Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы от 29 июня 1998 г. N 2.2-15/1816
по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (II чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев по Вашему поручению от 24 июня 1998 г. проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (с учетом новой редакции, представленной 29.06.98 г.), Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
Соответствие законопроекта Конституции
Российской Федерации, федеральным законам
Рассматриваемый законопроект содержит ряд мер, направленных на усиление государственного регулирования и контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, повышение качества производимой продукции, ограничение объема ввозимой импортной алкогольной продукции в целях заинтересованности отечественных производителей, а также меры направленные на защиту здоровья и прав потребителей указанной продукции и повышение ответственности лиц в сфере производства и оборота указанной продукции (статьи 8, 11, 14, 16, глава III, статьи 25, 26 и др.).
Анализ показывает, что предлагаемые изменения и дополнения обусловлены необходимостью приведения положений Закона (1995 г.) в соответствие с позднее принятыми законодательными актами (в области акцизов, защиты прав потребителей и др.). Кроме того, в указанной сфере был принят целый ряд нормативных правовых актов на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в связи с чем, включение в законопроект ряда положений, регулируемых этими актами, свидетельствует о повышении уровня правового регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Законопроект вводит государственное регулирование и контроль за производством и оборотом спиртосодержащей продукции (статья 2) (наряду с этиловым спиртом и алкогольной продукцией).
Предусматривая,что вопросы, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся к совестной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 3), законопроект уточняет предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями частей второй и четвертой статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Проектом закона вводятся определения (понятийный аппарат) видов продукции, на которые он распространяет свое действие, что улучшает восприятие его содержания.
Значительно переработаны и выделены в отдельную главу III вопросы лицензирования деятельности по производству и обороту указанной продукции, что обусловлено принятием Государственной Думой Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусмотревшего, что особенности регулирования вопросов лицензирования в отдельных сферах осуществляются ранее принятыми федеральными законами. В связи с чем в законопроекте наряду с установлением общих требований и условий лицензирования отражена и специфика в регулируемой сфере (статьи 18-22).
Законопроект разграничивает компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматривая выдачу лицензий, действующих на всей территории Российской Федерации и лицензий, выдаваемых субъектами Российской Федерации, действующих в порядке, определенном статьей 18.
Вместе с тем, по законопроекту имеется ряд замечаний:
1) в пункте 3 статьи 1 необходимо уточнить, на какие сферы действия не распространяется закон, с учетом того, что предметом проекта является производство и оборот продукции, а не ее лицензирование;
2) законопроектом (статья 5 и др.) предусмотрено наряду с лицензированием также аккредитация организаций, что по существу означает двойной контроль за их деятельностью;
3) требует уточнения (конкретизации) положения проекта о иных "специальных защитных мерах" спиртных напитков (статья 6, пункт 4 статьи 12) наряду с установленными законом;
4) в пункте 3 статьи 8, где идет речь о передаче оборудования следует указать "в установленном законом порядке";
5) требует правовой аргументации положения пункта 1 статьи 9, вводящие квоты на производство и оборот этилового спирта в отношении унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в которых государству принадлежит не менее 51 процента акций (долей);
6) следует уточнить положения пункта 5 статьи 12 в части ответственности за подлинность акцизной (специальной) марки, согласовав их с положениями пункта 4 этой статьи;
7) в статье 16 следует уточнить название статьи (оптовая продажа - поставка);
8) пункт 3 статьи 16 следует исключить, так как он не согласуется с положением абзаца 7 пункта 1 этой статьи;
9) законопроект не содержит достаточной четкости в вопросе о том, что считать видом лицензируемой деятельности, на который выдается лицензия (статья 18, пункт 3 статьи 19). Неясно, что подлежит лицензированию, один вид деятельности, несколько стадий (включая производство и оборот) либо виды произведенной продукции. Пункты 3 и 4 статьи 18 следует взаимоувязать с положениями пункта 2 этой статьи;
10) в пункте 5 следует уточнить ссылку (см. пункт 8) и компетенцию субъектов Российской Федерации;
11) положения о федеральном органе исполнительной власти по обеспечению государственной монополии (пункты 3, 4 альтернативного варианта статьи 18), а также упоминание о нем, как о специальном органе (статья 23) по государственному контролю, затрагивает полномочия Правительства Российской Федерации;
12) поскольку Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не распространяется на регулируемую настоящим проектом сферу, общее требование, касающееся представления документов для получения лицензии (статья 19) должны быть прописаны в данном проекте, без отсылок к этому Федеральному закону;
13) требует уточнения положения пункта 4 статьи 19 "о копиях лицензий, выдаваемых территориально обособленным объектам", поскольку лицензируются отдельные виды деятельности, а лицензия выдается юридическому лицу;
14) в статье 22 неясно, почему экспертные комиссии создаются органами местного самоуправления, в то время, как обжалуется действие любого лицензирующего органа, в том числе и федерального;
15) излишне детализируется статья 24 проекта, ее часть 3 является предметом подзаконного акта;
16) законопроект устанавливает иные требования к рекламе алкогольной продукции (статья 16), чем предусмотренные Федеральным законом "О рекламе" (статья 16). Согласно законотворческой практике в этом случае должны представляться изменения (отмена) ранее принятого законодательного акта в изменяемой части.
Аналогичное замечание относится и к статьям 23, 25, 26 проекта, предусматривающим, в частности, положения, связанные с возможностью изъятия из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, запретами на ее производство или оборот и наложением штрафов, поскольку необходимым механизмом их реализации, то есть следует внести соответствующие дополнения в административное и уголовное законодательство.
Иные (постатейные) замечания по тексту законопроекта даны в рабочем порядке. Проект требует юридико-технической и лингвистической проработки.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.