Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об инновационной деятельности в
Российской Федерации"
Прогнозная оценка стоимости реализации производилась с учетом предполагаемых расходов, предусмотренных в соответствующих статьях проекта федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации".
1. Статья 16:
абзац 3
"предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в финансировании фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытноконструкторских работ и внедрении их результатов ".
Кредиты, дотации, гарантии инвесторам будут предоставляться в соответствии с действующим законодательством в пределах установленных законом о бюджете на соответствующий год и дополнительных затрат из федерального бюджета не будет.
абзац 5
"предоставления финансовой поддержки, налоговых льгот российский предприятиям, приобретающим и эксплуатирующим российскую новую технику..."
и Статья 22:
п.2, абзац 3
"предоставления налоговых и торможенных льгот, налоговых кредитов в инновационные программы, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации".
Эти нормы носит общий, декларативный характер и требует дальнейшей разработки в конкретных законодательных актах: по финансовой поддержке в соответствующих законах о федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации, по налоговым льготам в налоговом законодательстве.
Оценка затрат из федерального бюджета, проведенная Минэкономики России при подготовке проекта федерального закона об инновационной деятельности, на вышеуказанные цели показывает, что величина расхода незначительна.
Для расчета принято допущение о том, что размеры ставок налога на прибыль, налога на добавленную стоимость в части оплаты в федеральный бюджет снижаются на:
1) 100% - в первый год освоения (применения)
принципиально новой продукции;
2) 50 % - во второй год освоения (применения)
принципиально новой продукции;
3) 25% - в третий год освоения (применения)
принципиально новой продукции.
Указанные налоги составляют почти две третьих налоговых доходов федерального бюджета и являются основными для промышленных предприятий. Исходными данными для получения прогнозных оценок размера налоговых льгот являются макроэкономические показатели, характеризующие динамику валового внутреннего продукта (ВВП), объема промышленной продукции, налоговых доходов федерального бюджета, а также статистики, характеризующая инновационную деятельность в Российской Федерации.
В обзоре показателей экономического развития России, подготовленном Институтом экономического анализа, в 1997 г. ВВП составил 2675 трлн. руб., доходы федерального бюджета составили 12,1 % к ВВП. С учетом приведенных в Концепции среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997 - 2000 годы (утвержденной на заседании Правительства Российской Федерации 13.12.96 г.) темпов роста ВВП, прогноз ВВП, объема продукции промышленности, налоговых доходов федерального бюджета на 19982001 годы в ценах 1998 г. представлен в табл. 1:
Табл. 1 (млрд. руб.)
NN | Показатель | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
1. ВВП 2728,5 2810,4 2908,7 3025,1
2. Объем продукции
промышленности 1413,4 1455,8 1506,8 1567,1
3. Прибыль в экономике 124,9 128,7 133,2 138,5
4. Прибыль в
промышленности 84,1 86,6 89,7 93,2
5. Налоговые доходы
федерального бюджета,
всего: 294,7 303,5 314,1 326,7
в том числе:
5.1 Налог на прибыль
(доход) предприятий 46,3 47,7 49,3 51,3
5.2 Налог на добавленную
стоимость 135,9 139,9 144,8 150,6
5.3 Акцизы 75,4 77,7 80,4 83,6
5.4 Таможенные пошлины и
иные таможенные
сборы и платежи 25,9 26,7 27,6 28,7
5.5 Прочие налоги 11,2 11,5 12,0 12,5
Согласно данным Центра исследований и статистики науки, объем инновационной продукции за январь-сентябрь 1997 года составил 13,3 трлн. руб. (в 1996 г. - 35,3 трлн.руб.), что составляет лишь 2,2 % от общего объема отгруженной продукции по промышленности в целом. Инновационную деятельность осуществляли немногим более 5% от общего количества промышленных предприятий. Уровень новизны инновационной продукции, который определяется долей принципиально новых изделий, не превышал 7 % от общего объема производства инновационно-активных предприятий.
Прогноз основных макроэкономических показателей деятельности предприятий инновационной сферы на период 1998-2001 годы в ценах 1998 г. представлен в табл. 2:
Табл. 2 (млрд. руб.)
NN | Показатель | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
1. Объем инновационной
продукции промышленности 31,1 32,0 33,1 34,5
2. Объем принципиально
новой продукции 2,1 2,2 2,3 2,4
3. Прибыль инновационно-
активных предприятий,
всего, 0,19 0,2 0,21 0,22
в том числе:
3.1 от реализации прининци-
пиально новой продукции 0,05 0,06 0,07 0,08
Принято допущение о неизменности доли инновационной продукции в общем объеме продукции промышленности (на уровне 1997 г.).
На приобретение основных фондов приходится наибольшая доля всех затрат на технологические инновации. Вместе с затратами на технологическую подготовку и пробное производство получается 73 % общих затрат на инновации. На приобретение новых технологий, определяющих перспективы технологического развития, включая патентные и беспатентные лицензии, приходится лишь 2,3 % затрат, на обучение и подготовку персонала, а также на маркетинговые исследования - 1,4 %.
Тогда налоговая экономия промышленных предприятий, занятых разработкой, освоением и производством принципиально новой продукции, образуемая за счет использования указанных выше льгот за период 1999-2001 гг. в ценах 1998 г. составит:
- по налогу на прибыль - 15 млн. руб.,
- по налогу на добавленную - 152 млн. руб.
стоимость
Итого: 167 млн. руб.
Исходной предпосылкой для оценки стоимости таможенных льгот, связанных с осуществлением инновационных проектов, является определение объема финансирования Федеральной Инновационной программы (за счет всех источников финансирования) на период 1999-2001 гг.
Анализ показателей Перечня федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 1998 г., показателей, характеризующих социально-экономическое положение России позволил определить объем финансовых ресурсов, необходимых для осуществления Федеральной Инновационной программы в размере 1720 млн. руб. (в ценах 1988 г.), в том числе из федерального бюджета - 516 млн.руб.
Как было отмечено выше, на приобретение основных фондов приходится 56,9 % всех затрат на технологические инновации. Кроме того, в среднем по промышленности России 60 % приобретенного оборудования является иностранным и около 40 % - российским. Таким образом, на приобретение импортного оборудования в 1999- 2001 гг. предприятия израсходуют примерно 587.2 млн .руб. в ценах 1988 года. С учетом действующих размеров таможенных пошлин и допущения о том, что они будут снижены на 100, 50 и 25% в первый, второй и третий годы соответственно, цена льгот составит около 25,1 млн. руб. в ценах 1988 года.
2. Статья 17:
п.2
"В федеральном бюджете ежегодно выделяется отдельной строкой финансирование ФПИ в размере 1,5 % государственных централизованных капитальных вложений".
и Статья 22:
п.4
"В целях защиты государственных расходов, направляемых на финансирование инновационной деятельности из федерального бюджета, в классификацию расходной части федерального бюджета дополнительно вводится статья "Инновации и инновационная деятельность ".
"Федеральное Собрание Российской Федерации в соответствии с предложениями Правительства Российской Федерации при утверждении федерального бюджета определяет годовые объемы средств, выделяемых по статье "Инновации и инновационная деятельность ".
Ежегодное выделение из федерального бюджета отдельной строкой на финансирование ФПИ предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации за 827 от 26 августа 1995 года. Этим же постановлением создан Федеральный фонд производственных инноваций.
Практика работы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (в 1997 г. Фонд получил из бюджета 90 млн. руб. и 34 млн. руб. - возврат предприятиями ранее полученных кредитов) показал высокую эффективность вложений в инновационные проекты: анализ 55 предприятий, получивших поддержку фонда в 1994-1997 годах, показал, что эти предприятия получили почти 100% годового прироста продукции.
В перечне федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из Федерального бюджета на 1998 г., содержится всего одна инновационная программа - "Сертификация и метрология" (с объемом финансирования 15,7 млн. руб.), завершающаяся в этом году. Некоторые целевые программы близки по характеру к инновационным ("Развитие промышленной биотехнологии" - 5,9 млн. руб., "Разработка и применение технологий двойного назначения" - 25 млн. руб., "Российская инжиниринговая сеть технологических нововведений" - 1 млн. руб.); другие создают научный задел для инноваций (научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения" - 5,173 млн. руб., в т.ч. 4398 млн. - на НИОКР; "Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности" - 3042 млн. руб., в т.ч. НИОКР 689 млн. руб.; президентская программа "Развитие электронной техники в России" - 546 млн. руб. на НИОКР; президентская программа "Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания" - 113 млн. руб. на НИОКР и др.). Налицо явная диспропорция между затратами на поддержку науки и на освоение ее достижений с помощью инноваций.
Можно ожидать, что осуществление федеральных инновационных программ и предусмотренные проектом закона налоговые и таможенные льготы для инновационных предприятий будут способствовать увеличению выпуска принципиально новой продукции за 3 года в 2-2,5 раза (до 4-5 млрд. руб. в ценах 1998 г.) и повышению ее рентабельности, что будет способствовать повышению конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, быстрой окупаемости вложенных средств и значительному увеличению налоговых и таможенных доходов федерального бюджета, когда срок действия льгот закончится.
3. Статья 25:
п.2, абзац 1
"... разрешается создавать страховые фонды с отчислением на указанные цели средств, включаемых в себестоимость продукции в пределах 1 процента объема реализуемой продукции."
и абзац 2
"Малым предприятиям в сфере инновационного предпринимательства размер отчислений на формирование страховых фондов может устанавливаться до 3 процентов объема реализуемой продукции ".
Страховые фонды не потребуют дополнительных затрат из государственного бюджета. Включение 1 или 3 процента в себестоимость продукции снизит налог на прибыль на 1/35 (или 3/35) часть. Результаты внедрения новшеств, их эффективность перекроют это снижение налогооблагаемой прибыли.
4. Статья 26:
п. 3
"Для предприятий, реализующих базисные инновации, устанавливается повышенная на 20 % норма амортизации. Перечень предприятий, реализующих базисные инновации, устанавливается Правительством Российской Федерации".
Это снизит налогооблагаемую прибыль, но по нашему мнению положительный эффект от внедрения новшеств увеличит прибыль и налоговые поступления не уменьшатся.
5. Статья 31:
п.4
"Юридические лица, несущие затраты на инновационную деятельность, включая вознаграждения, осуществляют эти расходы из прибыли предприятия, входящей в изымаемую часть прибыли, т.е. налог на прибыль уменьшается на величину затрат".
Уменьшение налогооблагаемой прибыли за счет этого компенсируется увеличением прибыли от внедрения инноваций.
Таким образом можно сделать вывод следующий.
Предлагаемый проектом Закона объем налоговых льгот в расчете на 1999-2001 гг. незначителен: 15 млн. руб. по налогу на прибыль (0,01% от налога на прибыль) и 152 млн. руб. по налогу на добавленную стоимость (0,035% от НДС), а также 25 млн. руб. по таможенным сборам (0,03% доходов федерального бюджета от таможенных пошлин и иных таможенных сборов и платежей). Предоставление этих льгот будет способствовать повышению выгодности и привлекательности для предпринимателей инновационных продуктов, увеличению выпуска и рентабельности новой продукции и в дальнейшем - доходов федерального бюджета от нее.
Член Совета Федерации |
В.М. Кресс |
Депутат Государственной Думы |
М.К. Глубоковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.