специально уполномоченным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
3. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны атмосферного воздуха совместно со специально уполномоченными органами исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
Статья 28. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха
1. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:
условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;
стандартов, нормативов, правил и иных требований по охране атмосферного воздуха, в том числе по ведению производственного контроля;
режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов;
программ охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;
иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
2. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют специально уполномоченные государственные органы в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 29. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха
1. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, имеющие источники вредных воздействий на атмосферный воздух, которые назначают ответственных лиц за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха и (или) организуют экологическую службу.
2. Юридические лица, имеющие источники вредных воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
3. Сведения об ответственных лицах за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля представляются в территориальные органы специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха.
Статья 30. Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха
Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации об общественных объединениях.
Статья 31. Права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха
1. Должностные лица специально уполномоченных государственных органов в области охраны атмосферного воздуха являются государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими контроль за охраной атмосферного воздуха на основании положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
2. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право:
беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий;
проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;
проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;
аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;
вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автотранспортом;
давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, в том числе об ограничении, о приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.
3. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:
иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;
осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации;
осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;
обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха;
обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;
информировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;
подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы.
Глава VI. Экономический механизм охраны
атмосферного воздуха
Статья 32. Плата за загрязнение атмосферного воздуха
1. За загрязнение атмосферного воздуха с физических и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, взимается плата в виде регулярных платежей.
2. Базовые размеры платы за загрязнение атмосферного воздуха, порядок ее определения и взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом степени опасности вредных (загрязняющих) веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.
При установлении размеров платы за загрязнение атмосферного воздуха, порядка ее определения и взимания Правительство Российской Федерации предусматривает меры экономического стимулирования снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
3. Федеральный специально уполномоченный государственный орган в области охраны атмосферного воздуха может вносить предложения в Правительство Российской Федерации о корректировке базовых размеров платы за загрязнение атмосферного воздуха.
Глава VII. Права и обязанности граждан и общественных объединений в
области охраны атмосферного воздуха
Статья 33. Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха
1. Граждане и общественные объединения имеют право на:
информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;
участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;
участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;
обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества;
предъявление исков о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.
2. Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
3. Граждане и общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
Статья 34. Виды нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
Нарушениями законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха являются:
превышение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или временно согласованных выбросов;
превышение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха;
нарушение условий, предусмотренных разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха в случае, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха;
нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, которое может привести или привело к загрязнению атмосферного воздуха;
невыполнение предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха;
размещение, складирование загрязняющих атмосферный воздух промышленных и бытовых отходов на территориях предприятий, организаций и населенных пунктов, а также сжигание таких отходов открытым способом и с нарушением правил, установленных специально уполномоченными государственными органами в области охраны атмосферного воздуха;
непредставление или несвоевременное представление в органы, осуществляющие государственное управление в области охраны атмосферного воздуха и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, информации по вопросам охраны атмосферного воздуха, а также фальсификация такой информации;
создание препятствий для организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
внедрение открытий, изобретений, новых технических систем, веществ и материалов, а также применение технологического оборудования и других объектов, которые не отвечают установленным в Российской Федерации требованиям по охране атмосферного воздуха;
производство на территории Российской Федерации технических, технологических и иных установок, а также двигателей, транспортных и иных передвижных средств без сертификатов, устанавливающих их соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха, а также нарушение порядка соответствующей сертификации;
эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, в выбросах которых содержание вредных (загрязняющих) веществ превышает установленные нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
нарушение порядка определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха;
нарушение порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
производство и использование на территории Российской Федерации топлива без сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям по охране атмосферного воздуха, а также нарушение порядка соответствующей сертификации;
неисполнение должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих управление в области охраны атмосферного воздуха, их обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 35. Уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
1. Лица, виновные в совершении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
2. Лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 34 настоящего Федерального закона, если такие нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР "Об административных правонарушениях".
Статья 36. Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха
Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии - в соответствии с фактическими затратами на их восстановление за счет средств физических и (или) юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.
Глава IX. Международное сотрудничество Российской Федерации
в области охраны атмосферного воздуха
Статья 37. Международное сотрудничество
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации об охране атмосферного воздуха и международными договорами Российской Федерации об охране окружающей природной среды.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Глава Х. Заключительные положения
Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 29, ст. 1027).
Признать утратившим силу на территории Российской Федерации Закон СССР "Об охране атмосферного воздуха" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст. 528).
3. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.