Проект федерального закона
"Об особенностях распоряжения и пользования
объектами социального назначения"
Досье на проект федерального закона
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных статьями 38, 41, 43, 44 Конституции Российской Федерации, настоящим Федеральным законом устанавливаются ограничения права распоряжения и права пользования объектами социального назначения, принадлежащими организациям на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо находящимися у них во владении и (или) в пользовании по иным основаниям, установленным законом или договором.
Настоящий Федеральный закон не отменяет ограничения на приватизацию объектов социального назначения, установленные иными федеральными законами.
Статья 2. Объекты социального назначения
В целях настоящего Федерального закона под объектами социального назначения понимаются предназначенные для оказания социальных услуг в области образования (в том числе дошкольного), культуры и здравоохранения здания, строения, сооружения, имущественные комплексы и иное имущество, право собственности на которые приобретено в процессе приватизации государственного или муниципального имущества или при последующих сделках с таким имуществом:
ясли, детские сады, оздоровительные детские дачи и лагеря, в том числе оборонно-спортивные лагеря и лагеря труда и отдыха;
госпитали, больницы, санатории, профилактории и амбулатории;
детские и подростковые клубы, детские центры творчества и досуга, детские спортивно-оздоровительные центры;
кинотеатры, клубы, библиотеки;
иные объекты социального назначения.
Статья 3. Ограничения права распоряжения объектами социального назначения
В отношении объектов социального назначения не допускаются действия, направленные на отчуждение данных объектов в собственность другим лицам, передачу им прав владения, пользования и (или) распоряжения указанными объектами, если в результате таких действий невозможно или существенно затруднено использование указанных объектов по их целевому назначению, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Ограничения права пользования объектами социального назначения
1. Организации, владеющие объектами социального назначения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо пользующиеся ими на основании закона или договора, не вправе совершать действия, направленные на изменение целевого назначения объектов социального назначения или на прекращение их пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Под изменением целевого назначения объектов социального назначения понимается такое использование данных объектов, при котором невозможно или существенно затруднено оказание гражданам услуг, соответствующих целевому назначению объектов социального назначения (далее - соответствующие услуги).
3. Под прекращением использования объектов социального назначения понимаются действия по прекращению оказания гражданам соответствующих услуг или приостановлению их оказания на срок свыше одного года.
Статья 5. Порядок распоряжения объектами социального назначения
1. Организации, владеющие объектами социального назначения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, вправе отчуждать их в собственность другим лицам или передавать им права владения, пользования и (или) распоряжения указанными объектами иными способами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, при условии сохранения указанными лицами целевого назначения данных объектов и объема оказываемых ими соответствующих услуг.
Критерии оценки потребности в объектах социального назначения, минимальный объем оказываемых ими соответствующих услуг (нормативы) и территории оказания таких услуг устанавливаются федеральными законами и иными изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. При обращении взыскания на объекты социального назначения в порядке исполнения решений судов, арбитражных судов данные объекты продаются по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение целевого назначения данных объектов.
3. Если граждане не пользовались соответствующими услугами объектов социального назначения в течение года, организации, владеющие указанными объектами на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, продать указанные объекты, передать их в аренду, залог, внести в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ (товариществ) или распорядиться указанными объектами иными способами без сохранения целевого назначения таких объектов на основании разрешений органов местного самоуправления, согласованных с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики, и соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - соответствующие государственные органы).
4. В случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления предоставляется право преимущественного приобретения объектов социального назначения по установленной соглашением сторон стоимости.
Статья 6. Последствия нарушения порядка распоряжения объектами социального назначения
1. Сделки с объектами социального назначения, совершенные с нарушением положений, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона, являются недействительными и не влекут за собой юридических последствий.
Объекты таких сделок подлежат изъятию у организаций, владеющих данными объектами на праве собственности, посредством из выкупа Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями либо продажи в установленном процессуальным законодательством порядке по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение целевого назначения данных объектов.
В случае, если сделки с объектами социального назначения совершены организациями, владеющими данными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с нарушением положений, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона, данные объекты подлежат изъятию Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями у указанных организаций из хозяйственного ведения или оперативного управления.
2. При предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи выкупе Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями объектов социального назначения организациям, владеющим данными объектами на праве собственности, возмещается их остаточная балансовая стоимость или в случае, если она превышает рыночную стоимость данных объектов, рыночная стоимость.
3. При продаже объектов социального назначения по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение их целевого назначения, организациям, владеющим данными объектами на праве собственности, возмещается за вычетом расходов на проведение такого конкурса остаточная балансовая стоимость данных объектов или в случае если она превышает рыночную стоимость данных объектов, рыночная стоимость. Остальные денежные средства, полученные в результате продажи объектов социального назначения по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение их целевого назначения, подлежат перечислению в соответствующий местный бюджет.
4. Требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки, предусмотренных настоящей статьей, могут быть предъявлены в арбитражный суд уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления.
Статья 7. Порядок пользования объектами социального назначения
1. Организации, владеющие объектами социального назначения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо пользующиеся ими по иным основаниям, предусмотренным законом или договором, вправе в соответствии с решениями органов местного самоуправления, согласованными с соответствующими государственными органами, изменить целевое назначение данных объектов в случае, если соответствующие услуги оказывают иные объекты социального назначения.
2. Прекращение использования объектов социального назначения осуществляется в соответствии с решениями органов местного самоуправления, согласованными с соответствующими государственными органами и принимаемыми на основании поданных в письменной форме заявлений организаций, владеющих указанными объектами на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
3. Прекращение использования объектов социального назначения на основании решений органов местного самоуправления осуществляется в случае, если в течение года граждане не пользуются соответствующими услугами, оказываемыми данными объектами, при условии, если такие услуги оказывают иные объекты социального назначения.
Статья 8. Последствия нарушения порядка пользования объектами социального назначения
1. В случаях, если организации, владеющие объектами социального назначения на праве собственности, изменяют целевое назначение данных объектов или прекращают их использование без соблюдения положений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, и не выполняют требования органов местного самоуправления о восстановлении целевого назначения данных объектов в течение месяца, данные объекты могут быть изъяты у организаций, владеющих ими на праве собственности, посредством их выкупа Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями либо продажи в установленном процессуальным законодательством порядке по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение целевого назначения объектов социального назначения.
В случае, если нарушения порядка пользования объектами социального назначения допущены организациями, владеющими указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, они подлежат изъятию Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями у указанных организаций из хозяйственного ведения или оперативного управления.
2. В случае предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи выкупа Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями объектов социального назначения организациям, владеющим данными объектами на праве собственности, возмещается их остаточная балансовая стоимость или в случае, если она превышает рыночную стоимость данных объектов, рыночная стоимость.
3. В случае продажи объектов социального назначения по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение их целевого назначения, организациям, владеющим данными объектами на праве собственности, возмещается за вычетом расходов на проведение указанного конкурса их остаточная балансовая стоимость или в случае, если она превышает рыночную стоимость данных объектов, рыночная стоимость. Остальные денежные средства, полученные в результате продажи объектов социального назначения по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение их целевого назначения, подлежат перечислению в соответствующий местный бюджет.
4. Требования о выкупе объектов социального назначения или о продаже их по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение целевого назначения данных объектов, могут быть предъявлены в арбитражный суд уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления.
5. Организации, виновные в изменении целевого назначения объектов социального назначения или в прекращении их использования, обязаны в течение месяца после соответствующего решения суда принять меры по восстановлению целевого назначения данных объектов или по возобновлению их использования. В случаях, если восстановить целевое назначение объектов социального назначения невозможно или если указанные объекты ликвидированы, такие организации обязаны создать новые объекты социального назначения того же целевого назначения.
Статья 9. Ответственность организаций за нарушение положений настоящего Федерального закона
1. За нарушение положений настоящего Федерального закона на руководителей организаций, владеющих объектами социального назначения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, на основании решения суда налагается административный штраф в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
В целях настоящего Федерального закона к руководителям организаций относятся лица, которые исполняют функции единоличных или коллегиальных органов управления организаций и к компетенции которых относится принятие решений об изменении целевого назначения объектов социального назначения или о прекращении их использования. Лица, состоящие в коллегиальных органах управления организаций и голосовавшие против принятия указанных решений, освобождаются от административной ответственности.
Положения настоящего пункта не применяются в случае, если указанные решения принимаются общим собранием акционеров акционерного общества.
2. В случае, если решения об изменении целевого назначения объектов социального назначения или о прекращении их использования, нарушающие положения настоящего Федерального закона, принимаются общим собранием акционеров акционерного общества, указанное акционерное общество в судебном порядке несет административную ответственность в виде штрафа в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
3. Требования о наложении административного штрафа могут быть предъявлены в арбитражный суд уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления.
Статья 10. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно пункту 1 статьи 5 настоящего Федерального закона регулируются иными федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих федеральных законов в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.