Проект федерального закона
"О лотереях"
Досье на проект федерального закона
(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)
Глава I. Общие положения
Глава II. Государственное регулирование
лотерейной деятельности
Глава III. Лицензирование лотерейной деятельности
Глава IV. Гарантии прав участников лотереи
Глава V. Распределение доходов от проведения лотерей
Глава VI. Контроль и ответственность за организацией
и проведением лотерей
Глава VII. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственного регулирования отношений в области организации и проведения лотереи, регламентирует порядок лотерейной деятельности на территории России и лицензирования, определяет гарантии прав и обязанностей участников лотерейной деятельности; контроль за организацией и проведением лотерей и ответственность участников лотерейной деятельности.
Статья 2. Основные понятия
Лотерея - форма добровольного привлечения денежных средств населения посредством продажи лотерейных билетов, организации платных конкурсов, прогнозов, пари и других розыгрышей призов (далее именуемые лотереи), при которых за участие в данной лотерее, платном конкурсе, прогнозе, пари взимается плата фиксированная часть поступивших средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей, иного имущества, которые выплачиваются (выдаются) владельцам выигравших билетов.
При этом выпадение выигрыша на лотерейные билеты не зависит от воли и действий всех субъектов лотерейной деятельности, является исключительно делом случая и не может быть никем специально устроено.
Лотерейный билет - бланк (карточка, купон), или иной материальный объект, являющийся носителем информации, специально изготовленный для продажи, удостоверяющий участие проводимой лотерее, в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством.
Учредитель лотереи - федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Оператор лотереи - юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию, договор с учредителем лотереи и соответствующие материальные и технические средства, стационарную сеть реализации для осуществления деятельности по проведению лотерей на территории Российской Федерации. Оператор лотереи осуществляет техническое и финансовое обеспечение лотерейного процесса (в том числе производство и реализацию лотерейных билетов). Оператор государственной лотереи определяется на конкурсной основе. Условия конкурса разрабатывает учредитель государственной лотереи.
Участник лотереи - физическое или юридическое лицо, обладающее на правах собственника лотерейным билетом, дающим право на участие в розыгрыше призового фонда лотереи.
Валовая выручка лотереи - сумма денежных средств, полученная от реализации лотерейных билетов лотереи (тиража лотереи) по номинальной цене билета.
Доход лотереи - валовая выручка лотереи за минусом сумм, направленных в призовой фонд лотереи.
Автор лотереи - физическое лицо или группа физических лиц, изобретшие данную лотерею и официально зарегистрировавшие свое авторство на изобретение в полномочных на то органах.
Призовой (выигрышный) фонд - сумма денежных средств или имущества в денежном эквиваленте, предназначенная для выплаты оператором лотереи выигрышей, зафиксированная в условиях проведения лотереи, являющаяся собственностью участника лотереи, не подлежащая налогообложению и составляющая не менее 50% от объема заявленного выпуска.
Призовой фонд не может быть использован организатором лотереи ни на какие другие цели, кроме выплаты или выдачи выигрышей участникам лотереи.
Мгновенная (бестиражная) лотерея - лотерея, в которой владелец лотерейного билета может непосредственно после его приобретения определить, является билет выигрышным или нет.
Тиражная лотерея - лотерея, в которой владелец лотерейного билета может определить, является лотерейный билет выигрышным или нет только после проведения тиража выигрышей.
Системная (электронная) лотерея - лотерея с использованием системы электронных специализированных терминалов, и компьютеров, при помощи которых участник лотереи делает различного рода лотерейные ставки, прогнозы, результаты которых отражены на игровом купоне и после проведения тиража выигрышей, определяется является ли игровая комбинация выигрышной или нет.
Всероссийская лотерея - лотерея, зарегистрированная уполномоченным органом Правительства Российской Федерации и проводимая без ограничений на территории всех субъектов Российской Федерации.
Региональная лотерея - лотерея, зарегистрированная исполнительным органом власти субъектов Российской Федерации и являющаяся составной частью Всероссийской лотереи.
Рекламная лотерея - лотерея, стимулирующая продажи товаров и услуг один из видов маркетинговой деятельности.
Тираж выигрышей - деятельность оператора лотереи по установлению выигравших лотерейных билетов, осуществляемая способом, исключающим какую-либо возможность заранее определить, является лотерейный билет выигрышным или нет.
Статья 3. Цели проведения лотереи
Лотереи проводятся с целью пополнения доходов бюджетов всех уровней, на финансирование следующих социально-значимых направлений: образование, физическая культура и спорт, здравоохранение, культура, наука, социальная защита населения, охрана окружающей среды и животного мира и предоставления возможности участнику лотереи получить выигрыш.
Статья 4. Учредители лотерей
Учредителем Всероссийских лотерей является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Учредителями региональных лотерей являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Глава II. Государственное регулирование
лотерейной деятельности
Статья 5. Порядок государственного регулирования лотерейной деятельности
1. Органом, осуществляющим государственное регулирование лотерейной деятельности на территории Российской Федерации, является специально уполномоченный орган при Правительстве Российской Федерации - Комитет по лотереям и играм (далее по тексту - Комитет).
2. Положение о Комитете утверждается Правительством Российской Федерации. Структура и состав Комитета определяется Правительством Российской Федерации.
Комитет осуществляет:
- разработку условий проведения лотерей и определяет соответствие участников лотерейной деятельности этим условиям;
- взаимодействие и координацию деятельности с федеральными и региональными органами исполнительной власти по вопросам организации лотерейной деятельности;
- проведение всех видов Всероссийских лотерей. Ведет Единый реестр Всероссийских и региональных лотерей;
- лицензирование деятельности организаций, принимающих участие в проведении Всероссийских лотерей;
- контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в лотерейной сфере, защиту прав и интересов участников лотерейной деятельности;
- решение иных вопросов регулирования лотерейной деятельности, определяемых в Положении о Комитете.
Статья 6. Наблюдательный совет по государственному регулированию лотерейной деятельности в Российской Федерации
1. Наблюдательный совет по государственному регулированию лотерейной деятельности в Российской Федерации (далее Наблюдательный совет) осуществляет надзор за деятельностью Комитета, принятием его руководством решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Комитета и соблюдением Комитетом законодательства.
2. Положение о Наблюдательном совете утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Наблюдательный совет состоит из 9 человек, формируется сроком на три года и осуществляет деятельность на общественных началах.
4. Наблюдательный совет формируется на пропорциональной основе: по три представителя от Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации (в том числе - один представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы налоговой полиции).
5. Наблюдательный совет регулярно публикует в печати информацию о лотерейной деятельности в Российской Федерации.
Статья 7. Межгосударственные лотереи
Решение о проведении Межгосударственных лотерей принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с Наблюдательным советом, а порядок и условия проведения - определяются Комитетом.
Статья 8. Требования к Всероссийским и региональным лотереям
1. Всероссийские лотереи должны соответствовать условиям проведения лотерей, установленным Комитетом.
2. Региональные лотереи должны соответствовать условиям проведения лотерей, определяемым администрацией субъектов Российской Федерации и утверждаемым Комитетом.
3. Условия проведения Всероссийских и региональных лотерей должны содержать следующие сведения:
- вид лотереи;
- наименование оператора, его юридический адрес;
- общую сумму выпуска лотереи (валовую выручку лотереи), в том числе сумму, направленную на выплату выигрышей (не менее 50% от общей суммы выпущенных или реализованных лотерейных билетов);
- количество выпускаемых лотерейных билетов, их сплошную нумерацию;
- стоимость одного лотерейного билета;
- количество и сумму выигрышей;
- порядок оповещения населения о месте и сроках проведения тиража выигрышей, сроках предъявления выигравших лотерейных билетов к оплате;
порядок и сроки рассмотрения споров с участниками лотереи, ответственность за организацию лотереи и выдачу выигрышей получателям возлагается на оператора лотереи;
- смету распределения доходов от проведения лотереи (в процентном соотношении);
- документы, подтверждающие авторское право на заявляемую лотерею, либо договор с обладателем авторских прав, предусматривающий их полную или частичную переуступку заявителю, либо заявку на регистрацию лотереи как безымянной с обоснованием;
- макет лотерейного билета с описанием степеней защиты от подделки;
Статья 9. Утверждение условий проведения лотерей
Условия проведения всех видов лотерей, содержащие также сведения, изложенные в статье 8 настоящего Федерального Закона, утверждаются учредителем.
Глава III. Лицензирование лотерейной деятельности
Статья 10. Лицензирование лотерейной деятельности
Лицензирование оператора, занимающегося лотерейной деятельностью, осуществляется в целях обеспечения равенства условий и возможностей для юридических лиц, защиты законных прав граждан, государства и участников лотерейного процесса.
Статья 11. Условия получения оператором лицензии на организацию и проведение лотерей
1. Выдача лицензий на организацию и проведение лотерей производится Комитетом и уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее Уполномоченный орган).
2. Для получения лицензии на право проведения лотереи юридическое лицо предоставляет:
а) заявление установленного образца в выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы организации, занимающейся лотерейной деятельностью, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии, структуры и штатного расписания, наличие основных средств, необходимых для выполнения конкретного вида лотерейной деятельности;
б) нотариально заверенные копии учредительных документов;
в) нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации;
г) справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о постановке на учет и времени подачи последнего бухгалтерского квартального отчета;
е) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.
3. Лицензии, выданные Комитетом, предоставляют право оператору на организацию и проведение только Всероссийских лотерей.
4. Лицензии, выданные Уполномоченным органом, предоставляют право оператору на организацию и проведение только региональных лотерей.
Статья 12. Сроки рассмотрения заявлений выдача или отказ в получении лицензии
Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается Комитетом, Уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости дополнительной, в том числе независимой экспертизы решение принимается в десятидневный срок после получения экспертного заключения.
При возникновении сомнений в достоверности представленных организацией документов Комитет, Уполномоченный орган может осуществлять дополнительные запросы в учреждения, организации и предприятия, выдавшие эти документы.
В отдельных случаях, в зависимости от сложности и объемов подлежащих экспертизе материалов, Комитетом, Уполномоченным органом может быть продлен срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
Лицензии выдаются на срок, устанавливаемый Комитетом, но не более чем на пять лет.
Статья 13. Продление срока действия, переоформление, приостановление и аннулирование лицензии
Продление срока действия Всероссийских или региональных лицензий производится в порядке, установленном для ее получения.
Приостановление или аннулирование лицензии производится Комитетом, Уполномоченным органом в случае нарушения или отклонения от положений полученной лицензии.
В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление либо аннулирование лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.
В случае реорганизации, изменения наименования оператора лотереи, утраты лицензии оператор лотереи обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.
Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
До переоформления лицензии организатор лотереи осуществляет деятельность по организации и проведению лотереи на основании ранее выданной лицензии, в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения, выдаваемого органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
Статья 14. Плата за рассмотрение заявления и выдачу лицензии
1. Плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии оператору составляет сумму, эквивалентную трехкратному размеру установленной минимальной оплаты труда, а плата за выдачу лицензии оператору составляет стократный размер минимальной оплаты труда.
Плата за рассмотрение заявления и выдачу лицензии поступает в доход бюджета Российской Федерации.
2. Плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии на организацию и проведение рекламной лотереи составляет сумму, эквивалентную десятикратному размеру установленной минимальной оплаты труда.
Плата за выдачу оператору лицензии на организацию и проведение рекламной лотереи составляет шесть процентов от общей суммы заявленного выигрышного фонда.
Глава IV. Гарантии прав участников лотереи
Статья 15. Гарантии прав участников лотереи
1. Приобретение лотерейного билета служит основанием возникновения гражданско-правового обязательства, в соответствии с которым участник лотереи вправе требовать от оператора лотереи, выпустившего в обращение лотерейные билеты, выплаты выигрыша, выпавшего на данный билет.
2. Участник лотереи по выигравшему лотерейному билету должен получить денежный или вещевой выигрыш в соответствии с утвержденными учредителем условиями проведения лотереи.
3. В случае отказа оператора лотереи от выплаты участнику лотереи выигрыша, выпавшего на данный билет, участник лотереи вправе обратиться в Комитет, Наблюдательный совет, в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В случае розыгрыша вещевых выигрышей владельцу лотерейного билета, на который выпал вещевой выигрыш, должно предоставляться право получить, по его желанию, денежную компенсацию, соответствующую стоимости вещевого выигрыша.
5. Выплата выигрышей региональной лотереи производится только на территории субъекта Российской Федерации, где проводится региональная лотерея.
Статья 16. Требования, предъявленные к оператору лотерей, по обеспечению прав участников лотерей
1. Оператор лотереи не позднее 15 дней со дня определения результатов тиража выигрышей обязан опубликовать в средствах массовой информации результаты тиража выигрышей.
2. Оператор лотереи не позднее, чем за 1 день до проведения тиража выигрышей обязан изъять непроданные лотерейные билеты и обеспечить их погашение и уничтожение в случае, если на билетах указано, что они действительны только на данный тираж.
3. По истечении срока организации и проведения мгновенной (бестиражной) лотереи, предусмотренного условиями данной лотереи, в семидневный срок оператор лотереи должен обеспечить погашение и уничтожение лотерейных билетов, оставшихся нереализованными, если Комитет не продлил срок проведения данной лотереи.
4. Оператор лотереи обязан предоставить информацию о ходе организации и проведения лотереи, а также отчет о ее проведении по требованию Правительства Российской Федерации или Уполномоченного органа.
5. В случае отзыва лицензии оператор лотереи обязан в трехдневный срок прекратить реализацию билетов, оповестить об этом через средства массовой информации, обеспечить возврат средств по билетам тиражных лотерей, но не участвовавшим в тиражах в связи с прекращением их проведения и выплатить выигрыши по всем ранее проданным билетам, которые являются выигрышными.
6. Все выигрыши, невостребованные до момента окончания сроков их получения, что определяется правилами и положениями по проведению конкретной лотерейной игры, должны передаваться в призовой фонд последующей игры или использоваться в качестве специальных поощрительных призов.
Статья 17. Порядок выплаты выигрышей
1. Оплата выигрышных билетов производиться в соответствии с правилами проведения каждой конкретной лотереи согласно категориям лотерей, определяемым Комитетом.
2. Выигрышные билеты всех категорий принимаются к оплате в течение трех месяцев с даты проведения тиража.
По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам не принимаются.
Глава V. Распределение доходов от проведения
лотерей
Статья 18. Направления распределения доходов от лотерей
Доходы от проведения Всероссийских и региональных лотерей должны распределяться по следующим направлениям:
а) 12% в бюджет;
б) на цели проведения лотерей (социально-значимые программы);
в) на организацию деятельности Комитета;
г) на оплату деятельности оператора лотерей.
Статья 19. Порядок распределения доходов от проведения Всероссийских лотерей, предусмотренных на цели проведения лотерей
1. Доходы, полученные от проведения Всероссийских лотерей, предусмотренные на цели проведения лотерей, распределяются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых проводятся Всероссийские лотереи, на финансирование социально-значимых направлений, упомянутых в статье 3 настоящего Федерального Закона.
2. Доходы, полученные от проведения Всероссийских лотерей и направленные в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых проводятся Всероссийские лотереи, распределяются в соотношении 70:30 соответственно.
3. Государственная Дума своим решением определяет социально-значимые программы для направления доходов, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи, а также внебюджетные счета соответствующих федеральных органов исполнительной власти для размещения данных доходов.
4. Распределение доходов, предусмотренных в п.1 настоящей статьи, рассматривается и утверждается Государственной Думой при рассмотрении федерального бюджета на последующий год.
Статья 20. О порядке информирования об использовании доходов от проведения Всероссийских лотерей
Наблюдательный совет ежегодно информирует Государственную Думу, Совет Федерации и Правительство Российской Федерации об объемах доходов, образованных от проведения Всероссийских лотерей и их использовании.
Статья 21. Порядок распределения доходов от проведения региональных лотерей
1. Порядок распределения доходов, образованных от проведения региональных лотерей, определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на цели, упомянутые в статье 3 и в пункте "а" статьи 18 настоящего Федерального закона.
2. Доходы, полученные от проведения региональных лотерей, и направленные в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых проводятся региональные лотереи, распределяются в соотношении 30:70 соответственно.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны ежегодно публиковать в средствах массовой информации отчеты об использовании средств, поступивших от проведения региональных лотерей.
Статья 22. Налогообложение
Налогообложение в лотерейной деятельности осуществляется в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
Глава VI. Контроль и ответственность за организацией
и проведением лотерей
Статья 23. Контроль за организацией и проведением лотерей
1. Контроль за организацией и проведением Всероссийских и региональных лотерей осуществляет Наблюдательный совет.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не имеют права принимать какие-либо решения по вопросам контроля за организацией и проведением Всероссийских лотерей, проводимых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 24. Аудиторская проверка оператора лотереи
1. Деятельность Комитета и операторов лотерей подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита. Аудиторская проверка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Наблюдательный Совет определяет аудиторские организации, осуществляющие аудиторские проверки.
3. Аудиторская организация не имеет права проводить аудиторскую проверку одного и того же оператора два раза подряд.
4. Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности оператора лотереи. Аудиторское заключение направляется в Наблюдательный совет.
5. Наблюдательный совет рассматривает и утверждает аудиторское заключение и информирует Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации о принятом решении.
Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
1. Нарушение статей 4 и 11 настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
2. Организация и проведение лотерей без получения лицензий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влекут за собой взыскания с операторов лотереи всей суммы дохода, полученного от организации и проведения лотереи, в соответствующий бюджет и штрафа в размере той же суммы.
3. Оператор лотереи, допустивший нарушение условий проведения лотереи и срока действия лицензии, лишаются лицензии и права на проведения лотерей сроком до 5 лет.
Статья 26. Порядок рассмотрения споров между участниками лотереи и операторами лотереи
Споры между участниками лотерейной деятельности в отношении организации и проведения лотерей рассматриваются в Комитете и Наблюдательном совете. В случае разногласий дальнейшее рассмотрение споров осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 27. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, договоры, заключенные органами государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, действовавшие на территории Российской Федерации до введения в действие настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
4. Все разрешения на проведение лотерей, выданные до принятия настоящего Федерального закона, не прошедшие перерегистрацию в рамках настоящего Федерального закона, утрачивают силу через три месяца с момента вступления в силу настоящего Федерального закона
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.