Проект федерального закона
"Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень актов федерального законодательства для изменения
Глава I. Общие положения
Глава II. Система профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в РФ
Глава III. Производство по применению к несовершеннолетним,
освобожденным от уголовной ответственности или от
наказания, принудительных мер воспитательного
воздействия и иных профилактических мер
Глава IV. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования общественных отношений, возникающих в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
безнадзорные дети - несовершеннолетние, систематически грубо нарушающие нравственные требования, школьные правила, либо проявляющие склонность к пьянству, наркомании или проституции, или совершающие другие умышленные антисоциальные поступки, обусловленные отсутствием либо недостаточностью контроля со стороны родителей (лиц, их заменяющих);
беспризорные дети - безнадзорные несовершеннолетние, находящиеся в особо трудной ситуации, то есть бездомные дети, без родителей (лиц, их заменяющих), не посещающие школу, не имеющие работы, ведущие скитальческий образ жизни;
несовершеннолетние, входящие в группу социального риска, - дети, находящиеся в ситуации, опасной для жизни, здоровья либо нравственности их самих, либо угрожающей правам других граждан в связи с безнадзорностью, беспризорностью либо вовлечением их в противоправные действия либо по иным причинам;
профилактика (профилактическая работа) - комплекс правовых, общественных, педагогических, медицинских и иных мер, направленных на выявление детей, входящих в группу социального риска; предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, их физическое, психологическое восстановление и социальную реабилитацию, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Статья 2. Основные задачи и принципы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Основными задачами профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социальная реабилитация безнадзорных, беспризорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, их исправление и приспособление к общепринятым условиям жизни;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.
2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах гуманного обращения с несовершеннолетними, законности, демократизма, соблюдения конфиденциальности, единства прав и обязанностей несовершеннолетних, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних.
Во всех действиях государственных органов, учреждений и служб, общественных организаций первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению прав и интересов ребенка, защите его от всех форм дискриминации, физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения и эксплуатации.
3. Родители (лица, их заменяющие) имеют право и обязанность воспитывать своих детей. Родители (лица, их заменяющие) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
Государство оказывает необходимую помощь родителям (лицам, их заменяющим), стремящимся к физическому и психологическому восстановлению, а также социальной реабилитации своих детей, входящих в группу социального риска.
Государство принимает правовые, социальные и иные меры с целью защиты ребенка от всех форм насилия, оскорбления, отсутствия заботы, грубого обращения, приобщения к пьянству, наркомании, эксплуатации со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
Семьям, нуждающимся в помощи для преодоления конфликтных ситуаций, влекущих безнадзорность детей, государство предоставляет необходимые услуги.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Законодательство Российской Федерации, регулирующее профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации.
Статья 4. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В ведении Российской Федерации находятся:
регулирование и защита прав и свобод несовершеннолетних, их родителей (лиц, их заменяющих);
установление и формирование системы федеральных органов государственной власти, осуществляющих руководство и контроль над государственными органами, учреждениями и службами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
защита прав и свобод несовершеннолетних, их родителей (лиц, их заменяющих);
административное законодательство, регулирующее общественные отношения, возникающие в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа
1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят профилактическую работу в отношении:
а) несовершеннолетних, поведение которых свидетельствует о необходимости осуществления мер по их исправлению и предупреждению правонарушений;
б) родителей (лиц, их заменяющих), не выполняющих свои обязанности по содержанию или воспитанию детей и(или) отрицательно влияющих на их поведение.
2. К несовершеннолетним, в отношении которых проводится профилактическая работа, относятся:
а) несовершеннолетние, входящие в группу социального риска;
б) содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и иных социальных учреждениях, если такие лица нуждаются в исправлении;
в) ведущих скитальческий образ жизни или занимающиеся попрошайничеством;
г) осужденные условно и к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
д) освобожденные от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия; вследствие акта амнистии или в связи с помилованием; в связи с недостижением возраста, с которого, согласно закону, возможна уголовная ответственность; вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; в связи с изменением обстановки; в связи с деятельным раскаянием;
е) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием;
ж) получившие отсрочку отбывания наказания;
з) освобожденные из воспитательных колоний, следственных изоляторов, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в данных учреждения совершали противоправные деяния и(или) после освобождения относятся к группе социального риска;
и) совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
к) помещенные в центры спасения детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, органов внутренних дел;
л) содержащиеся в специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типов;
м) проявляющие пристрастие к алкоголю либо допускающие немедицинское потребление наркотических средств или психотропных либо одурманивающих веществ;
н) совершившие административные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает ответственность за эти деяния.
3. По постановлению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав профилактическая работа может осуществляться в отношении других категорий беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны выявлять лиц в возрасте до восемнадцати лет, входящих в группу социального риска и (или) совершивших правонарушение, оказывать в пределах своей компетенции содействие в восстановлении нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних, их родителей (лиц, их заменяющих) и своевременно обмениваться взаимной информацией по этим вопросам.
Статья 6. Права несовершеннолетних и их реализация в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Несовершеннолетним обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка и другими международными договорами Российской Федерации.
2. Несовершеннолетние, с которыми проводится профилактическая работа, имеют право на:
на жизнь;
на защиту чести и достоинства;
на неприкосновенность личности, жилища и тайну переписки;
на свободное выражение своих взглядов, в частности, возможность быть заслушанным во всех стадиях судебного или административного разбирательства, затрагивающего его права и интересы;
на защиту от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видам обращения и наказания;
незамедлительное информирование родителей (лиц, их заменяющих) о задержании или аресте несовершеннолетнего за совершенное правонарушение, мотивах и основаниях задержания или ареста, его местонахождении;
индивидуальную юридическую помощь, включая обязательное и бесплатное предоставление услуг адвоката;
обжалование действий работников государственных органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в суд, прокуратуру, а также в вышестоящие государственные органы.
При осуществлении профилактической работы с несовершеннолетними обеспечивается право ребенка не разлучаться со своими родителями (лицами, их замещающими), за исключением случаев, когда согласно судебному решению такое разлучение будет признано необходимым.
3. Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, кроме того, имеют право на:
поддержание связи со своей семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;
получение посылок, бандеролей, передач, отправление и получение писем и телеграмм без ограничения их количества;
получение бесплатной медицинской помощи;
бесплатное обеспечение питанием, одеждой и другими предметами довольствия по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
4. Перечисление указанных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав несовершеннолетних.
Статья 7. Контроль и надзор за деятельностью государственных органов, учреждений и служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территории органов, учреждений и служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Судебный контроль за профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также рассмотрение судом жалоб на действия соответствующих органов, учреждений и служб, осуществляется на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Ведомственный контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.
4. Прокурорский надзор за соблюдением законов в деятельности органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Глава II. Система профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
в Российской Федерации
Статья 8. Структура системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы, учреждения и службы социальной защиты (социального обслуживания) населения, образования, опеки и попечительства, государственной службы занятости, здравоохранения, внутренних дел и иные государственные организации, к компетенции которых относятся вопросы воспитания, отдыха и досуга несовершеннолетних.
2. Государство поддерживает участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органов местного самоуправления, общественных объединений, включая молодежные, другие негосударственные организации и учреждения, добровольцев-общественников. При осуществлении ими таких мер должны соблюдаться основные принципы профилактической деятельности, регламентированные статьей 2 настоящего Федерального закона.
3. Система федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство государственными органами, учреждениями и службами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих руководство государственными органами, учреждениями и службами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 9. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
а) осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, их родителей;
б) участвуют в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
в) координируют работу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) контролируют условия содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними, находящимися в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в воспитательных колониях;
д) рассматривают дела и материалы на несовершеннолетних, их родителей (лиц, их заменяющих), совершивших правонарушения, и применяют к ним меры воздействия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
е) организуют подготовку межведомственных планов работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, контролируют их исполнение.
2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются постоянно действующими органами. Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется Федеральным законом.
Статья 10. Органы и учреждения социальной защиты (социального обслуживания) населения
1. Органы и учреждения социальной защиты (социального обслуживания) населения. в пределах своей компетенции:
а) предоставляют бесплатные социальные услуги, обеспечивающие профилактику безнадзорности несовершеннолетних, на основании их просьбы или заявления родителей (лиц их заменяющих);
б) выявляют семьи групп социального риска и семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, предусматривающих защиту их прав и законных интересов;
в) определяют необходимые направления социальной реабилитации, виды и формы социального обслуживания семьи и детей, в том числе организацию летнего оздоровительного отдыха для детей, нуждающихся в особой защите государства.
2. Должностные лица органов и учреждений социальной защиты населения (социального обслуживания) имеют право:
а) посещать несовершеннолетних по месту жительства, учебы, работы и проводить беседы с ними, родителями (лицами, их заменяющими) и иными лицами, обследовать условия жизни и воспитания детей;
б) запрашивать в организациях, учреждениях на безвозмездной основе сведения по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения таких обстоятельств несовершеннолетних, их родителей (лиц из заменяющих).
Статья 11. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, системы органов социальной защиты населения (социального обслуживания)
1. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и иные специализированные социальнореабилитационные учреждения:
а) выявляют причины и условия безнадзорности несовершеннолетних и принимают меры по устранению указанных причин и условий;
б) содержат на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе беспризорных детей, а также детей, оставшихся без попечения родителей, подвергшихся любым формам физического и психического насилия, самовольно ушедших из семьи или из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, не имеющих постоянного места жительства и средств к существованию, пострадавших в результате стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств;
в) обеспечивают проведение с ними социальной реабилитации, защиту прав и законных интересов, организуют их медицинское обслуживание и обучение, содействуют профессиональной ориентации и получению образования, специальности;
г) оказывают помощь в восстановлении социального статуса ребенка в коллективе сверстников, по месту учебы, работы, в снятии психотравмирующих ситуаций;
д) оказывают содействие органам опеки и попечительства в выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;
е) оказывают социальную, психологическую и иную помощь семье по ликвидации трудной жизненной ситуации, содействуют возвращению несовершеннолетних в семью.
2. В социальные приюты (стационарные отделения) социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних дети принимаются круглосуточно на основании направления органов социальной защиты населения, органов внутренних дел, постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, распоряжения органов опеки и попечительства и ходатайству других государственных органов, учреждений и служб профилактики безнадзорности.
Должностные лица специализированных учреждений имеют право:
а) осуществлять различные формы патронажа над нуждающимися в социальной помощи несовершеннолетними и их семьями в соответствии с индивидуальными программами их социальной реабилитации;
б) принимать несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по их личному обращению;
в) участвовать в определении возможностей альтернативного устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, порядок его деятельности, взаимодействие с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется и утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Органы управления образованием
Органы управления образованием в пределах своей компетенции обеспечивают:
осуществление контроля за соблюдением законодательства в области образования в образовательных учреждениях;
гарантии получения обучающимися, воспитанниками основного общего образования, недопущение немотивированного и бесконтрольного исключения несовершеннолетних из образовательных учреждений;
создание в каждом регионе (с учетом реальных потребностей) инфраструктуры, целью которой является защита прав несовершеннолетних, обеспечение медикопсихологической и социально-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации, а также консультативной помощи их родителям, в том числе:
развитие службы психологии образования, активно способствующей гуманизации образовательной среды, предупреждению школьной дезадаптации и оказанию своевременной помощи детям с проблемами в обучении и поведении;
развитие сети социальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с общественно-опасным поведением, в том числе специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния, детей и подростков с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния, детей и подростков, страдающих алкоголизмом и наркоманией; центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с проблемами в обучении и поведении; сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание условий для обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев из зон национальных и вооруженных конфликтов в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учебных заведениях начального и среднего профессионального образования;
разработку и введение в программы учебных заведений начального, высшего, среднего профессионального образования, общеобразовательных и дошкольных учреждений образовательных программ и педагогических технологий, направленных на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, профилактику асоциального поведения, алкоголизма и наркомании;
развитие сети клубных (физкультурно-оздоровительных, образовательных и досуговых) учреждений по месту жительства, подростковых клубов;
организацию целенаправленного летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, создание сети школьных (молодежных) бирж труда, предоставляющих несовершеннолетним направление на сезонную работу;
создание "прямых линий" для связи с общественностью, оказания консультативной помощи населению, в том числе детям и подросткам, по вопросам защиты прав несовершеннолетних в системе образования.
Статья 13. Образовательные учреждения
1. Образовательные учреждения:
а) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с проблемами в развитии, поведении или обучении, а также родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;
б) выявляют и осуществляют учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их перевоспитанию;
в) принимают участие в организации в образовательных и иных учреждениях кружков, клубов, спортивных секций, других форм досуга и вовлечении в них несовершеннолетних, совершивших правонарушения или входящих в группу социального риска.
2. Государственные общеобразовательные учреждения являются базовыми центрами для предоставления педагогической и другой помощи детям, входящим в группу социального риска.
3. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты и иные виды таких образовательных учреждений):
а) принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к предстоящей самостоятельной жизни детей при отсутствии родительного попечения, в частности, в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, их уклонения от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;
б) принимают временно на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей (лиц, их заменяющих), если их дети проживают в малообеспеченных семьях или в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, или в случаях, когда их родители (лица, их заменяющие) являются одинокими матерями (отцами); безработными; лицами, обратившимися за получением статуса беженца или вынужденного переселенца;
в) осуществляют защиту прав и законных интересов обучающихся (воспитанников), а также участвуют в определении возможностей для альтернативного (неинтернатного) устройства несовершеннолетних.
Статья 14. Специальные учебно-воспитательные учреждения
1. К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого и открытого типа относятся:
специальные общеобразовательные школы;
специальные профессиональные училища;
специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для несовершеннолетних с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния;
другие виды образовательных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения.
2. В специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние, достигшие одиннадцати лет, совершившие общественно-опасные действия на основании постановления судьи или приговора суда.
3. В специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа принимаются лица в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующие специального педагогического подхода, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцати лет, а также его родителей (лиц, их заменяющих).
4. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа:
а) проводят психолого-медико-педагогическую работу в целях предупреждения правонарушений и исправления воспитанников;
б) организуют получение воспитанниками начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
в) принимают меры к обнаружению самовольно ушедших воспитанников и информируют об этом органы внутренних дел по месту расположения учебного заведения и месту жительства несовершеннолетних.
5. Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в целях обнаружения и изъятия предметов, запрещенных к хранению в названных учреждениях, имеют право проводить личный осмотр воспитанников, их вещей, поступающих к ним посылок, передач, бандеролей, писем, а также осмотр спальных и иных помещений с составлением протокола о результатах осмотра.
6. Примерные положения о специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Специальные лечебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с общественно-опасным поведением
1. Специальные лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа предназначены для предупреждения правонарушений и исправления несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные действия или преступления, страдающих нарушениями здоровья и нуждающихся в особых условиях воспитания, образования, лечения и реабилитации.
2. В специальные лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа помещаются:
а) несовершеннолетние, указанные в пункте 1 данной статьи, которым к моменту совершения общественно-опасных действий исполнилось одиннадцать лет, или осужденные за совершение преступлений средней тяжести и освобожденные судом от наказания;
б) несовершеннолетние, совершившие общественно-опасные действия, страдающие нарушениями психического развития, зависимостью от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания).
3. В специальные лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетние помещаются на основании постановления судьи.
4. Примерные положения о специальных лечебно-воспитательных учреждениях закрытого типа утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Органы опеки и попечительства
1. Органы опеки и попечительства:
а) выявляют лиц в возрасте до восемнадцати лет, являющихся сиротами, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих) и (или) не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, а также контролируют соблюдение прав и законных интересов этих несовершеннолетних;
б) принимают меры к устройству несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), оказывают им социально-правовую и иную помощь;
в) обеспечивают немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, известив об этом прокурора в течение 48 часов;
г) готовят по своей инициативе и по предложениям заинтересованных лиц иски в суд о защите прав детей, в частности об ограничении или лишении родителей (одного из них) родительских прав, а также осуществляют иные меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
2. Должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнадзорности несовершеннолетних используют предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия, связанные с осуществлением их функций по опеке и попечительству.
Статья 17. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения
1. Органы управления здравоохранением определяют в районе (городе, округе) перечень учреждений здравоохранения, предназначенных для:
а) круглосуточного приема и последующего содержания заблудившихся или подкинутых детей и других несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), в возрасте до трех лет;
б) оказания помощи несовершеннолетним, находящимся в состоянии наркотического опьянения либо в средней или тяжелой степени алкогольного опьянения.
2. Учреждения здравоохранения обеспечивают:
а) выявление, учет, обследование, наблюдение и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества (наркологический диспансер);
б) выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих указанными заболеваниями (кожно-венерологический диспансер, отделение, стационар);
в) оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений, осуществляющих мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (психоневрологический диспансер, отделение, кабинет);
г) подготовку заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, в целях установления у них наличия (отсутствия) медицинских показаний для направления в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Статья 18. Органы и учреждения государственной службы занятости
Органы и учреждения государственной службы занятости:
а) обеспечивают реализацию прав несовершеннолетних на труд и выбор рода деятельности;
б) участвуют в профессиональной подготовке и переподготовке несовершеннолетних, организуют закрепление за ними дополнительных рабочих мест;
в) оказывают содействие в трудоустройстве освобожденным от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, вернувшимся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений.
Статья 19. Службы и подразделения органов внутренних дел
1. Все службы и подразделения органов внутренних дел обязаны принимать участие в пределах своей компетенции в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, а также оказывать в этих целях необходимое содействие специализированным подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
2. К специализированным подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел относятся:
а) отделения (группы) по предупреждению правонарушений несовершеннолетних районного, городского, районного в городе отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел на транспорте, на режимном объекте (далее - подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел);
б) центры спасения детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, органов внутренних дел;
в) отделения (группы) организации оперативно-розыскной работы по предупреждению и раскрытию преступлений несовершеннолетних аппаратов уголовного розыска органов внутренних дел (далее - подразделения уголовного розыска по делам несовершеннолетних).
Статья 20. Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел
1. Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел исполняют предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации функции специализированного государственного органа и в этих целях:
а) проводят профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, осужденных условно и к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы; освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, вследствие акта амнистии или в виду помилования, в связи с недостижением к моменту совершения общественно опасного деяния возраста, с которого, согласно закону, возможна уголовная ответственность, вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, в связи с изменением обстановки, деятельным раскаянием, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания; освобожденных от наказания по амнистии; получивших отсрочку отбывания наказания; освобожденных из воспитательных колоний, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в данных учреждениях совершали противоправные деяния и (или) после освобождения относятся к группе социального риска; совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
б) проводят профилактическую работу в отношении родителей (лиц, их заменяющих), систематически не выполняющих свои обязанности по содержанию или воспитанию детей, указанных в пункте "а" части первой настоящей статьи, и (или) оказывающих отрицательное влияние на поведение этих несовершеннолетних;
в) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, принимают к ним в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
г) рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и в предусмотренном законом порядке принимают по ним решения;
д) информируют заинтересованные организации и учреждения о состоянии правонарушений несовершеннолетних, причинах и условиях им способствующих;
е) возлагают на несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, обязанности и запреты, предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также осуществляют иные функции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в порядке, регламентированном этим кодексом;
ж) вносят в суд предложения о помещении в центры спасения детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, на срок до тридцати суток несовершеннолетних, осужденных условно, к исправительным работам, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания или получивших отсрочку отбывания наказания, если они злостно уклоняются от явки в суд, рассматривающий представления об отмене этих мер, либо скрылись с места жительства;
з) подготавливают и направляют по согласованию с начальником районного, городского, районного в городе отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел на транспорте или на режимном объекте либо с его заместителем представления в суд по вопросам, связанным с обеспечением контроля за несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также в отношении освобожденных от уголовной ответственности.
2. Должностные лица подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются правами работников милиции, предусмотренными Законом РСФСР "О милиции", а также имеют право:
а) вносить в местные органы, учреждения обязательные для рассмотрения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям несовершеннолетних. Соответствующие организации обязаны в месячный срок сообщить данному подразделению о мерах, принятых по результатам рассмотрения предложений;
б) доставлять в установленном порядке в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а также безнадзорных детей и подвергать их при наличии законных оснований личному осмотру с составлением протокола;
в) вносить в установленном порядке в соответствующие органы и учреждения предложения о применении предусмотренных законом мер воздействия к несовершеннолетним, их родителям (лицам, их заменяющим) и иным лицам, совершившим правонарушения;
г) направлять в установленном порядке несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
д) принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (лицами, их заменяющими);
е) осуществлять в установленном порядке ведение учетов правонарушений несовершеннолетних и лиц, принявших участие в их совершении, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для представления статистической отчетности.
Статья 21. Центры спасения детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, органов внутренних дел
1. Центры спасения детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, органов внутренних дел:
а) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, беспризорных и других детей, указанных в пункте 2 этой статьи, в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;
б) проводят профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, устанавливают биографические данные лиц, не имеющих документов, удостоверяющих их личность, выявляют лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел;
в) осуществляют входящие в их компетенцию меры по возвращению несовершеннолетних в семью, учебные и иные учреждения, а также доставляют в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
2. В центр спасения детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, органа внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:
а) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
б) временно ожидающие рассмотрения вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
в) осужденные условно, к исправительным работам, условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания или получившие отсрочку отбывания наказания, если они злостно уклоняются от явки в суд, рассматривающий представления об отмене этих мер, или скрылись с места жительства;
г) совершившие тяжкое и (или) особо тяжкое общественно опасное деяние в случаях, когда необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетнего;
д) беспризорные дети, если они нуждаются в помощи государства, либо в случаях, когда их личность не установлена;
е) являющиеся гражданами иностранного государства в возрасте от девяти лет, если они находятся без родителей (лиц, их заменяющих) в состоянии, представляющем опасность для их жизни или здоровья.
3. Основаниями для помещения несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа, в центры спасения детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, органов внутренних дел являются приговор суда или постановление судьи. Постановление судьи должно быть вынесено в течение 48 часов с момента доставления несовершеннолетнего в центр спасения детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, органов внутренних дел.
4. О помещении лиц, перечисленных в пунктах "д", "е" части второй настоящей статьи, в центр спасения детей, находящихся в чрезвычайных обстоятельствах, органа внутренних дел незамедлительно, но не позднее двадцати четырех часов, уведомляется прокурор.
5. Лица, указанные в части второй настоящей статьи, могут находиться в центре спасения детей, находящихся в чрезвычайных обстоятельствах, органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более двадцати суток. В исключительных случаях этот срок по постановлению судьи может быть продлен еще на десять суток.
6. Должностные лица центров имеют права, предусмотренные частью второй статьи 20 настоящего Федерального закона.
7. Примерные нормативы штатной численности центров утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Подразделения уголовного розыска по делам несовершеннолетних
1. Подразделения уголовного розыска по делам несовершеннолетних:
а) выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних, а также устанавливают лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
б) выявляют группы правонарушителей, в состав которых входят несовершеннолетние, и принимают меры по предупреждению совершения ими преступлений;
в) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершении преступлений и иных антиобщественных действий, принимают к ним в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
г) принимают участие в розыске без вести пропавших детей, а также несовершеннолетних, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от исполнения наказания или принудительных мер воспитательного воздействия, а также совершивших побеги из воспитательных колоний или самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений или центров спасения детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, органов внутренних дел.
2. Оперативный состав подразделений уголовного розыска по делам несовершеннолетних обладает правомочиями по осуществлению оперативно-розыскных действий при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", а также имеет права, перечисленные в части второй статьи 20 настоящего Федерального Закона.
Статья 23. Другие государственные органы, учреждения и службы, осуществляющие мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Органы и учреждения культуры, спорта и туризма проводят культурно-воспитательную, спортивную работу среди несовершеннолетних, совершивших правонарушения или входящих в группу социального риска, привлекают их к занятиям в спортивных, художественных, технических и других клубах, кружках, секциях, приобщают этих лиц к ценностям отечественной и мировой культуры.
2. Участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов и учреждений осуществляется с учетом их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 24. Финансовое и кадровое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Финансирование деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Дополнительными источниками финансирования могут быть благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
2. Образовательные учреждения высшего профессионального и послевузовского профессионального образования осуществляют целевую подготовку специалистов для органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, утверждается Правительством Российской Федерации.
Глава III. Производство по применению к
несовершеннолетним, освобожденным
от уголовной ответственности или от наказания,
принудительных мер воспитательного воздействия
и иных профилактических мер
Статья 25. Основания помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа
1. В специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние:
а) освобожденные от уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого они не достигли возраста, с которого, согласно закону, возможна уголовная ответственность;
б) достигшие возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, но освобожденные от уголовной ответственности в связи с тем, что они вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
в) впервые совершившие преступление средней тяжести и освобожденные от уголовной ответственности в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации;
г) осужденные за совершение преступления средней тяжести и освобожденные судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2. Помещение в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа осуществляется по:
а) постановлению судьи, которым признано, что несовершеннолетние, указанные в пунктах "а", "б", "в" части первой настоящей статьи, нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и специального педагогического подхода;
б) обвинительному приговору, предусматривающему освобождение от наказания несовершеннолетних, указанных в пункте "г" части первой настоящей статьи, если судом признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения таких лиц в данные учреждения.
3. Несовершеннолетние могут помещаться в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа до достижения ими восемнадцати лет. При этом срок содержания в указанных учреждениях не должен превышать максимального срока наказания, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации за преступление, совершенное несовершеннолетним.
4. Не могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетние, не достигшие одиннадцати лет, а также страдающие заболеваниями, препятствующими их содержанию и обучению в указанных учреждениях.
Список медицинских показаний для помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 26. Основания применения к несовершеннолетним иных принудительных мер воспитательного воздействия
Материалы для применения мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, указанных в пунктах "а", "б" части первой статьи 25 настоящего Федерального закона, направляются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, если такие лица не достигли одиннадцати лет или совершили преступления небольшой тяжести либо в случаях, когда их помещение в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа признано нецелесообразным в связи с особенностями личности и (или) обстоятельствами совершенных противоправных деяний.
Статья 27. Сроки подготовки и содержание материалов для применения принудительных и иных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним
1. В целях подготовки материалов для рассмотрения судом возможности применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия к делу приобщаются:
а) характеристика несовершеннолетнего с места его учебы (работы);
б) акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;
в) справка должностного лица подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органа внутренних дел, содержащая сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним и принятых к нему мерах воздействия. При необходимости в справке могут приводиться мотивированные предложения о целесообразности применения конкретных видов принудительных мер воспитательного воздействия в зависимости от особенностей личности несовершеннолетнего;
г) справка учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего, содержащая мотивированные выводы о наличии (отсутствии) у него заболеваний, препятствующих помещению в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
д) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, содержащее ходатайство о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо мотивированные выводы о нецелесообразности применения такой меры воздействия.
2. Подготовка материалов для применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, указанным в частях первой и пятой статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, должна быть завершена одновременно с прекращением на них уголовного дела. К этому делу, подлежащему направлению прокурору, приобщаются документы, перечисленные в пунктах "а", "б", "в" части первой настоящей статьи.
В случаях внесения предложения о помещении указанного несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа к материалам дополнительно приобщаются документы, перечисленные в пунктах "г", "д" части первой настоящей статьи.
3. Подготовка материалов для применения принудительных или иных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, указанным в пунктах "а", "б" части первой статьи 25 настоящего Федерального закона, должна быть завершена одновременно с вынесением постановления о прекращении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении названных несовершеннолетних. К этим материалам приобщаются:
а) документы, перечисленные в пунктах "а", "б", "в", "г", "д" части первой настоящей статьи, если материалы направляются в суд для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
б) документы, перечисленные в пунктах "а", "б", "в" части первой настоящей статьи, если материалы направляются для применения воспитательных мер в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. Материалы, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, представляются для ознакомления несовершеннолетнему и его родителям (лицам, их заменяющим), которые имеют право давать объяснения, заявлять ходатайства, обжаловать принятые решения. Об ознакомлении с этими материалами и получении ответов на их ходатайства и заявления заинтересованные лица производят в представленном материале соответствующую запись.
Статья 28. Меры по обеспечению условий, необходимых для подготовки и рассмотрения материалов о применении принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним
1. Запросы органов внутренних дел о представлении документов, необходимых для применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, подлежат исполнению соответствующими органами, учреждениями и предприятиями на безвозмездной основе в течение десяти суток со дня получения запроса.
2. До рассмотрения судьей материалов о применении принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетний может быть передан под надзор родителей (лиц, их заменяющих), а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском доме, школе-интернате или ином детском учреждении, - под надзор администрации данного учреждения. В этих целях в соответствии с постановлением, утвержденным начальником органа внутренних дел или его заместителем, должностное лицо подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органа внутренних дел получает от одного из родителей (лиц, их заменяющих) или руководителя указанного детского учреждения письменное обязательство обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего и его явку по вызовам в суд. Несовершеннолетний и его родители (лица, их заменяющие), уклоняющиеся от явки в суд, могут быть по постановлению судьи подвергнуты приводу, который осуществляется органом внутренних дел.
3. До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетнего, указанного в пунктах "а", "б", "в" части первой статьи 25 настоящего Федерального закона, в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа такое лицо может быть направлено на срок до тридцати суток в центр спасения детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, органа внутренних дел на основании постановления судьи в случаях:
а) необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;
б) подготовки материала в отношении несовершеннолетнего, совершившего тяжкое и (или) особо тяжкое общественно опасное деяние;
в) совершения несовершеннолетним правонарушения в период подготовки или рассмотрения материалов, а также в случае его злостного уклонения от явки в суд либо от медицинского освидетельствования, необходимого для установления возможности помещения в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Под злостным уклонением такого лица от явки понимаются случаи, когда несовершеннолетний по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или учреждение здравоохранения, осуществляющее его медицинское освидетельствование.
Статья 29. Порядок рассмотрения материалов о применении принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним
1. Материалы о применении принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним рассматриваются судьей в течение десяти суток со дня их поступления в суд.
2. В суд вызываются несовершеннолетний, его родители (лица, их заменяющие). По усмотрению суда к участию в рассмотрении материала могут быть привлечены и иные лица. При рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа обязательно участие прокурора и адвоката.
3. В начале заседания судья объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, кто их рассматривает, а также представляет участников рассмотрения. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются доказательства, разрешаются ходатайства, выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения.
Статья 30. Содержание постановления судьи о применении принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним
1. В постановлении судьи указываются: наименование суда и фамилия судьи, вынесшего постановление, дата рассмотрения материала, сведения о несовершеннолетнем и иных лицах, участвовавших в рассмотрении материала, обстоятельства, установленные при его рассмотрении, принятое решение со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты.
2. Рассмотрев материалы, судья выносит постановление о:
а) назначении несовершеннолетнему одной или нескольких принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, с установлением продолжительности сроков их применения;
б) помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа на срок, указанный в части третьей статьи 25 настоящего Федерального закона. Такое лицо одновременно помещается в центр спасения детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, органа внутренних дел для его доставления в указанное учреждение;
в) возвращении материалов в орган внутренних дел для осуществления дополнительной проверки и устранения допущенных нарушений;
г) прекращении производства по материалу.
Статья 31. Порядок объявления постановления судьи, направления копий постановления и иных материалов
1. Постановление судьи объявляется немедленно по окончании рассмотрения материалов.
2. Копия постановления судьи в течение трех суток вручается под расписку либо высылается несовершеннолетнему или его родителям (лицам, их заменяющим), а также органам и учреждениям, обеспечивающим исполнение постановления судьи. Подлинник постановления хранится в суде.
3. Прекращенное уголовное дело, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела и документы, представленные органом внутренних дел для применения принудительных мер воспитательного воздействия, возвращаются в орган внутренних дел.
Статья 32. Порядок обжалования и опротестования постановления судьи
1. Несовершеннолетний, его родители (лица, их заменяющие) или по их просьбе адвокат могут обжаловать в вышестоящий суд постановление судьи в течение десяти суток со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судьей или председателем суда по просьбе заинтересованных лиц.
2. Постановление судьи может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.
3. Обжалование или опротестование постановления судьи не приостанавливает применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним.
Статья 33. Органы и учреждения, исполняющие постановления судьи
1. Исполнение постановления судьи обеспечивают:
а) подразделение по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органа внутренних дел - в части осуществления контроля за несовершеннолетними, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия;
б) центр спасения детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, органа внутренних дел - в части доставления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
в) орган управления образованием - в части предоставления путевок для направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа в течение двадцати суток со дня получения заявки;
г) орган государственной службы занятости - в части оказания содействия в поступлении на работу несовершеннолетним, которым согласно постановлению судьи предъявлено требование о трудоустройстве с помощью государственного органа.
2. Администрация специального учебно-воспитательного или лечебно-воспитательного учреждения закрытого типа:
а) обеспечивает содержание несовершеннолетних в данном учреждении и их исправление;
б) вносит совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав представления в суд по месту расположения данного учреждения по вопросам:
досрочного прекращения пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении этой меры;
продления срока пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении в случаях необходимости завершения их общеобразовательной или профессиональной подготовки.
3. Рассмотрение представлений, указанных в части второй настоящей статьи. осуществляется судьей в порядке, регламентированном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 34. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря 1967 года "Об утверждении Положения об общественных воспитателях несовершеннолетних" и Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних, утвержденное этим Указом, с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1967, N 51, ст.1239; 1985, N 40, ст.1400).
3. Признать не действующими на территории Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года "Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, N 8, ст.138) и Закон СССР от 17 июня 1977 года "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, N 25, ст. 389) в части утверждения названного Указа;
статью 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1981 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР об охране общественного порядка (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 10, ст.232);
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 года "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 2, ст.18) и Закон СССР от 26 мая 1988 года "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст.361) в части утверждения названного Указа.
Статья 35. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации в трехмесячный срок привести изданные им нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок:
утвердить нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
привести изданные им нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.