Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственной социальной помощи"
Президент Российской Федерации 24 октября 1997 г. подписал принятый Федеральным Собранием закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Прожиточный минимум в соответствии с этим Законом предназначается для оценки уровня жизни населения и формирования соответствующих бюджетов, а также для обоснования установления минимальных размеров оплаты труда и пенсии по старости, определения размеров стипендий, пособий, других социальных выплат и оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
В связи с этим возникла необходимость определения понятия и сути государственной социальной помощи.
В настоящее время число социальных льгот и выплат в Российской Федерации. установленных законодательными актами, составляет свыше тысячи. Их общая стоимость оценивается в 350 млрд. деноминированных рублей. Льготы установлены более чем для 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение, достигает 100 млн. человек. При этом только менее 20 процентов средств попадает в малообеспеченные семьи.
Цель законопроекта "О государственной социальной помощи" - обеспечение адресности социальной поддержки той части населения, у которой доходы ниже прожиточного минимума.
Данный проект федерального закона устанавливает общие принципы, основания и порядок предоставления различных видов социальной помощи, разграничивает источники ее финансирования.
Предполагается выделение трех категорий получателей государственной социальной помощи.
Первая - это группа населения, которым государственная социальная помощь предоставления вне зависимости от доходов получателя (семьи получателя) в соответствии с действующим федеральным законодательством. К таким группам относятся:
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
- лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны в прифронтовой полосе;
- военнослужащие, проходившие военную службу в годы Великой Отечественной войны не в действующей армии и награжденные медалью "За победу над Германией" или "За победу над Японией";
- жители блокадного Ленинграда;
- узники фашистских концлагерей;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств;
- работники, обслуживавшие воинские контингенты на территориях других стран и получившие ранения;
- Герои Советского Союза, Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
- жертвы политических репрессий;
- граждане, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других ядерных катастроф и испытаний;
- инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы;
- многодетные семьи.
Вторая - это группы населения, которым государственная социальная помощь оказывается вне зависимости от дохода получателя (семьи получателя), но конкретный объем этой помощи определяется ежегодно при утверждении федерального бюджета. К таким группам относятся:
- ветераны труда;
- лица, проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны не менее шести месяцев либо менее шести месяцев и награжденные орденами (медалями) за самоотверженный труд.
Третья - это лица, оказавшиеся не в состоянии обеспечить себе денежный или натуральный доход для удовлетворения потребностей в размере прожиточного минимума.
К ведению федеральных органов государственной власти предлагается отнести установление порядка создания, реорганизации и ликвидации учреждений, оказывающих государственную социальную помощь, разработку и утверждение типовых положений (уставов) юридических лиц, оказывающих государственную социальную помощь. организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих по вопросам оказания государственной социальной помощи, проведение научных исследований по проблемам оказания государственной социальной помощи, а также экспертизы проектов и программ в этой области, координацию деятельности учреждений и организаций, осуществляющих работу по оказанию государственной социальной помощи, обеспечение соблюдения законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи.
К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственной социальной помощи предлагается отнести реализацию государственной политики на территории субъекта Российской Федерации, определение приоритетов в оказании государственной социальной помощи на территории субъекта Российской Федерации с учетом уровня его социально-экономического развития, разработку, финансирование и реализацию региональных целевых программ на территории субъекта Российской Федерации, установление размеров конкретных видов государственной социальной помощи, оказываемой за счет бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе в рамках реализации региональных целевых программ, формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов по оказанию государственной социальной помощи, разработку в пределах своей компетенции нормативных актов по вопросам оказания государственной социальной помощи, передачу отдельных государственных полномочий по оказанию государственной социальной помощи органам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления предоставляют государственную социальную помощь в пределах полномочий, переданных им органами государственной власти.
Законопроектом устанавливается его приоритетность над действующими нормативными актами, противоречащими ему. которые в течение трех месяцев после вступления в силу данного Закона должны быть приведены в соответствии с ним. Эта норма законопроекта позволит начать планомерную работу по обеспечению адресности в предоставлении всех видов льгот и социальных выплат.
Закон не требует дополнительного финансирования из федерального бюджета. Высвобожденные в результате принятия данного закона средства местных бюджетов будут использованы для стабилизации финансирования мероприятий по оказанию государственной социальной помощи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.