Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"
Проект федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", внесенный Правительством Российской Федерации и доработанный депутатами Государственной Думы по экологии был принят Государственной Думой 11 ноября 1996 года.
В Комитет по экологии поступили поправки от 85 субъектов законодательной инициативы:
Президента Российской Федерации;
Правительства Российской Федерации;
Федерального Собрания Российской Федерации;
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Верховного Суда Российской Федерации;
Комитетов Государственной Думы
- по охране здоровья;
- по аграрным вопросам;
- по природным ресурсам и природопользованию;
- по вопросам местного самоуправления;
- депутатов Государственной Думы Т.В.Злотниковой, Е.Г.Зяблицева, В.И.Овченкова, В.М.Костюткина, В.В.Тетельмина, Г.И.Бердова, Ю.В.Уткина, А.С.Коткова, С.А.Попова, П.В.Щелища, В.М.Зеленина;
- 65 представительных органов субъектов Российской Федерации.
Всего поступило свыше 330 поправок, 263 из которых приняты или учтены при доработке указанного законопроекта, 69 отклонены Комитетом ГД по экологии.
Принятые поправки относятся к разграничению полномочий Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, специально уполномоченных государственных органов власти, осуществляющих деятельность в области охраны атмосферного воздуха, организации единой нормативно-методической базы охраны атмосферного воздуха, государственной системы мониторинга атмосферного воздуха, обеспечения реализации программ по охране атмосферного воздуха, разработки нормативов качества атмосферного воздуха и воздействий на него (химических, биологических и физических факторов), разработки и реализации программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха, регламентации хозяйственной и иной деятельности, экономического механизма охраны атмосферного воздуха, учета и контроля выбросов загрязняющих веществ, ответственности за нарушение законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
В сравнении с принятым в первом чтении законопроектом, подготовленный с учетом поправок законопроект несколько отличается как структурными изменениями, так и содержанием текста законопроекта.
В законопроекте введены новые статьи:
Статья 3. "Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха", статья 8-10 об основных функциях специально уполномоченных государственных органах исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометеорологии и смежных с ним областях, осуществляющих управление в области охраны атмосферного воздуха.
К числу введенных статей относятся статьи 12-13, предусматривающие государственные программы, планы мероприятий и финансирование по охране атмосферного воздуха, статья 16 "О государственной регистрации вредных (загрязняющих) и потенциально опасных веществ, статьи 20-21, предусматривающие государственное регулирование при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных технических средств, а также регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ при размещении, складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов.
Законопроект дополнен также статьей 24 о мероприятиях при трансграничном загрязнении атмосферного воздуха, статьей 31 "Права и обязанности государственных инспекторов по охране природы в области охраны атмосферного воздуха".
Предусмотренный законопроектом специально уполномоченный государственный орган в области охраны атмосферного воздуха и его территориальные органы входят в состав природоохранных органов, который координирует деятельность по охране атмосферного воздуха и взаимодействует с другими государственными органами власти в области санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометеорологии и смежных с ней областях, иными органами надзора и контроля.
В целом проект федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" отражает сложившуюся в России систему управления в области охраны атмосферного воздуха и ориентирован на максимальное использование опыта последних лет.
В законопроекте введена глава VIII "Международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха".
Поправки, которые относятся к предметам регулирования другого законодательства Российской Федерации, противоречащих законодательству Российской Федерации и не соответствующих концепции закона отклонены Комитетом по экологии.
Законопроект подготовлен с учетом замечаний и предложений Правового управления Аппарата Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.
Российская Федерация разделяет основные принципы и идеи международных документов, принятых на конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, и руководствуясь ими, считает необходимым и возможным осуществить переход на модель устойчивого развития в долгосрочной перспективе, обеспечивающий сбалансированное решение задач социально-экономического развития и сохранение благоприятного состояния окружающей природной среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущего поколений.
Для Российской Федерации, проблемы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха актуальны и в значительной степени согласуются с национальным интересом в оздоровлении экологической обстановки в стране.
Данный законопроект является законодательной базой снижения выбросов вредных веществ в атмосферу за счет планирования и осуществления государственных программ и мероприятий путем введения высокоэффективных методов очистки и перехода на малоотходные и безотходные технологии.
Предусмотренная законопроектом сертификация топлив в соответствии с установленными экологическими требованиями будет способствовать переходу ТЭС и ТЭЦ, транспортных и иных передвижных средств на менее токсичное топливо.
В законопроекте предусматривается введение технических нормативов выбросов для технологических процессов, оборудования, транспортных и иных передвижных средств и установок в расчете на единицу материальных показателей (сырья, выпускаемой продукции, единицы пробега и др.).
Такой подход стимулирует применение наиболее совершенных с экологической точки зрения технологий и реализован во многих странах мира.
Введение сертификации соответствия установленным техническим нормативам вредных веществ выбросов транспорта, двигателей и иных передвижных средств и установок, работающих на углеводородном топливе, дает реальные рычаги воздействия также на индивидуальных владельцев транспортных средств, в первую очередь автомобилей, выбросы от которых более чем в 150 городах страны превалируют над промышленными.
Уровни загрязнения атмосферного воздуха в 86 городах зачастую превышает допустимые нормы в 10 и более раз.
Законопроект предусматривает государственный, производственный и общественный контроль за выбросами предприятий и выполнению мероприятий по снижению выбросов вредных веществ, особенно токсичных (соединений хлора, фтора, сероуглерода, сероводорода, ртути, свинца, отдельных углеводородов).
В предлагаемом законопроекте введена глава "Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха", в одноименной статье 35 предусматривается участие граждан и общественных объединений в обсуждении программ по охране атмосферного воздуха, право вносить в них предложения, предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.
Граждане и общественные объединения имеют право принимать участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной деятельности, в проведении воздухоохранных мероприятий, получать достоверную информацию об источниках загрязнения, о состоянии атмосферного воздуха и последствиях ухудшения его качества.
Решить проблему загрязнения атмосферного воздуха в рамках национальных границ невозможно, необходимо активное участие Российской Федерации по решению глобальных экологических проблем.
В законопроекте введена глава "Международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха и статья "Международное сотрудничество".
Принятие закона "Об охране атмосферного воздуха" будет являться правовой базой восстановления и сохранения качества атмосферного воздуха в Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.