Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"
(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Требования к производству и обороту этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции
Глава III. Лицензирование деятельности по производству и обороту
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Глава IV. Контроль за соблюдением настоящего Федерального закона и
ответственность за его нарушение
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4553; 1997, N 3, ст.359), изложив его в следующей редакции:
"Федеральный закон
О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции
Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы промышленного производства (далее - производство) и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
деятельность граждан (физических лиц), производящих спирт не в целях сбыта продукции, содержащей этиловый спирт;
деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо гидратацией этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее;
спирт этиловый денатурированный (денатурат) - этиловый спирт, содержащий добавки красителя или специальные вещества, при наличии которых исключается его использование при производстве алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
спиртосодержащая денатурированная продукция - продукция, содержащая добавки красителя или специальные вещества, при наличии которых исключается ее использование при производстве алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
спиртосодержащая продукция - спиртосодержащая непищевая и спиртосодержащая пищевая продукция;
спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды непищевой продукции), произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта свыше 1,5 процента объема готовой продукции;
спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта свыше 1,5 процента объема готовой продукции;
алкогольная продукция - пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта свыше 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино, пиво;
этиловый питьевой спирт - ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, разведенный умягченной водой до 95 процентов объема готовой продукции;
спиртные напитки - алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, полученного из пищевого сырья, и не относится к вину или пиву;
вино - алкогольная продукция, произведенная из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22 процентов объема готовой продукции;
пиво - пенистый напиток, полученный методом спиртового брожения пивного сусла, произведенного на основе зернопродуктов без добавления этилового спирта;
виноматериалы - сырье для изготовления вина, полученное в результате спиртового брожения виноградного сусла, виноградной мезги либо плодового сока с добавлением или без добавления этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта не более 22,5 процента объема готовой продукции;
коньячные изделия - коньяки (бренди), являющиеся разновидностью спиртных напитков;
спирт безводный (стопроцентный) - условное понятие, применяемое в расчетах;
оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Статья 3. Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом.
Статья 5. Предметы ведения Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
К ведению Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся:
регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (установление минимальных цен на отдельные виды спиртных напитков);
регулирование экспорта, импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
определение квот на закупку этилового спирта, необходимого для удовлетворения потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
организация государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
введение обязательной маркировки марками акцизного сбора или специальными марками производимой и реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции;
установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, порядка лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдача федеральных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
формирование и ведение сводного государственного реестра лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции;
организация и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
установление порядка представления деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе установление единого порядка аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
установление порядка государственной регистрации этилового спирта и алкогольной продукции и сертификации этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатурированной продукции;
установление порядка сертификации и государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции;
разработка и принятие федеральных целевых программ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также принятие мер, направленных на устранение недобросовестной конкуренции, охрану окружающей среды;
другие вопросы, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отнесенные к ведению Российской Федерации иными федеральными законам.
Статья 6. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся:
определение квот на закупку этилового спирта, необходимого для обеспечения потребностей соответствующего субъекта Российской Федерации в этиловом спирте;
распределение квот на закупку этилового спирта между организациями исходя из объема утвержденных квот;
ведение государственной регистрации выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
установление и осуществление комплекса мер по упорядочению поставок и розничной продажи алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан, в том числе аккредитацию организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на осуществление видов деятельности, определенных настоящим Федеральным законом;
внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
проведение государственного контроля за качеством, объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе введение специальных защитных мер на поступающие в розничную продажу спиртные напитки в соответствии с пунктом 4 статьи 12 настоящего Федерального закона;
проведение контроля за наличием и функционированием контрольных спиртоизмеряющих приборов, а также счетчиков спиртосодержащих жидкостей, измеряющих концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции (далее - спиртоизмеряющие приборы).
Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи и качеством алкогольной продукции.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Глава II. Требования к производству и обороту
этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции
Статья 8. Обязанности организаций, использующих оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
1. Организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Оборудование для производства этилового спирта должно быть оснащено контрольными спиртоизмеряющими приборами.
Оборудование для производства алкогольной продукции должно быть оснащено счетчиками спиртосодержащих жидкостей, измеряющими концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции.
Указанные приборы и счетчики должны иметь сертификаты, выданные в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, и быть опломбированы органом, выдавшим лицензию на производство этилового спирта и (или) алкогольной продукции.
Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта и алкогольной продукции подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Перерегистрация основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной продукции проводится в случае его передачи в установленном законом порядке другой организации.
4. Размер сбора за регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции не должен превышать 10 установленных законом минимальных размеров оплаты труда.
5. Эксплуатация вновь вводимого (нового или после капитального ремонта) или модернизируемого основного технологического оборудования для производства этилового спирта допускается только при условии внедрения оборудования, позволяющего полностью перерабатывать или утилизировать основные отходы спиртового производства (барду), и наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Указанное требование не распространяется на основное технологическое оборудование для производства этилового спирта с мощностью не более 100 декалитров этилового спирта в сутки в пересчете на безводный спирт, основные отходы которого потребляются животноводством.
6. Не допускается сдача в аренду основного технологического оборудования для производства этилового спирта.
7. Не допускаются действия, направленные на уменьшение доли акций государства в общем уставном капитале акционерных обществ, осуществляющих деятельность по производству этилового спирта.
Статья 9. Производство и оборот этилового спирта
1. Производство и оборот этилового спирта из пищевого сырья унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, в которых государству принадлежит не менее 51 процента акций (долей), осуществляются по квотам в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Закупки и поставки этилового спирта для федеральных государственных нужд осуществляются на основании законодательства Российской Федерации о поставках продукции для федеральных государственных нужд предприятиями и организациями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, и имеющими оборудование для хранения и отпуска этилового спирта, а также лаборатории контроля его качества.
3. Закупка этилового спирта разрешается только организациям в пределах выделенных квот на его закупку.
4. Поставки этилового спирта для удовлетворения потребностей субъекта Российской Федерации разрешаются в пределах квот, выданных данному субъекту Российской Федерации.
5. Экспорт и импорт этилового спирта осуществляется только унитарными предприятиями или хозяйственными обществами, в которых государству принадлежит не менее 51 процента акций (долей) и которые имеют соответствующие лицензии на осуществление такой деятельности.
Статья 10. Установление квот на закупку этилового спирта
Квоты на закупку этилового спирта определяются исходя из баланса его производства и потребления с учетом заявленных потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом суммарный объем квот на этиловый спирт, используемый на производства алкогольной продукции, потребляемой на внутреннем рынке Российской Федерации, не должен превышать аналогичный показатель предыдущего года более чем на 10 процентов.
Квоты на закупку этилового спирта выдаются организациям только при наличии лицензий на осуществление деятельности с использованием этилового спирта.
Первоочередное право на получение квот для производства или потребления этилового спирта имеют организации, работающие по ресурсосберегающим, экологически безопасным технологиям.
Порядок определения квот на закупку этилового спирта устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Условия для производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
1. Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
2. Для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции разрешается использовать этиловый спирт, произведенный только из пищевого сырья.
3. Создание организаций с иностранными инвестициями в целях оборота алкоголя и спиртосодержащей пищевой продукции, за исключением их розничной продажи, с содержанием этилового спирта более 13 процентов не допускается.
4. Алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о:
наименовании алкогольной продукции;
цене алкогольной продукции;
наименовании производителя (юридическом адресе);
стране происхождения алкогольной продукции;
сертификации алкогольной продукции;
государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;
объеме алкогольной продукции в потребительской таре;
наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат продукции;
содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению;
дате изготовления и сроке хранения или конечном сроке реализации.
Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Налогообложение и маркировка алкогольной продукции
1. Исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной продукции производятся в порядке, определенном законами Российской Федерации.
2. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта свыше девяти процентов, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками. Образцы марок, порядок и размеры их оплаты, правила маркировки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку марками акцизного сбора или специальными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации при условии полной уплаты акцизов.
4. В целях защиты от подделок субъекты Российской Федерации могут вводить специальные меры в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков с учетом предложений органов местного самоуправления и поставщиков.
5. За правильность нанесения и подлинность акцизной (специальной марки несет ответственность владелец алкогольной продукции (за исключением лица, купившего алкогольную продукцию в розничной продаже) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Регулирование экспорта и импорта алкогольной продукции
1. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации или ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции осуществляется в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, организациями, имеющими лицензии на экспорт или импорт, хранение и поставки алкогольной продукции.
2. В годовом объеме оборота алкогольной продукции доля импортной алкогольной продукции (за исключением вин и коньячных изделий), ввоз которой осуществляется на таможенную территорию Российской Федерации, не должна превышать 10 процентов общего годового объема реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции. При этом доля алкогольной продукции, за исключением пива, с содержанием этилового спирта не более 13 процентов объема готовой продукции должна составлять не менее 60 процентов годового объема ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции.
3. Качество ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, предусмотренного государственными стандартами, техническими условиями в области производства и оборота алкогольной продукции.
4. Порядок регулирования импорта алкогольной продукции и контроль за качеством ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Представление деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
Организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота.
Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны предоставлять также декларации об использовании этилового спирта.
Порядок представления указанных деклараций определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Аккредитация организаций, осуществляющих оборот алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции
В целях контроля качества и объема поступающей в розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции Правительство Российской Федерации устанавливает единый порядок аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Субъекты Российской Федерации могут проводить аккредитацию организаций в соответствии с единым порядком аккредитации, указанным в части первой настоящей статьи.
Статья 16. Условия и порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции
1. Поставки и розничная продажа алкогольной продукции осуществляется организациями. Индивидуальные предприниматели осуществляют розничную продажу алкогольной продукции. Указанная деятельность осуществляется только при наличии соответствующих лицензий.
Не допускается оптовая и розничная продажа алкогольной продукции:
в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;
лицам, не достигшим возраста 18 лет;
без сертификатов соответствия, марок акцизного сбора или специальных марок.
Не допускается розничная продажа спиртных напитков с объемным содержанием этилового спирта более 13 процентов в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты водного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах, не приспособленных для продажи данной продукции помещениях, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Производство, поставки и розничная продажа питьевого спирта разрешаются только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
2. Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержание этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.
Статья 17. Реклама алкогольной продукции
Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 13 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации.
Глава III. Лицензирование деятельности по производству
и обороту этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции
Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию
1. Деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции, осуществляется только организациями на основании лицензий, выданных уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и действующих на всей территории Российской Федерации (федеральных лицензий), а также лицензий, выданных органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, и действующих на территории данного субъекта Российской Федерации или также на территориях других субъектов Российской Федерации, с которыми данный субъект Российской Федерации, выдавший лицензии, имеет соответствующие соглашения.
2. Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенных этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
производство, хранение и поставки произведенных алкогольной и спиртосодержащей продукции;
закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
экспорт алкогольной продукции;
импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
другие виды деятельности, при осуществлении которых используется этиловый спирт;
розничная продажа алкогольной продукции.
Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому виду произведенной продукции, поступающей в оборот.
Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в абзацах четвертом - восьмом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую пищевую продукцию.
Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта и алкогольной продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.
3. Федеральные лицензии выдаются на:
оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции;
производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с производственной мощностью или объемом оборота в пересчете на абсолютный алкоголь более 0,02 миллиона декалитров в год;
производство и оборот произведенных алкогольной и спиртосодержащей продукции с объемным содержание этилового спирта более 12 процентов.
4. Субъектам Российской Федерации лицензии выдаются на:
производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, переработку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующих государственным стандартам и техническим условиям согласно части четвертой статьи 25 настоящего Федерального закона, переработку отходов производства этилового спирта с производственной мощностью и объемом указанного оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год;
производство и оборот произведенных алкогольной и спиртосодержащей продукции с объемным содержанием этилового спирта не более 12 процентов.
5. Лицензии на осуществление деятельности, указанной в абзаце девятом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные лицензии выдаются соответственно уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными субъектами Российской Федерации органами.
6. Лицензии на осуществление видов деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением указанных в абзацах девятом и десятом, выдаются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
7. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектам Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
Статья 19. Порядок выдачи и государственной регистрации лицензии
1. Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, организация (заявитель) представляет в лицензирующий орган следующие документы:
заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке;
лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, и срока, в течении которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
справка о постановке на учет в налоговом органе;
документ, подтверждающий оплату сбора за выдачу лицензии;
справка налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов;
согласие в письменной форме органа, уполномоченного субъектом Российской Федерации, на территории которого будет находиться организация или ее структурное подразделение, осуществляющее производство и (или) хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (для получения федеральных лицензий), в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи;
документы о техническом и метрологическом оснащении организации, наличии сертифицированного оборудования, подтверждающие возможность производить, хранить этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, соответствующую государственным стандартам, осуществлять государственный контроль за фактическим объемом производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обеспечивать их продажу;
копия информационного письма федерального органа исполнительной власти в области статистики о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций;
заключение органов внутренних дел об оснащенности организации и (или) структурных подразделений, осуществляющих производство и (или) хранение этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, средствами охранной сигнализации и охранно-пожарной сигнализации;
положительные заключения специально уполномоченных на то государственных органов о соответствии ее производственных и складских помещений санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям, а также требованиям техники безопасности;
документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или договор с такой лабораторией на проведение химического и технологического контроля производства;
документ о регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции, выданный в соответствии с пунктом 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Требовать от организации документы, не предусмотренные настоящим пунктом, не допускается.
2. Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с оборотом, за исключением розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и предусмотренных - пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона организация представляет в лицензирующий орган документы, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, за исключением документов, предусмотренных абзацами десятым, четырнадцатым, пятнадцатым пункта 1 настоящей статьи, а также абзацем тринадцатым пункта 1 настоящей статьи в части требования представить положительное заключение специального уполномоченного на то государственного органа в области экологической экспертизы для помещений, предназначенных для хранения алкогольной продукции.
3. Организация, имеющая лицензию на один из видов деятельности, указанных в пунктах 2 статьи 18, при получении лицензии на другой вид деятельности, за исключением деятельности, связанной с производством, представляет в лицензирующий орган только заявление о выдаче лицензии, подтверждающий оплату сбора за выдачу лицензии документ и справку налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов.
4. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции, выданной юридическому лицу, распространяется на деятельность входящих в его состав структурных подразделений.
5. Все документы, представленные для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ведет сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено и аннулированных лицензий. В сводный государственный реестр включаются федеральные лицензии и по представлению субъектов Российской Федерации выдаваемые ими лицензии.
6. Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок может быть продлен на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.
Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа направляется заявителю в письменной форме в трехдневный срок после его принятия.
7. В выдаче лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть отказано:
при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации, а также в случае несоответствия условий деятельности и статуса обратившегося лица лицензионным требованиям;
в случае нарушения требований статьи 8 пункта 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.
8. В случае реорганизации, изменения наименования организации или утраты лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организация обязана в пятнадцатидневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.
Переоформление лицензии проводится в порядке, установленном для ее получения.
До переоформления лицензии организация может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии. В случае утраты новая лицензия выдается на основании ранее представленных документов, если срок их действия не истек, и заявления об утрате лицензии.
9. Лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции принадлежит организациям, использующим местные ресурсы, применяющим природосберегающие технологии, выпускающим конкурентоспособную продукцию.
11. Решение о выдаче федеральной лицензии принимается при условии согласования данного вопроса организацией (заявителем) с соответствующими органами субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут находиться данная организация и (или) ее структурные подразделения, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
12. За выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, за исключением видов деятельности, предусмотренных абзацами девятым и десятым указанной статьи, взимаются сборы в размерах и в порядке, которые установлены Федеральным законом.
Статья 20. Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии
1. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в следующих случаях:
невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;
непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;
неуплата в установленный срок лицензионного сбора;
невнесение в установленный срок платы за проведение ежегодных обследований организаций на соответствие установленным настоящим Федеральным законом условиям, необходимым для осуществления лицензируемых видов деятельности;
несоблюдение установленных цен на алкогольную продукцию;
использование технологического оборудования и спиртохранилищ в организациях, производящих из пищевого сырья этиловый спирт, для производства и хранения продукции непищевого назначения, за исключением отходов основного производства;
использование технологического оборудования для производства алкогольной продукции для производства продукции непищевого назначения, за исключением отходов основного производства;
использование технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции, не оснащенного спиртоизмеряющими приборами.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензирующий орган в срок не более чем семь дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
После получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, обязан в срок не более 20 дней принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия.
Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.
2. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть прекращено на основании заявления самого заявителя или по исполнении срока действия такой лицензии.
3. Лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Основанием для аннулирования таких лицензий в судебном порядке является:
обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения таких лицензий;
производство этилового спирта и алкогольной продукции, не прошедших государственную регистрацию;
поставки этилового спирта потребителям, не имеющим соответствующих лицензий и квот на закупку спирта этилового;
оборот алкогольной продукции без марок акцизного сбора и специальных марок или с поддельными марками;
поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции организациям, не имеющим соответствующих лицензий;
невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии;
повторное в течение одного года сообщение недостоверных данных в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или повторное в течение одного года несвоевременное представление их в лицензирующий орган;
нецелевое использование квот на закупку этилового спирта, произведенного из непищевого сырья;
производство продукции, не соответствующей государственным стандартам;
осуществление производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на договорной или бездоговорной основе для организаций, не имеющих соответствующих лицензий;
повторное приостановление действия лицензии за неоднократное совершение одного и того же нарушения в течение одного года;
непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование организации на соответствие лицензионным требованиям, контроль за эксплуатацией спиртоизмеряющих приборов и снятие с них показателей;
эксплуатация основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо спиртоизмерительных приборах, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом;
неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензий.
4. Решение о приостановлении действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до заявителя в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.
Статья 21. Особенности лицензирования экспорта и импорта алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
Лицензии на экспорт алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также лицензии на импорт, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции выдаются организациям и дают им право на экспорт и импорт всех видов алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Лицензии на импорт, хранение и поставки алкогольной продукции выдаются только организациями, имеющими оплаченный уставный капитал в размере не менее чем 40 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и осуществляющим поставки алкогольной продукции на менее чем год (при обороте импортной алкогольной продукции не менее чем 50 тысяч декалитров за год в пересчете на абсолютный алкоголь). В случае реорганизации юридического лица его правопреемник вправе получить лицензии на осуществление указанных видов деятельности. При этом к правопреемнику не применяется требование в части необходимости осуществлять поставки алкогольной продукции не менее чем год. Требование в части необходимости осуществлять поставки алкогольной продукции не менее чем год не распространяется также на дочерние организации, учредители которых отвечают всем перечисленным условиям для получения лицензии на импорт, хранение и поставки алкогольной продукции.
Разовые лицензии выдаются организациями на экспорт, импорт, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в объеме не более чем 2 тысячи декалитров в пересчете на абсолютный алкоголь, таможенная стоимость которой не превышает 10 тысяч установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, на срок до двух месяцев.
Статья 22. Порядок обжалования решения лицензирующего органа
Решение лицензирующего органа может быть обжаловано заявителем в лицензирующий орган и (или) в суд. Для рассмотрения жалобы по обращению заявителя может быть создана независимая экспертная комиссия с участием заявителя, представителей лицензирующих органов и независимых специалистов для проведения экспертизы.
Положения об экспертных комиссиях утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Глава IV. Контроль за соблюдением настоящего
Федерального закона и ответственность
за его нарушение
Статья 23. Организация государственного контроля за соблюдением настоящего Федерального закона
Государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специальным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
контроль за выделением организациям квот на закупку этилового спирта и их целевым использованием;
контроль за представлением деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также за представлением деклараций об использовании этилового спирта;
контроль за соблюдением требований к оборудованию для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за соблюдением государственных стандартов и технических условий на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и сырье для их производства;
контроль за качеством и объемом производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
контроль за экспортом, импортом и закупкой на территории Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
контроль за денатурированием этилового спирта;
ежегодное обследование лицензирующим органом организаций на соответствие установленным настоящим Федеральным законом условиям, необходимым для осуществления лицензируемых видов деятельности.
Статья 24. Общественный контроль за соблюдением настоящего Федерального закона
Общественный контроль за соблюдением настоящего Федерального закона осуществляется гражданами и общественными объединениями.
Государственные органы и должностные лица обязаны содействовать гражданам и общественным объединениям в проведении соответствующих проверок фактов нарушения настоящего Федерального закона и в десятидневный срок уведомлять заявителей о принятых решениях.
В целях анализа возможных социально-экономических последствий законодательных инициатив по вопросам регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, практики применения законодательства и разработки соответствующих рекомендаций могут создаваться консультативно-экспертные советы при федеральных органах законодательной и исполнительной власти, органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Положение о консультативно-экспертном совете утверждается органом, принявшим решение о создании такого совета.
Статья 25. Изъятие из незаконного оборота и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерацией органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются:
без соответствующих лицензий;
без сертификатов соответствия;
без маркировки марками акцизного сбора или специальными марками, за исключением реализации этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также в случаях, предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками;
без соответствия государственным стандартам и техническим условиям;
с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;
как бесхозяйное имущество;
без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
Изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Хранение изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в местах, определенных решением органов, которыми произведено их изъятие.
Конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не соответствующие государственным стандартам и техническим условиям, а также алкогольная продукция, содержащая в своем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или имеющая денатурирующие добавки, подлежат переработке на договорных условиях в этиловый спирт для технических нужд. При невозможности осуществить такую переработку конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению.
Статья 26. Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
1. В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции запрещаются:
использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья и спиртосодержащей непищевой продукции, для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
производство этилового спирта без контрольных спиртоизмеряющих приборов;
производство алкогольной продукции без счетчиков спиртосодержащих жидкостей, измеряющих концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции;
производство этилового спирта и алкогольной продукции без их государственной регистрации;
розничная продажа этилового спирта, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 16 настоящего Федерального закона;
продажа этилового спирта организациям, не имеющим соответствующих лицензий или не имеющих квот на его закупку, либо продажа этилового спирта сверх указанных квот;
производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий;
оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота;
реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки марками акцизного сбора или специальными марками, либо с маркировкой поддельными марками;
продажа забракованной алкогольной продукции, произведенной с превышением предельно допустимой концентрации вредных примесей;
поставки алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей требованиям государственных стандартов;
сдача в аренду основного технологического оборудования для производства этилового спирта;
заключение договоров мены, если обмениваемым товаром является этиловый спирт, алкогольная продукция или спиртосодержащая продукция. Заключенные в таком случае договоры считаются ничтожными;
искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта либо алкогольной продукции;
нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции
2. Наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольный и спиртосодержащей продукции, иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом.
3. Должностные лица организаций и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации."
Статья 2. Введение в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
Абзац второй пункта 2 статьи 8 и абзац четвертый пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона вводится в действие с 1 января 2000 года.
2. Со дня введения в действие настоящего Федерального закона признать утратившим силу Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 3 ст.359).
Статья 3. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Предложить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.