Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
по проектам Федерального закона "О защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг" и постановления Государственной
Думы "О проекте Федерального закона "О защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг"
(к рассмотрению во втором чтении)
Изучив по Вашему поручению от 2 июня 1998 года N 3.7-952 проекты Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" и постановления Государственной Думы "О проекте Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
Соответствие законопроекта федеральным законам
и постатейные замечания
1. В пункте 1 статьи 4 проекта устанавливается запрет на рекламу ценных бумаг эмитентов, которыми не раскрывается информация в объеме и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Нарушение такого запрета является основанием для аннулирования или приостановления действия лицензии (пункт 3 статьи 4 проекта). Полагаем, что положения данной нормы необходимо согласовать с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", имея в виду, что требования к рекламе на рынке ценных бумаг установлены в главе 9 указанного Закона, которая такого запрета не предусматривает. Кроме того, согласно пункту 7 статьи 51 этого Закона в случае обнаружения фактов недобросовестной рекламы Федеральная комиссия вправе только приостановить действие лицензии.
2. Абзац второй пункта 1 статьи 10 дублирует абзац 1 пункта 1 указанной статьи и является излишним, а положения абзацев первого-третьего пункта 2 вообще не относятся к предмету регулирования данного проекта.
3. При доработке пункта 1 статьи 11 проекта следует иметь в виду, что в российском законодательстве используется понятие должностного лица, содержащееся в статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которому в состав указанной категории лиц включаются лица, исполняющие функции представителя власти, либо иные функции в государственных органах и организациях.
Кроме того, необходимо уточнить редакцию указанной статьи проекта. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи предписания федерального органа по рынку ценных бумаг обязательны для исполнения, в частности, всеми коммерческими организациями и их должностными лицами, в связи с этим необходимо отметить, что, например, Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации и в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" руководит работой федеральных органов исполнительной власти (статьи 1, 12 Федерального конституционного закона).
4. Положения пункта 1 статьи 12 проекта необходимо уточнить с точки зрения законодательства об административной ответственности, имея в виду, что отождествление индивидуальных предпринимателей с юридическими лицами не является правомерным.
5. Пункт 1 статьи 14 проекта предлагается изложить в следующей редакции: "Федеральный орган по рынку ценных бумаг вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов-физических лиц и интересов государства".
Положение пункта 2 статьи 14 проекта предусматривает право федерального органа по рынку ценных бумаг на обращение с исками в суд. При этом следует учитывать, что такое право Федеральной комиссии уже определено в статьях 42, 44 и 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", причем несколько иначе.
6. Полагаем, что название статьи 17 проекта, предусматривающее возмещение убытков членами саморегулируемой организации в отношении инвесторов-физических лиц, не соответствует ее содержанию, поскольку в ней идет речь о праве саморегулируемых организаций создавать компенсационные и иные фонды.
7. Положения пункта 1 статьи 19 проекта, предусматривающие представление и защиту имущественных интересов инвесторов-физических лиц Фондом в ходе осуществления исполнительного производства, а также хранение и участие в реализации имущества или обеспечение функции контроля в целях надлежащего хранения и реализации имущества в ходе исполнительного производства, не основаны на положениях Федерального закона "Об исполнительном производстве", которыми урегулированы вопросы обращения взыскания на имущество должника (должника-организации), в том числе вопросы хранения и реализации имущества, причем иначе, чем предусмотрено проектом (главы IV и V Закона).
По проекту постановления Государственной Думы "О проекте Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" замечаний не имеется.
Начальник управления |
И.В.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.