Проект федерального закона
"Об обеспечении продовольствием военных
и приравненных к ним спецпотребителей"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения заказов на обеспечение продовольствием военных и приравненных к ним спецпотребителей и регулирует отношения в этой области. Создает условия для поддержки отечественных товаропроизводителей, развития производственно-сбытовой кооперации, открытой конкуренции, обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения спецпотребителей.
Статья 1. Основные термины.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные термины:
Государственный заказ на обеспечение продовольствием военных и приравненных к ним спецпотребителей (далее - Государственный заказ) - часть государственного оборонного заказа, формируемая в пределах расходов, устанавливаемых на эти цели Федеральным бюджетом.
Государственный заказчик по закупке продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей (далее - Государственный заказчик) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий Государственный заказ на обеспечение продовольствием военных и приравненных к ним спецпотребителей.
Обеспечение продовольствием военных и приравненных к ним спецпотребителей (далее - спецпотребителей) - процесс хозяйственной деятельности, направленный на выполнение работ в области закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, переработки и поставки продуктов питания к местам дислокации спецпотребителей.
Исполнитель - организация, имеющая опыт и положительную репутацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, разветвленную по регионам товаропроводящую сеть, постоянно выполняющая свои обязательства перед государством, заключившая с Государственным заказчиком Государственный контракт на обеспечение продовольствием спецпотребителей и взявшая на себя исполнение части функций Государственного заказчика.
Поставщик - сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, ассоциации товаропроизводителей, занимающиеся производством, переработкой сельскохозяйственной продукции и снабженческо-сбытовой деятельностью, осуществляющие поставку продовольствия спецпотребителям в рамках государственного оборонного заказа.
Государственный контракт (контракт) на обеспечение продовольствием спецпотребителей - хозяйственный договор определенной формы (разовый, генеральный, фьючерсный), заключенный Государственным заказчиком с Исполнителем (Поставщиком).
Расчетная лимитная цена - цена единицы продукции, рассчитанная на основании выделенного объема бюджетных средств и физического объема закупаемой продукции в соответствии с государственным оборонным заказом.
Статья 2. Общие положения.
1. Государственным заказчиком по закупке продовольственных товаров для спецпотребителей являются Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, приравненные к спецпотребителям на основании решения Правительства Российской Федерации.
2. Спецпотребителями продовольственных товаров являются центральные, территориальные (окружные) и специального назначения службы и части Государственного заказчика.
3. Общим принципом размещения Государственного заказа является отбор Исполнителей и Поставщиков на основании конкурсов и торгов согласно порядку и условиям, определяемым законодательством Российской Федерации.
К участию в конкурсах и торгах допускаются сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия и организации различной формы собственности, имеющие собственные или арендованные на длительный срок производственные мощности.
4. Поставка продовольственных товаров для спецпотребителей является одним из видов поставки продукции для федеральных государственных нужд и осуществляется по нормам продовольственных пайков для различных категорий военнослужащих, установленным Правительством Российской Федерации.
5. Государственный заказ на обеспечение продовольствием спецпотребителей предусматривает закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия от отечественных товаропроизводителей.
Обеспечение продовольствием спецпотребителей производится в соответствии с Государственным заказом, выдаваемым Государственным заказчиком Исполнителям и Поставщикам, а также на основании Заказов, размещаемых Исполнителем у Поставщиков.
6. Для выполнения Государственного заказа на обеспечение продовольствием спецпотребителей Государственный заказчик привлекает Исполнителей и передает им в необходимых случаях часть своих полномочий и функций по формированию Государственного заказа и поставкам продовольствия спецпотребителям.
7. На всей территории Российской Федерации гарантируется свободное перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для спецпотребителей.
Исполнение Государственного заказа производится на основании Государственных контрактов и контрактов купли-продажи в соответствии с гражданско-правовыми нормами заключения хозяйственных договоров.
8. Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие поставляемые по Государственному заказу для спецпотребителей, по качеству должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам, особым условиям Государственного контракта и иметь сертификат и знак качества, выданные уполномоченным на то государственным органом.
Статья 3. Порядок формирования и размещения заказов на обеспечение продовольствием спецпотребителей.
1. Предварительное формирование и размещение Государственного заказа на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для обеспечения спецпотребителей осуществляет Государственный заказчик на основании запросов спецпотребителей и в соответствии с основными показателями государственного оборонного заказа и расчетными лимитными ценами.
2. Заказы на поставку продовольственных товаров для спецпотребителей размещаются исходя из экономической целесообразности и уровня цен на региональных рынках продовольствия, преимущественно по месту дислокации спецпотребителей, как в субъектах Российской Федерации, так и в странах временного нахождения российских спецпотребителей.
3. При невозможности обеспечения Государственного заказа в полном объеме в регионах по месту дислокации спецпотребителей, размещение необеспеченной части заказа производится централизованно на конкурсах и торгах, а в экстренных случаях - путем подписания дополнительных контрактов с Исполнителями или Поставщиками.
4. Государственный заказчик в феврале-марте года, предшествующего плановому направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление экономикой, запрос на поставку продовольствия для спецпотребителей с указанием объемов, ассортимента, лимитов цен, поквартальных сроков закупки и поставки и территориального распределения по спецпотребителям.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление экономикой, на основании запроса Государственного заказчика доводит до субъектов Российской Федерации заявки на обеспечение продовольствием спецпотребителей, дислоцирующихся на территории этих субъектов.
6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно со спецпотребителями и Государственным заказчиком в мае месяце года, предшествующего плановому, проводят конкурсы и торги на размещение Государственного заказа в организациях региона, формируют свои предложения в разрезе объемов, номенклатуры, цен, сроков, Исполнителей и Поставщиков и направляют эти предложения на согласование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление экономикой.
7. Результаты согласования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление экономикой, запроса Государственного заказчика и предложений субъектов Российской Федерации на поставку продовольствия спецпотребителям направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление агропромышленным комплексом, для доукомплектования плана обеспечения Государственного заказа в части объемов и номенклатуры продукции, поставку которой не могут обеспечить субъекты Российской Федерации.
8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление экономикой совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление агропромышленным комплексом и Государственным заказчиком в июле-августе года, предшествующего плановому, вносят в Правительство Российской Федерации предложения по объему государственных бюджетных ассигнований на обеспечение продовольствием спецпотребителей.
9. Окончательное формирование Государственного заказа по объемам и ассортименту производится по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление экономикой и управление финансами, на основании расчета потребности в продовольственных товарах, норм продовольственных пайков и запланированных на эти цели расходов федерального бюджета.
Расчет производится по среднерыночным ценам продовольственных товаров с учетом уровня инфляции, прогнозируемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление экономикой.
Статья 4. Финансирование Государственного заказа на обеспечение продовольствием спецпотребителей.
1. Объемы финансирования Государственного заказа на обеспечение продовольствием спецпотребителей устанавливаются Федеральным законом "О Федеральном бюджете" на планируемый год.
2. Потребность Государственного заказчика в бюджетных ассигнованиях на обеспечение продовольствием спецпотребителей определяется на основании товарной номенклатуры, объемов и графика исполнения Государственного заказа и согласуется с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление экономикой и управление финансами.
3. Финансирование государственного заказа производится посредством выделения бюджетных ассигнований Государственному заказчику на основании порядка организации финансирования закупок и поставок продовольственных товаров для спецпотребителей и графика финансирования, разрабатываемых совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление финансами и утверждаемых Правительством Российской Федерации.
5. Оплата продовольственных товаров по Государственному заказу производится в соответствии и условиями Государственного контракта по договорным ценам, но не выше среднерыночных цен, действующих в соответствующих субъектах Российской Федерации.
6. Финансовые средства, предоставленные Государственным заказчиком Исполнителю, могут быть использованы только в целях своевременного и качественного исполнения Государственного заказа - на оплату поставленных продовольственных товаров и на авансирование прямых затрат на производство продовольственных товаров, закупленных на условиях предварительной закупки.
Статья 5. Основные функции Государственного заказчика.
Государственный заказчик:
1. собирает и обобщает информацию, полученную от спецпотребителей, об исполнении Государственного заказа, о соблюдении порядка и условий финансирования закупки и поставки продовольствия в места дислокации спецпотребителей;
2. производит предварительный расчет потребностей спецпотребителей в продовольственных товарах с учетом динамики и цен продовольственного рынка, изменений стандартов качества и упаковки, норм и состава продовольственных пайков;
3. не позднее чем за 7 (семь) месяцев до начала следующего года направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление экономикой, запрос на обеспечение Государственного заказа с указанием объемов, ассортимента, лимитов цен, поквартальных сроков закупки и поставки и территориального распределения по спецпотребителям.
4. проводит, совместно с субъектами Российской Федерации и спецпотребителями в регионах Российской Федерации конкурсы и торги на размещение Государственного заказа и выбор в этой связи Исполнителей и Поставщиков;
5. заключает с Исполнителями и Поставщиками контракты на обеспечение продовольствием спецпотребителей;
6. обеспечивает и контролирует по срокам финансирование закупок и поставок продовольственных товаров для спецпотребителей;
7. обосновывает и обеспечивает меры экономического стимулирования товаропроизводителей и поставщиков продовольственных товаров для спецпотребителей;
8. осуществляет контроль за использованием Исполнителями и Поставщиками финансовых средств, выделенных на обеспечение продовольствием спецпотребителей;
9. координирует исполнение Государственного заказа на федеральном и региональном уровне, совместно со спецпотребителями обеспечивает условия и проводит мероприятия, необходимые для качественного и своевременного выполнения Государственного заказа;
Статья 6. Основные функции Исполнителей.
Исполнитель.
1. Принимает участие в конкурсах и торгах на размещение заказа.
2. По поручению Государственного заказчика на договорной основе осуществляет ряд функций Государственного заказчика по обеспечению продовольствием спецпотребителей.
3. Заключает с Государственным заказчиком Государственный контракт на обеспечение продовольствием спецпотребителей, и с Поставщиками - контракты на производство, закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
4. Производит предварительный контроль качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производимых по Государственному заказу, отвечает за сохранность и качество продукции при хранении и транспортировке.
5. Осуществляет учет поставленной в регионы продукции, организует ее накопление, хранение и доставку в места дислокации спецпотребителей.
6. Предоставляет Поставщикам необходимую финансовую и материальную поддержку и гарантии.
7. По поручению Государственного заказчика осуществляет расчеты с Поставщиками.
Статья 7. Основные функции Поставщиков.
Поставщик.
1. Принимает участие в конкурсах и торгах на получение заказа на обеспечение продовольствием спецпотребителей.
2. Заключает с Государственным заказчиком и Исполнителем контракты на выполнение заказа на обеспечение продовольствием спецпотребителей.
Статья 8. Основные функции спецпотребителей,
Спецпотребитель.
1. Разрабатывает и не позднее чем за 9 (девять) месяцев до начала года представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление экономикой и Государственному заказчику заявку на обеспечение продовольствием.
2. Готовит разнарядки на поставку продовольственных товаров и направляет их Исполнителям и Поставщикам согласно заключенных контрактов.
3. Оформляет приемные документы на получение продукции от Исполнителей и Поставщиков.
4. Представляет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему управление экономикой и Государственному заказчику отчетность о ходе выполнения закупок и поставок продовольственных товаров.
Статья 9. Основные функции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление экономикой.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющей управление экономикой.
1. Рассматривает и анализирует предложения и заявки Государственного заказчика по объемам закупок и поставок и кандидатурам Исполнителей (Поставщиков) продовольствия, обобщает и формирует данные по объемам и номенклатуре поставок продовольственных товаров и распределяет их по спецпотребителям.
2. Направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление агропромышленным комплексом и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на согласование данные об объемах и номенклатуре закупок и поставок продовольственных товаров для спецпотребителей.
3. Готовит проект государственного заказа по обеспечению продовольствием спецпотребителей, с разбивкой по Исполнителям, Поставщикам и спецпотребителям, и не позднее чем за 4 (четыре) месяца до начала года направляет проект на согласование Государственному заказчику, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и спецпотребителям.
4. Вносит в Правительство Российской Федерации проект государственного заказа по обеспечению продовольствием спецпотребителей.
5. Осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению государственного оборонного заказа.
Статья 10. Основные функции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление агропромышленным комплексом.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление агропромышленным комплексом.
1. Осуществляет мониторинг продовольственного рынка Российской Федерации в интересах бесперебойного обеспечения продовольственными товарами спецпотребителей и поддержки отечественных товаропроизводителей.
2. Через своих представителей в составе конкурсных комиссий оказывает практическую помощь Государственному заказчику в организации и координации деятельности по подготовке и проведению конкурсов и торгов по закупке и поставке продовольственных товаров для спецпотребителей.
3. Готовит предложения по организации межрегиональных закупок и поставок продовольственных товаров для спецпотребителей при невозможности обеспечения их за счет местных ресурсов продовольствия, а также не обеспеченных полностью или частично Поставщиками в рамках подписанных договоров или контрактов, своевременно не предложенных на очередные конкурсы и торги.
Статья 11. Основные функции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление финансами.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление финансами.
1. Исполняет бюджет государственного заказа в части своевременной оплаты отечественным товаропроизводителям за произведенную и поставленную сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.
Статья 12. Основные функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1. Организуют и проводят конкурсы и торги на размещение в регионе заказов на поставку продовольствия для спецпотребителей согласно данных, предварительно доведенных Государственным заказчиком, разрабатывают совместно с региональными банками, Исполнителями и Поставщиками планы обеспечения товаропроизводителей оборотными средствами, поддержки в процессе производства сельскохозяйственной продукции, переработки сырья и поставки продовольствия в места дислокации спецпотребителей.
3. В сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление экономикой, направляют этому федеральному органу и Государственному заказчику согласованные предложения по объемам закупок и поставок продовольственных товаров с указанием Исполнителей и Поставщиков.
4. Обеспечивают в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий выполнение поставок продовольственных товаров в объемах, предусмотренных Государственным заказом для этих субъектов и осуществляют совместно с Государственным заказчиком, Исполнителями и Поставщиками необходимые для этого мероприятия.
Статья 13. Экономическое регулирование деятельности товаропроизводителей, выполняющих Государственный заказ.
1. В целях эффективного и качественного выполнения Государственного оборонного заказа ежегодно после утверждения объема бюджетных ассигнований на закупку и поставку продовольствия не менее 30% от этого объема направляется в региональные банки, уполномоченные субъектами Российской Федерации, для обеспечения гарантий под сезонное кредитование товаропроизводителей, поставляющих сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие по Государственному контракту.
2. Для региональных коммерческих банков, предоставляющих льготные кредиты отечественным производителям сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Центральный Банк России уменьшает ставки резервирования на 50% при условии, что оставшиеся средства будут направлены под льготный процент на инвестирование производства и другие направления обеспечения продовольствием Государственного заказа.
3. При проведении конкурсов и торгов на размещение Государственного заказа Исполнители и Поставщики должны предоставлять информацию о происхождении конечной продукции и сырья для ее производства.
4. Для Исполнителей и Поставщиков, выступающих посредниками между товаропроизводителем и Государственным заказчиком устанавливается верхний предел ставки посреднического вознаграждения в размере 1,5% от стоимостного объема продукции, поставка которого была выиграна по конкурсу или на торгах.
5. Исполнителям, осуществляющим сезонное и текущее финансирование товаропроизводителей, выполняющим региональные программы продовольственной безопасности предоставляются гарантии Государственного заказчика, кредиты из средств региональных банков, уполномоченных на эти цели субъектами Российской Федерации.
6. Производители сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, выполняющие Государственный заказ, имеют право пользоваться льготным налогообложением, кредитованием, целевыми дотациями и субсидиями, предоставляемыми из средств федерального фонда льготного кредитования в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
7. Государственный заказчик, в рамках своих полномочий, материальных и финансовых возможностей, а также в рамках договоренностей с органами государственной власти субъектов Российской Федерации имеет право предусматривать в контрактах на поставку продовольствия иные виды стимулирования организаций, участвующих в выполнении Государственного заказа.
Статья 14. Ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение Государственного заказа.
1. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации, Государственный заказчик, Исполнители и Поставщики несут ответственность за своевременное и качественное выполнение государственного заказа и целевое использование бюджетных средств в порядке, соответствующем гражданскому законодательству.
2. Государственный заказчик вправе отказаться полностью или частично от закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, произведенных по Государственному заказу, в случае, когда необходимость в продукции данного вида отпала, при условии полного возмещения Поставщику производственных затрат и упущенной выгоды в соответствии с действующим законодательством;
3. Споры, возникающие в связи с исполнением Государственного заказа, рассматриваются в установленном порядке.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального Закона.
1. Настоящий Федеральный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. С момента введения в действие настоящего Федерального Закона правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному Закону.
3. Правительству Российской Федерации:
- привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным Законом;
- обеспечить отмену министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти их нормативных актов, противоречащих настоящему Федеральному закону.
4. Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.