Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Федеральном бюджете на 1998 год"
Настоящий законопроект предполагает внесение изменений в расходную часть федерального бюджета на 1998 год, касающуюся вопроса выплат по внутреннему государственному долгу (в соответствии с предложениями Правительства РФ на 26 процентов). Он предполагает (Статья 1), в связи с тяжелым финансовым положением в стране и, с целью предотвращения бюджетного кризиса, временно сократить с 1.07.98 года объем погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций (далее ГКО). Статья 2 отменяет Статью 103 закона "О федеральном бюджете на 1998 год", разрешавшую Правительству РФ увеличивать по его усмотрению расходы на погашение ГКО.
Данный законопроект предполагает также реструктуризацию образовавшейся задолженности (21221000 тыс.руб.) по обслуживанию государственного внутреннего долга с рассрочкой ее выплаты на 10 лет (Статья 3). Высвободившиеся в результате сокращения данного вида расходов средства, предлагается направить на решение острых социальных проблем, а именно, перераспределить данные средства в счет статей расходов: "Социальная политика", "Образование", "Здравоохранение и физкультура", пропорционально установленному годовому назначению, а также направить на цели обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Процедуры и условия реструктуризации образовавшейся задолженности должны будут регулироваться соответствующим законом Российской Федерации, который должен быть принят после его тщательной проработки с Правительством Российской Федерации.
Мы должны давать себе отчет в том, что в ситуации, когда не хватает денег на зарплату бюджетникам, пенсионерам, когда не выполняются обязательства перед армией, не выполняются обязательства по государственным заказам принятие данного закона будет являться безусловно тяжелым решением, но крайне необходимым и социально оправданным.
Тем более, что данный закон предполагает не отказ государства от своих обязательств, а только их частичную отсрочку, подобно тому как государство, не имея возможности выплатить долги вкладчиками Сбербанка по вкладам до 1.07.91 года. тем не менее признает их наличие, а значит и возможность их выплаты в будущем.
Что касается вопросов, связанных с решением проблемы покрытия текущих расходов бюджета, которое будет затруднено в связи с частичным прекращением выпуска ГКО, то в связи с тем, что во-первых, высвобождающие средства будут направлены на решение проблемы расходной части бюджета, а значит явятся своего рода доходной статьей бюджета и это частично снимет напряженность по его выполнению, а во-вторых Правительству РФ уже давно необходимо найти иные механизмы обслуживания бюджетных расходов, которые бы прекратили практику извлечения сверхдоходов из обслуживания бюджетных денежных потоков финансовыми спекулянтами.
Например, для финансирования временных дефицитов бюджета по естественной причине сезонности российской экономики следует восстановить привлечение кредитов Центрального банка РФ на финансирование кассовых разрывов между доходами и расходами бюджета в пределах года. Тем более, что покупатели ГКО используют для их приобретения кредиты того же Центробанка РФ, играя на разнице между ставкой этого кредита и прибыли, получаемой от погашения ГКО.
Прекращение пополнения оборотных средств за счет выпуска ГКО под неимоверно высокие проценты во многом решит и проблему оттока финансовых средств от реального сектора экономики, что в свою очередь позволит оживить основную часть производства создающую базу налогообложения, что опять таки позволит увеличить доходную часть бюджета.
В настоящий момент вложения средств в ГКО и валюту намного выгоднее инвестиций в промышленность и сельское хозяйство и поэтому, несмотря на все попытки Правительства РФ, инвестиционная активность продолжает падать. В случае же резкого снижения доходности от ценных бумаг, когда она сравняется с доходами от вложений средств в производство, спекулятивное вложение капитала будет резко ограничено и финансовые структуры будут вынуждены вкладывать свои средства в реальную экономику.
Таким образом, принятие данного закона в перспективе сможет существенно улучшить экономическую ситуацию в России и снять мощный пласт социальной напряженности, вызванный задержками зарплаты и неплатежами в сфере производства.
Депутат Государственной Думы |
В.Зоркальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.