Письмо Правового управления
Аппарата Государственной Думы
от 1 декабря 1997 г. N 2.2-15/1846
Направлется дополнительно заключение по проекту федерального закона "О трудовых коллективах".
Приложение: на 2 листах.
Начальник Управления |
В.Б.Исаев |
Заключение
на проект федерального закона
"О трудовых коллективах"
1. В статье 14 проекта предлагается создание трудовыми коллективами в организациях различных организационно-правовых форм фондов трудовых коллективов (пункты 1 и 4). По своей финансовой природе такие фонды, поскольку их формирование предполагается за счет финансов организации (пункт 2), являются целевыми внутрихозяйственными фондами. Однако предлагаемый порядок создания фондов не согласуется с нормами финансового и гражданского права. Следовало бы иметь в виду, что в зависимости от организационно-правовой формы в различных организациях по-разному установлен порядок распределения и использования прибыли, в том числе создание за счет прибыли целевых внутрихозяйственных фондов. Так, порядок формирования за счет прибыли и использования фондов внутрихозяйственного назначения в казенных предприятиях определяется по нормативам, установленным уполномоченным органом (например, согласно пунктам 14 и 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 6.10.94 г. N 1138 "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) прибыль от реализации продукции (работ, услуг) направляется на финансирование производственных и социальных мероприятий по установленным уполномоченным органом нормативам, а свободный остаток прибыли, оставшейся после ее направления на эти цели, подлежит изъятию в федеральный бюджет); в учреждениях - предписаниями собственников. В организациях других организационно-правовых форм вопросы распределения и использования финансов, остающихся в их распоряжении после уплаты всех обязательных платежей, определяется в учредительных документах. Согласно части второй пункта 2 статьи 52 и другим статьям Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительном договоре юридического лица определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в хозяйственных обществах вопрос о распределении прибыли общества отнесен к исключительной компетенции собрания участников (акционеров) (например, пункт 3 статьи 91, пункт 1 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 18 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Таким образом, вопрос о создании фонда трудового коллектива следует решать либо в учредительных документах либо собственником, финансирующим учреждение.
2. Фонд трудового коллектива не может иметь смету (пункт 2 статьи 14 проекта), так как, во-первых, под сметой понимается план финансирования учреждения или предприятия, в котором определяется объем, целевое направление ассигнований на их содержание. Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов. Во-вторых, все данные об имущественном и финансовом состоянии организаций, результатах их хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерских отчетностях организаций (согласно статье 2 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
Заместитель начальник Отдела
правовой |
экспертизы |
законопроектов по финансовому,
банковскому, |
налоговому и |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.