Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обеспечении продовольствием военныхи приравненных к ним спецпотребителей"
Проект Федерального закона "Об обеспечении продовольствием военных и приравненных к ним спецпотребителей" разработан по инициативе депутатов Государственной Думы В.А.Агафоновым, П.Т.Бурдуковым, С.И.Найчуковой, Н.И.Поляковым, А.А.Пономаревым, А.А.Рыгаловым, А.А.Чернышевым, А.И.Ярошенко на основании обращения в Комитет по аграрным вопросам Государственной Думы Министерства обороны Российской Федерации как основного государственного ведомства, заинтересованного в упорядочении системы обеспечения продовольствием военных и приравненных к ним спецпотребителей и наиболее эффективном исполнении государственного оборонного заказа.
Закон регулирует отношения государственного заказчика и поставщика на федеральном и региональном уровне, конкретизирует функции центральных экономических ведомств, усиливает роль государственного заказа в финансовом воздействии на товаропроизводителя.
Концепция закона.
1. Агропромышленный комплекс нашей страны играет ключевую роль в системе ее продовольственной безопасности, однако проблема стабилизации и развития агропромышленного производства на федеральном уровне решается все еще слабо.
Сельское хозяйство продолжает нести значительные потери, связанные с разрывом технологической кооперации, диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами, утратой собственных оборотных средств, слабой мотивацией труда. Экспансия импорта, спад производства и неконкурентоспособность продукции, отсутствие заготовительно-закупочной инфраструктуры обостряют проблему сбыта и развития полноценного рынка продовольствия.
В таких условиях первоочередной антикризисной мерой и фактически единственным источником финансовой поддержки товаропроизводителя становится государственный заказ на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия федеральным потребителям.
Именно с этой принципиальной позиции сформирована концепция проекта федерального закона "Об обеспечении продовольствием военных и приравненных к ним спецпотребителей".
2. Совершенствование системы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для военных и приравненных к ним спецпотребителей является частью государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности России.
Функционировавшая многие годы система формирования и размещения государственного, в частности, оборонного заказа разрушена, а сложившаяся в последнее время практика поставки продовольствия для военных и приравненных к ним спецпотребителей не позволяет силовым ведомствам в полной мере обеспечить бесперебойное и качественное снабжение Вооруженных Сил продовольствием, в первую очередь, на особый период.
Существующая система поставок на основе проведения конкурсов и торгов позволяет поднять эффективность расходования бюджетных средств, однако не учитывает действие таких долгосрочных факторов как стабильность поставок и надежность поставщика, не стимулирует непосредственно отечественного товаропроизводителя, место которого все чаше занимают перекупщики.
Цель закона - создать условия и обеспечить необходимый уровень продовольственного снабжения спецпотребителей при максимальной экономии бюджетных средств посредством установления правовых и экономических принципов, порядка формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа.
3. Согласно проекту закона государственным заказчиком по закупке продовольственных товаров для спецпотребителей являются Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, приравненные к спецпотребителям на основании решения Правительства Российской Федерации.
Спецпотребителями продовольственных товаров являются центральные, территориальные (окружные) и специального назначения службы и части Государственного заказчика.
Совмещение одним федеральным органом исполнительной власти функций государственного заказчика и спецпотребителя позволяет сократить время и организационные расходы на подготовку, размещение государственного заказа и контроль за его исполнением.
4. Общим принципом размещения Государственного заказа является отбор Поставщиков на основании конкурсов, торгов и согласно порядку и условиям, определяемым законодательством Российской Федерации.
Закон развивает этот принцип, допуская к конкурсам и торгам предприятия различной формы собственности, имеющие собственные или арендованные на длительный срок производственные мощности.
Законом установлено, что государственный заказ на обеспечение продовольствием спецпотребителей предусматривает закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия от отечественных производителей, что должно быть подтверждено поставщиком путем представления сертификата производителя сырья, полуфабрикатов и конечной продукции.
5. Закон направлен на усиление роли регионов в исполнении государственного оборонного заказа на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Усиление роли регионов в исполнении государственного оборонного заказа происходит на основе привлечения в этот процесс региональных банков, областных продовольственных корпораций и других корпоративных структур, участвующих в реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса.
Законом предусмотрено, что в целях эффективного и качественного выполнения Государственного оборонного заказа ежегодно после утверждения объема бюджетных ассигнований на закупку и поставку продовольствия 30% от этого объема направляется в региональные банки, уполномоченные субъектами Российской Федерации, для обеспечения гарантий под сезонное кредитование товаропроизводителей, поставляющих сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие по государственному контракту.
По согласованию с субъектами Российской Федерации для региональных коммерческих банков, предоставляющих льготные кредиты производителям сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Центральный Банк России уменьшает ставки резервирования на 50% при условии, что оставшиеся средства будут направлены под льготный процент на инвестирование производства и другие направления обеспечения продовольствием государственного оборонного заказа под контролем местной администрации.
6. Закон предъявляет новые требования к поставщикам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предусматривает расширение их хозяйственных функций, увеличение обязанностей перед государственным заказчиком.
Вводится термин "Исполнитель государственного заказа" - организация, имеющая опыт и положительную репутацию, разветвленную по регионам товаропроводящую сеть, материальные возможности для организации совместного производства с товаропроизводителями в части исполнения государственного заказа.
При необходимости и целесообразности исполнители могут выступать от имени и по поручению нескольких товаропроизводителей, использовать различные формы корпоративной деятельности предприятий-поставщиков.
Вместе с тем, для исполнителей, выступающих посредниками между товаропроизводителем и государственным заказчиком устанавливается верхний предел ставки посреднического вознаграждения в размере 1,5% от стоимостного объема поставляемой продукции.
7. К мерам экономического стимулирования отечественных товаропроизводителей закон относит право государственного заказчика, в рамках его полномочий, а также в рамках договоренности с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривать в контрактах на закупку и поставку продовольствия конкретные обязательства по финансированию, кредитованию, гарантиям и иным возможностям.
8. Закон, являясь правовым документом, регулирующим вопросы оборонного значения, конкретизирует функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление экономикой, финансами и агропромышленным комплексом, а также функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части, относящейся к предмету закона.
9. Введение закона в хозяйственную практику не потребует дополнительных бюджетных ассигнований и отмены ранее принятых законодательных и нормативных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.