Проект Федерального закона
"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации
(О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР
"Об иностранных инвестициях в РСФСР")"
Досье на проект федерального закона
(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Особенности режима предпринимательской деятельности
иностранных инвесторов
Глава 3. Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций
Глава 4. Государственная инвестиционная политика и
координация деятельности органов государственной
власти в области иностранных инвестиций
Глава 5. Приобретение иностранным инвестором долей участия,
акций и иных ценных бумаг, участие в приватизации,
предоставление иностранному инвестору вещных прав
Глава 6. Создание и ликвидация коммерческой организации с
иностранными инвестициями и филиала иностранного
юридического лица
Глава 7. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, гарантии прав иностранных инвесторов на осуществленные инвестиции и получаемые от них доходы, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов.
Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционной деятельности.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с деятельностью иностранных инвесторов по осуществлению инвестиций на территории Российской Федерации.
2. К отношениям, связанным с иностранными инвестициями, которые осуществляются в свободных экономических зонах, а также осуществляются в соответствии с концессионными договорами и соглашениями о разделе продукции, настоящий Федеральный закон применяется в части, не противоречащей федеральным законам о свободных экономических зонах, о концессионных договорах и соглашениях о разделе продукции.
3. Отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.
Статья 2. Иностранные инвесторы
1. Для целей настоящего Федерального закона под иностранными инвесторами в Российской Федерации понимаются следующие иностранные субъекты предпринимательской деятельности:
иностранные юридические лица, гражданская правоспособность которых определяется по праву государства, в котором они учреждены;
иностранные организации, которые не являются юридическими лицами по иностранному праву и гражданская правоспособность которых определяется по праву государства, в котором они учреждены;
иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется по праву государства их гражданства;
лица без гражданства, которые постоянно проживают за границей и гражданская правоспособность и дееспособность определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
международные организации, имеющие статус юридического лица;
иностранные государства.
2. Иностранные субъекты предпринимательской деятельности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются иностранными инвесторами в случае осуществления ими инвестиций в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и совершения ими в связи с этим необходимых практических действий (далее - инвестиционная деятельность). Инвестиционная деятельность иностранных инвесторов включает владение, пользование и распоряжение принадлежащими им на основе права собственности инвестициями, осуществленными на территории Российской Федерации.
3. Инвестиционную деятельность ведут коммерческие организации с иностранными инвестициями - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме хозяйственных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и иных форм обществ и товариществ, в котором иностранный инвестор имеет долю участия (вклад) в уставном (складочном) капитале.
Филиалы иностранных юридических лиц, созданные на территории Российской Федерации, ведут инвестиционную деятельность и выполняют часть или все функции, включая функции представительства, от имени создавших их иностранных юридических лиц (далее - головные организации), при условии, что цели создания и деятельность головных организаций имеют коммерческий характер и что головные организации несут непосредственную имущественную ответственность по принятым в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.
Дочерние и зависимые общества коммерческих организаций с иностранными инвестициями ведут инвестиционную деятельность как российские коммерческие организации в соответствии с гражданском законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Иностранные инвестиции
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законом об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений иностранными инвестициями могут быть все виды объектов имущественных и связанных с ними прав, принадлежащих иностранным инвесторам, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами:
денежные средства, ценные бумаги (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иное имущество, в том числе имущественные права;
имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальнoй деятельности (интеллектуальную собственность);
услуги;
информация.
Иностранной инвестицией также считается реинвестирование на территории Российской Федерации доходов иностранных инвесторов от ранее размещенных ими иностранных инвестиций.
Никакое изменение формы, в которой первоначально или повторно вкладываются иностранные инвестиции, не будет влиять на их квалификацию в качестве иностранных инвестиций.
В соответствии с настоящим Федеральным законом инвестиции должны направляться иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в целях извлечения прибыли (дохода).
Статья 4. Формы осуществления иностранных инвестиций
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции в следующих формах:
а) создание российского юридического лица, являющегося коммерческой организацией, либо с его долевым участием совместно с российскими и другими иностранными инвесторами, либо полностью принадлежащей ему;
создание на территории Российской Федерации филиала (филиалов) иностранного юридического лица;
осуществление инвестиционной деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, или гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим за границей, в качестве индивидуального предпринимателя без образования российского юридического лица;
б) приобретение доли участия (вклада) в уставном (складочном) капитале или акций российского юридического лица, являющегося коммерческой организацией, в том числе акций приватизируемого государственного или муниципального предприятия;
в) приобретение вещного права на земельный участок, иные природные ресурсы и связанного с ними недвижимого имущества в соответствии с земельным законодательством и законодательством о недрах и иных природных ресурсах Российской Федерации;
г) приобретение ценных бумаг (кроме акций) российской коммерческой организации, которые приносят доход (прибыль), но не предоставляют права на участие в деятельности коммерческой организации, государственных ценных бумаг и иных ценных бумаг российских эмитентов (кроме акций);
д) приобретение для целей инвестиционной деятельности иного имущества, в том числе приобретения права собственности на приватизируемое государственное и муниципальное имущество, приобретения имущественных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
е) осуществление инвестиций иными способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Виды иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции могут осуществляться в виде прямых и портфельных инвестиций, инвестиций в недвижимость и иных разрешенных видов инвестиций.
Для целей настоящего Федерального закона под указанными видами иностранных инвестиций понимаются:
а) прямая инвестиция:
приобретение доли участия (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного товарищества или общества, которая дает право фактического (эффективного) контроля за деятельностью указанной организации через участие в управлении и разделе прибылей при условии, что иностранный инвестор (иностранные инвесторы,) владеет (владеют не менее чем 10 (десятью) процентами участия (вкладов) в уставном (складочном) капитале данной коммерческой организации, а владение указанной долей участия (вкладом) осуществляется им (ими) в течение не менее 182 (ста восьмидесяти двух) дней;
вложение капитала в основной фонд филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации, на срок не менее 182 (ста восьмидесяти двух) дней;
предоставление инвестиционного кредита на срок не менее 182 (ста восьмидесяти двух) дней на сумму 500 (пятьсот) тысяч рублей и более;
осуществление финансовой аренды (лизинга) на сумму 500 (пятьсот) тысяч рублей и более;
б) портфельная инвестиция:
иная инвестиция в уставный (складочный) капитал или акции российской коммерческой организации, кроме указанной в aбзацах первом и втором пункта "а" настоящей статьи;
иное вложение в имущество и связанные с ним имущественные права филиала иностранного юридического лица, кроме указанного в абзаце третьем пункта "а" настоящей статьи;
инвестиция в ценные бумаги российской коммерческой организации, дающая право на участие в прибылях (доходах), но не дающая права участия в управлении указанной организацией, а также в иные ценные бумаги российских эмитентов;
в) инвестиция в недвижимость:
приобретение права собственности или права аренды на земельный участок, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) иные виды инвестиций:
инвестиция, осуществляемая иностранным гражданином лицом без гражданства, или гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим за границей, при ведении индивидуальной предпринимательской деятельности в Российской Федерации;
инвестиция в форме передачи иностранным правообладателем своих исключительных прав в рамках договора коммерческой концессии (фрайчайзинга) российскому субъекту предпринимательской деятельности для использования на территории Российской Федерации;
прочие виды иностранных инвестиций, кроме указанных в пунктах "а" - "в" настоящей статьи.
Статья 6. Законодательное регулирование иностранных инвестиций
1. Иностранные инвестиции регулируются настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
В случае, если положения других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере применения настоящего Федерального закона противоречат его положениям, то применяются положения настоящего Федерального закона.
2. Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые регулируют инвестиционную деятельность иностранных инвесторов по вопросам, относящимся к предмету их компетенции и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и которые не противоречат настоящему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Статья 7. Правовой режим инвестиционной деятельности иностранных инвесторов
1. Правовой режим инвестиционной деятельности иностранных инвесторов и использования полученных от инвестиций доходов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим инвестиционной деятельности и использования полученных от инвестиций доходов, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, которые устанавливаются федеральными законами.
2. Основаниями для изъятий ограничительного характера, устанавливаемых федеральными законами, могут быть интересы обеспечения обороноспособности и безопасности государства, экономической независимости, защиты нравственности, здоровья и жизни людей, защиты животных и растений, охраны природных и культурных ценностей, природных ресурсов и окружающей среды Российской Федерации.
Основаниями для изъятий стимулирующего характера могут быть интересы социально-экономического развития Российской Федерации. Формы льгот и порядок их предоставления устанавливается законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Особенности режима предпринимательской деятельности
иностранных инвесторов
Статья 8. Приоритетные инвестиционные проекты и особенности инвестиционного режима при осуществлении их иностранными инвесторами
Для целей настоящего Федерального закона приоритетными инвестиционными проектами являются:
инвестиционные проекты, связанные с производством наукоемкой, импортозамещающей, экспортоориентированной и конверсионной продукции, или
инвестиционные проекты, суммарный объем иностранных инвестиций в которые составляют не менее 500 млн. рублей, а минимальный вклад иностранных инвесторов в уставной (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 50 млн.рублей.
Перечень указанных инвестиционных проектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Таможенное обложение
1. В соответствии с таможенным и налоговым законодательством Российской Федерации иностранные инвесторы осуществляют уплату таможенных пошлин, сборов и платежей, налогов, взимаемых таможенными органами Российской Федерации, а также пользуются льготами по уплате таможенных пошлин и налогов, взимаемых таможенными органами Российской Федерации, при ввозе и вывозе товаров.
2. Иностранным инвесторам могут быть предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость в отношении товаров (кроме подакцизных), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и являющихся вкладом иностранного инвестора в уставной (складочный) капитал коммерческой организации, предназначенным для включения в состав основного производственного фонда указанной организации, и товаров (кроме подакцизных) ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и предназначенных для включения в состав основного производственного фонда филиала иностранного юридического лица.
Статья 10. Налогообложение
1. Коммерческая организация с иностранными инвестициями, филиал иностранного юридического лица (от имени своей головной организации) и иностранный инвестор уплачивают налоги и пользуются льготами по их уплате в соответствии с налоговым законодательством и международными договорами Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.
2. Иностранный инвестор, осуществляющий инвестиционный проект, указанный в статье 8 настоящего Федерального закона, может быть освобожден федеральным законом от уплаты федеральных налогов и других налогов, доходы от взимания которых поступают в федеральный бюджет.
3. В случае прекращения деятельности до истечения срока действия льгот по уплате налогов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, иностранный инвестор обязан заплатить налог в полном объеме за весь период деятельности.
Статья 11. Валютное регулирование и валютный контроль
Регулирование валютных операций и контроль за их осуществлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями, филиалом иностранного юридического лица и иностранным инвестором на территории Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Статья 12. Льготы, предоставляемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять иностранным инвесторам льготы в пределах своей компетенции, а также осуществлять финансирование, гарантирование, страхование и оказывать иные формы поддержки инвестиционных проектов с участием иностранного капитала за счет бюджетных и внебюджетных средств субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статья 13. Антимонопольное законодательство и соблюдение добросовестной конкуренции иностранными инвесторами
Иностранные инвесторы обязаны соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и общепринятый в международных экономических отношениях принцип недопущения недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики.
Для целей настоящего Федерального закона под недобросовестной конкуренцией понимается неправомерное использование охраняемых законодательством и международными договорами Российской Федерации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции и услуг (работ). Под ограничительной деловой практикой в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области международных экономических отношений понимаются действия или поведение коммерческих организаций, которые путем злоупотребления монопольным или доминирующим положением на рынке или приобретения такого положения сдерживают конкуренцию, в частности, но не исключительно;
путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации с целью продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения;
посредством злонамеренного соглашения по ценам или по распределению рынков либо покупателей, или участию в торгах (аукционах и конкурсах)
Статья 14. Экспертиза инвестиционных проектов с иностранными инвестициями
Экспертиза инвестиционного проекта с иностранными инвестициями осуществляется в соответствии с федеральным законом об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений.
Статья 15. Бухгалтерский учет и отчетность. Проверка деятельности
1. Бухгалтерский учет и отчетность коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
2. Для коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица аудиторская проверка, проверка налоговыми и правоохранительными органами, другими государственными органами, имеющими на это право, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Трудовые отношения
1. Трудовые отношения работников (российских и иностранных) с коммерческой организацией с иностранными инвестициями и филиалом иностранного юридического лица регулируются в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
2. Иностранный инвестор может привлечь на работу в коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиале иностранного юридического лица иностранных граждан и лиц без гражданства.
Федеральным законом и (или) законом либо иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть установлены квоты на привлечение иностранных граждан на работу указанными организациями и филиалами на территории Российской Федерации.
Статья 17. Страхование имущества и рисков коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица
Страхование имущества и рисков коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется по ее усмотрению, а филиала иностранного юридического лица по усмотрению иностранного юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Социальное и медицинское страхование, социальное обеспечение работников коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица
Социальное и медицинское страхование работников коммерческой организации с иностранными инвестициями (филиала иностранного юридического лица) и их социальное обеспечение регулируется законодательством Российской Федерации, а иностранных работников также и международными договорами Российской Федерации.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями (иностранное юридическое лицо, открывшее свой филиал на территории Российской Федерации) обязана вносить отчисления по государственному социальному и медицинскому страхованию российских и иностранных работников и отчисления на пенсионное обеспечение российских работников по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по ставкам, установленным для коммерческих организаций полностью с участием отечественных инвестиций.
Глава 3. Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций
Статья 19. Правовая защита инвестиционной деятельности иностранных инвесторов
1. Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
2. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Гарантия признания уступки прав на иностранные инвестиции (суброгация)
1. В случае, если иностранный инвестор уступает свои права на осуществленные им на территории Российской Федерации инвестиции по гражданско-правовому договору третьему лицу, которое может быть признано иностранным инвестором в соответствии с пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, то Российская Федерация признает приобретение и передачу (суброгацию) любого права и с ним связанного требования, относящимся к указанным инвестициям, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Если иностранное государство или уполномоченное им агентство производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии, предоставленной в отношении иностранной инвестиции на территории Российской Федерации, и к нему переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции, то такая суброгация также признается правомерной.
Статья 21. Гарантии компенсации при национализации и реквизиции
1. Иностранные инвестиции не подлежат принудительному изъятию, включая национализацию, реквизицию, кроме как в исключительных случаях, по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. Национализация или реквизиция должна осуществляться в судебном порядке при условии предварительной и равноценной выплаты иностранному инвестору компенсации.
2. Компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать рыночной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций и собственности на день принятия судом решения о национализации или реквизиции.
Статья 22. Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства
1. Для коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта, условия осуществления инвестиций, действовавшие на день реализации указанного проекта, сохраняют силу на срок окупаемости иностранных инвестиций.
2. Положение пункта 1 настоящей статьи применяется в случае, если в течение срока окупаемости иностранных инвестиций, но не более 7 лет со дня начала реализации указанного проекта, принят федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации, ухудшающий условия осуществления инвестиций.
Положения абзаца первого настоящего пункта не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательство Российской Федерации в целях обеспечения обороны и государственной безопасности, соблюдения правопорядка, охраны жизни и здоровья человека и окружающей среды в Российской Федерации, а также в тех случаях, когда в федеральном законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных инвестиционных соглашений.
3. Порядок определения критериев ухудшения условий осуществления инвестиций по указанным проектам устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. В случае, если Российская Федерация выступает как сторона договора с иностранным инвестором (инвестиционного соглашения, концессионного договора или соглашения о разделе продукции), то по соглашению сторон Российская Федерация может предоставить иностранному инвестору гарантии сохранения условий реализации этого договора от изменения законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда в федеральном законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных указанных в настоящем пункте договоров.
Статья 23. Гарантии обеспечения надлежащего разрешения споров, возникших в связи с инвестиционной деятельностью иностранных инвесторов
В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами спор с иностранным инвестором, возникший в связи осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, подлежит разрешению судом или арбитражным судом Российской Федерации либо по соглашению сторон международным арбитражем (третейским судом).
Статья 24. Гарантии использования на территории Российской Федерации и перевода за границу доходов (прибыли) и других правомерно полученных денежных сумм
Иностранным инвесторам после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов гарантируется свободное использование доходов (прибыли) на территории Российской Федерации для реинвестирования с соблюдением положений статьи 7 настоящего Федерального закона или в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации целях и беспрепятственный перевод за границу доходов и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными ими инвестициями, в частности:
доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;
денежных сумм во исполнение обязательств коммерческих организаций с иностранными инвестициями или иностранных юридических лиц, открывших свои филиалы на территории Российской Федерации, по договорам и иным гражданско-правовым отношениям, а также денежных сумм, полученных в связи с трудовыми отношениями в коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиале иностранного юридического лица;
денежных сумм, полученных инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
компенсаций, предусмотренных в статье 21 настоящего Федерального закона.
Глава 4. Государственная инвестиционная политика и
координация деятельности органов государственной власти
в области иностранных инвестиций
Статья 25. Государственная инвестиционная политика и координация деятельности органов государственной власти в области иностранных инвестиций
1. Государственная инвестиционная политика в области иностранных инвестиций осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
2. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" в сфере регулирования иностранных инвестиций оно выполняет следующие функции:
на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает, утверждает и осуществляет концепцию и стратегию развития международного инвестиционного сотрудничества Российской Федерации, государственную политику по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, включая цели и задачи, мероприятия и инструменты для реализации целей и задач. При разработке концепции и реализации стратегии и политики Правительство Российской Федерации исходит из интересов обеспечения экономической безопасности, защиты экономического суверенитета, экономических интересов Российской Федерации и ее субъектов, российских инвесторов и предпринимателей.
Указанная деятельность Правительства Российской Федерации включает:
разработку и принятие законодательных актов;
установление целесообразности ограничений на осуществление иностранных инвестиций, разработку перечней запретов и ограничений;
определение мер контроля за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации;
определение приоритетных направлений и форм международного инвестиционного сотрудничества, притока иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации;
разработку и реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
привлечение инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития и проектов федерального значения;
осуществление взаимодействия с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных проектов в отраслях материального производства и приравненных к ним услугах материального производства:
контроль за подготовкой и заключением международных договоров о поощрении и взаимной защите инвестиций.
3. Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный обеспечивать разработку и осуществление концепции и стратегии государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой области.
Основными функциями указанного органа являются:
подготовка и представление в Правительство Российской Федерации предложений по формированию и реализации концепции и стратегии государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, проектов перечней запретов и ограничений для иностранных инвестиций, устанавливаемых федеральными законами, определение приоритетных направлений привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций;
разработка соответствующих разделов Бюджета развития, федеральных инвестиционных программ, предусматривающих привлечение иностранных инвестиций, а также участие в подготовке региональных и отраслевых инвестиционных программ;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства об иностранных инвестициях;
участие в организации проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов с иностранными инвестициями в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
организация и координация работ по подготовке концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, заключаемых с иностранными инвесторами;
подготовка и заключение по поручению Правительства Российской Федерации международных договоров по вопросам поощрения и взаимной защиты инвестиций;
подготовка и заключение по поручению Правительства Российской Федерации инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных проектов в отраслях материального производства и приравненных к ним услугах материального характера;
подготовка и представление в Правительство Российской Федерации предложений по инвестиционным программам и проектам, финансируемым за счет инвестиционных кредитов, получаемых Российской Федерацией от международных финансовых организаций и иностранных государств;
регистрация филиалов иностранных юридических лиц и ведение Государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц;
представительство Российской Федерации в международных экономических организациях и на международных переговорах по инвестиционному сотрудничеству.
Другие федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои функции в области иностранных инвестиций в соответствии со своими положениями в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Глава 5. Приобретение иностранным инвестором долей участия,
акций и иных ценных бумаг, участие в приватизации,
предоставление иностранному инвестору вещных прав
Статья 26. Приобретение иностранным инвестором долей участия, акций и иных ценных бумаг
Иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
Статья 27. Участие в приватизации
Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли участия (вкладов, акций) в уставном (складочном) или акционерном капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статья 28. Предоставление иностранным инвесторам вещных прав на земельные участки, иные природные ресурсы, недра, недвижимое имущество
Приобретение иностранными инвесторами вещных прав на земельные участки, иные природные ресурсы, недра, недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 6. Создание и ликвидация коммерческой организации с
иностранными инвестициями и филиала иностранного
юридического лица
Статья 29. Порядок создания и ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями
Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, с учетом изъятий, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Особенности создания и ликвидации кредитной организации, в капитале которой участвует иностранный инвестор, устанавливаются банковским законодательством Российской Федерации.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями подлежит государственной регистрации в порядке и в сроки, установленные федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Несоблюдение сроков, установленных указанным федеральным законом для регистрации, и требование дополнительной документации, не предусмотренной указанным федеральным законом, не разрешается.
Статья 30. Приобретение статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями
Российская коммерческая организация приобретает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в состав ее участников иностранного инвестора. С этого же дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор пользуются правами, предусмотренными для них настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Российская коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных партнеров в составе участников в случае выхода всех иностранных партнеров). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивает права, предусмотренные для них настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 31. Порядок создания и ликвидации филиала иностранного юридического лица
1. Филиал иностранного юридического лица создается с целью ведения той предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, которую осуществляет за границей головная организация, и ликвидируются на основании решения иностранного юридического лица - головной организации. Право на ведение предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации филиал иностранного юридического лица приобретает после его регистрации в федеральном органе исполнительной власти, указанном в пункте 3 статьи 25 настоящего Федерального закона (далее - орган регистрации).
2. Головная организация вправе принять решение о добровольной ликвидации своего филиала на территории Российской Федерации, о чем она обязана проинформировать орган регистрации в течение 15 (пятнадцати) дней со дня принятия такого решения.
3. При невыполнении обязательств головной организации по внесению инвестиций в основной производственный фонд в сроки, установленные положением о филиале, или непредставлении головной организацией сведений о выполнении таких обязательств орган регистрации обязан принять решение о лишении указанного филиала права на ведение предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в течение 30 (тридцати) дней по истечении срока, установленного в положении о филиале для внесения указанных инвестиций.
В течение 10 (десяти) дней со дня принятия указанного решения орган регистрации обязан известить о нем головную организацию и ее филиал. В течение 30 (тридцати) дней со дня принятия указанного решения органом регистрации головная организация обязана либо предоставить документы о выполнении ею данных обязательств в сроки, установленные положением о филиале, либо принять решение о ликвидации своего филиала на территории Российской Федерации. Если по истечении 30 (тридцати) дней со дня принятия указанного решения органом регистрации головная организация не предоставляет необходимых доказательств органу регистрации, решение органа регистрации о лишении филиала права на ведение предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации вступает в силу.
Головная организация вправе обжаловать указанное решение органов регистрации в судебном порядке.
Статья 32. Порядок регистрации создания и ликвидации филиала иностранного юридического лица, изменений и дополнений в положении о нем
1. Филиал иностранного юридического лица регистрируется в качестве субъекта предпринимательской деятельности в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением филиала иностранного кредитно-финансового учреждения, порядок регистрации которого определяется Центральным Банком Российской Федерации в соответствии с банковским законодательством, а также представительства иностранного юридического лица, создаваемого только для осуществления представительских функций на территории Российской Федерации, порядок регистрации которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. При регистрации российского филиала головная организация представляет в орган регистрации документы, перечень и требования к содержанию которых утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом пунктов 3 и 4 настоящей статьи.
3. Филиал иностранного юридического лица, создаваемый на территории Российской Федерации, должен быть указан в уставных документах головной организации.
В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны наименование филиала и его головной организации, организационная форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав и стоимость (в валюте Российской Федерации и иностранной валюте) инвестиций в основной производственный фонд на день создания филиала, которыми его наделяет головная организация, сроки внесения указанных инвестиций в основной производственный фонд (но не более одного года), порядок управления филиалом. В положение могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
4. Оценка стоимости инвестиций в основной производственный фонд указанного филиала производится головной организацией на основе внутренних цен или мировых цен. Оценка может осуществляться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте. Порядок пересчета денежных средств в иностранной валюте, а также имущества, получившего оценку в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. Величина стоимостной оценки инвестиций в основной производственный фонд и величина используемого курса валют должны быть указаны в положении о филиале.
5. Орган регистрации обязан в течение 30 (тридцати) дней принять решение о регистрации филиала иностранного юридического лица или отказать в регистрации по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.
Сведения о филиалах иностранных юридических лиц вносятся в Государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
6. После внесения сведений в указанный реестр филиал иностранного юридического лица получает право на ведение предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с положением о филиале. Ему выдается свидетельство установленного образца. С этого момента указанный филиал и иностранный инвестор (создавшее его иностранное юридическое лицо) пользуются правами, предусмотренными для них настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Изменения и дополнения в положение о филиале иностранного юридического лица подлежат регистрации в органах регистрации в течение 30 (тридцати) дней после их утверждения головной организацией в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Указанные изменения и дополнения вступают в силу для третьих лиц со дня их регистрации.
За регистрацию филиала иностранного юридического лица и внесение изменений и дополнений в положение о филиале с головной организации взимается регистрационный сбор в размере и применительно к порядку взимания регистрационного сбора, установленному законодательством Российской Федерации для регистрации российских юридических лиц.
7. Регистрация факта ликвидации филиала иностранного юридического лица осуществляется органами регистрации в порядке, предусмотренном настоящей статьей и со дня регистрации этого факта органом регистрации указанный филиал утрачивает право на ведение предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, а выданное свидетельство аннулируется.
8. Со дня исключения указанного филиала из Государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц филиал и иностранный инвестор утрачивают права, предусмотренные для них настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 33. Государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц
1. Сведения о филиалах иностранных юридических лиц должны быть внесены в Государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц (далее Реестр), открытый для всеобщего ознакомления в установленном порядке.
2. Реестр ведется органом регистрации, указанным в пункте 3 статьи 25 настоящего Федерального закона, в соответствии с Положением о Государственном реестре филиалов иностранных юридических лиц, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
3. Орган регистрации обязан в течение 30 (тридцати) дней принять решение о внесении сведений о филиале иностранного юридического лица в Реестр или отказать во внесении сведений о филиале иностранного юридического лица в Реестр по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом. О принятом решении указанный орган обязан письменно известить головную организацию и ее филиал.
Статья 34. Отказ в регистрации и во внесении в Государственный реестр сведений о филиале иностранного юридического лица
1. Отказ в регистрации филиала иностранного юридического лица либо отказ в регистрации изменений и дополнений в положение о филиале, а также отказ во внесении в Реестр сведений об указанном филиале возможен только по тем основаниям, которые предусмотрены для отказа в регистрации юридических лиц федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, с учетом пункта 2 настоящей статьи.
2. Орган регистрации может отказать в регистрации филиала иностранного юридического лица в течение 30 (тридцати) дней со дня получения документов для регистрации или внесении сведений в Реестр на основании представления ему документально подтвержденной информации правоохранительных служб иностранных государств или соответствующих служб международных организаций о том, что средства иностранного инвестора, предназначенные для инвестиций на территории Российской Федерации, получены им в результате противоправной деятельности.
Отказ в регистрации и уклонение от такой регистрации, а также отказ и уклонение от внесения сведений в Реестр могут быть обжалованы в судебном и административном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 35. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 36. Признать утратившими силу Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 29, ст.1008; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст.5086).
Статья 37. Предложить Президенту Российской Федерации, законодательным (представительным) и исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 38. Правительству Российской Федерации, Банку России в трехмесячный срок внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о внесении в федеральные законы изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Федерального закона.
Статья 39. До введения в действие федерального закона о государственной регистрации юридических лиц регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в соответствии с действующим в Российской Федерации порядком регистрации юридических лиц, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, с учетом требований частей второй и третьей настоящей статьи.
Регистрация коммерческих организаций с иностранных с иностранными инвестициями, в которых доля участия (вклад) иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал превышает сумму, эквивалентную 1 (одному) миллиону рублей, а также коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляющих деятельность в отраслях, производствах, видах деятельности, перечень ограничений для участия иностранных инвесторов в отношении которых установлен федеральными законами, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в которых доля участия (вклад) иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал не превышает сумму, указанную в части второй настоящей статьи, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 40. Филиалы иностранных юридических лиц, зарегистрированные для ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны привести положения о филиале в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение 1 (одного) года с момента вступления его в силу.
Указанные филиалы освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений и дополнений в положения о них в связи с приведением их в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.