Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О патологоанатомической экспертизе"
В связи с реформированием системы здравоохранения в Российской Федерации, внедрением страховой медицины, новых медицинских технологий назрела необходимость правового обеспечения контроля медицинской помощи, оказываемой населению.
В решении этих задач патологоанатомическая экспертиза занимает одно из ведущих мест. Степень расхождения клинического и патологоанатомического диагноза является основным критерием правильности или ошибочности диагностики и проводимого лечения в каждом конкретном случае. Отмечаемый в настоящее время в России высокий уровень расхождения прижизненного клинического и посмертного патологоанатомического диагнозов свидетельствует о том, что каждый 3-4-й больной, умерший в стационаре, получал неадекватное лечение, иначе говоря, его лечили не от той болезни, которой он страдал. Показатель такого расхождения имеет тенденцию к увеличению. Если в прошлом он не превышал в среднем 11-12%, то сейчас он существенно возрос, достигая 18-25%. Причем эти данные характерны не только для отдаленных регионов России, но и для крупных городов, и, в частности, для Москвы.
Особенно трагичная ситуация складывается при сопоставлении патологоанатомического диагноза с клиническими данными при вскрытии больных, умерших на дому и находившихся под наблюдением поликлиник. В случаях амбулаторного лечения показатель расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов по наиболее распространенным болезням, которыми страдает население, достигает 78% и даже 90%.
Коммерциализация здравоохранения является причиной противодействия проведению патологоанатомической экспертизы. Если исходить из рыночной терминологии, "производители медицинских услуг", пришедшие на смену "врачам", ради получения большей прибыли и привлечения "потребителей медицинских услуг", т.е. пациентов, отнюдь не заинтересованы в контроле качества их деятельности. Отсюда явная оппозиция в ряде стран с коммерциализированным здравоохранением (в частности, США) в отношении патологоанатомической экспертизы, что сопровождается снижением числа вскрытий. Такой подход наносит серьезный ущерб лечебному делу и не обеспечивает гарантий безопасности жизни и здоровья пациентов.
Именно поэтому необходимо строго придерживаться сложившегося в России еще в прошлом веке понимания важности вскрытия умерших для повышения качества лечебно-диагностической работы, охраны здоровья населения и прогресса медицины.
Значение патологоанатомической экспертизы не ограничивается сличением окончательных клинического и патологоанатомического диагнозов. Не менее важную роль она играет в диагностическом процессе и контроле хода терапевтических мероприятий путем изучения тканей, изъятых в процессе медицинского вмешательства.
Патологоанатомическая экспертиза выполняет важные функции в области профилактики, диагностики, прогноза заболеваний, является неотъемлемой частью лечебного процесса, устанавливает сущность заболеваний и представляет достоверные данные о структуре смертности населения, что позволяет принять адекватные государственные меры по обеспечению демографической безопасности в Российской Федерации, сформировать государственные социальные стандарты в области здравоохранения и с научной точки зрения определить приоритеты финансирования этой отрасли.
Вместе с тем отсутствие должного законодательного регулирования препятствует нормальному осуществлению деятельности в этой важной сфере экспертизы.
Одной из самых актуальных задач является проблема обеспечения независимости патологоанатомической экспертизы, и прежде всего независимости деятельности эксперта-патологоанатома, без чего невозможны ее объективность, достоверность и качество.
Сложилась парадоксальная ситуация при которой качество диагностики и лечения в учреждениях здравоохранения оценивается экспертом-патологоанатомом, находящимся в прямом подчинении главного врача больницы. Таким образом, контролирующий подчиняется контролируемому, что имеет серьезные правовые последствия, в том числе и криминального характера, вследствие чего страдают многие люди. Преобладание корпоративных интересов приводит к нарушению прав пациентов и прежде всего права на безопасность жизни и здоровья.
В системе здравоохранения патологоанатомическая служба, несмотря на свою значимость, финансируется по остаточному принципу, что не позволяет ей решать в кадровом и материально-техническом отношении стоящие перед ней задачи.
Не обеспечивается должный контроль в области патологоанатомической экспертизы, не разработаны четкие критерии этого контроля. Отсутствуют федеральные профессиональные стандарты в области этого вида экспертной деятельности.
Разобщенность и организационная пестрота в этой сфере в субъектах Российской Федерации не позволяют обеспечить единство подходов и требований к построению патологоанатомической службы, что существенно сказывается на качестве проведения экспертизы.
Повсеместным является сокрытие медицинскими работниками неблагоприятных последствий диагностики и лечения, что ведет к резкому снижению качества медицинской помощи, профессионализма медицинских работников и создает атмосферу личной и коллективной безответственности.
Нередки случаи нарушения санитарных норм при транспортировке и хранении умерших и другие проявления неуважительного отношения к телу покойного.
Предлагаемый законопроект направлен на преодоление указанных выше трудностей и противоречий, прежде всего путем обеспечения независимости и качества патологоанатомической экспертизы.
Закон предусматривает создание упорядоченной системы патологоанатомической экспертизы, способной эффективно в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами, выполнять стоящие перед ней задачи при оптимальных экономических затратах.
Закон позволит ликвидировать правовой вакуум в вопросах формирования духовно-нравственной основы законодательства в области охраны здоровья применительно к проблеме жизни и смерти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.