Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации"
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в последние годы является одной из наиболее острых проблем современного детства.
Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, фактическое разрушение стабильной системы воспитания детей и молодежи, увеличение численности неблагополучных семей, существенное снижение образовательного и культурного уровня ведет к социальной дезадаптации детей и подростков, росту безнадзорности и беспризорности, криминализации детской и подростковой среды.
На начало 1997 г. в России учтено почти 600 тысяч (572,4 тыс.) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состояло на учете 184 тысячи неблагополучных семей, в которых проживало 348 тысяч детей.
Увеличивается число брошенных детей, получило распространение такое явление, как социальное сиротство.
Около 50 тысяч детей ежегодно уходят из семьи, 20 тысяч детей из детских домов, школ-интернатов.
Только учреждениями системы Министерства труда и социального развития РФ (приюты, центры социальной реабилитации) на начало 1997 г. обслужено около 100 тысяч (92426) безнадзорных и беспризорных детей.
А таких учреждений на всю страну всего 573. Проблема детской безнадзорности, беспризорности влечет за собой и другие.
Одна из важнейших - правонарушения несовершеннолетних.
Опасная тенденция - снижение возраста несовершеннолетних правонарушителей.
Ежегодно более 90 тысяч детей совершают общественно-опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности.
В 1997 г. несовершеннолетними, достигшими возраста уголовной ответственности, совершено 182798 преступлений. Это составляет 10,9% от всех преступлений, совершенных в стране.
Причем 120501 преступление относится к тяжким или особо тяжким.
Из общего числа несовершеннолетних, совершивших преступления, число подростков, ранее их совершавших, увеличилось по сравнению с 1996 г. на 19,7%, среди них ранее судимых на 21,8%.
В подростковой среде растет наркомания, токсикомания, алкоголизм.
В 1997 г. поставлено на учет более 25,6 тыс. несовершеннолетних наркоманов.
Увеличилось на 17,5% число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического и токсического опьянения.
Все это вызывает необходимость разработать и принять закон, регулирующий вопросы правовой поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определяющий основы профилактики их безнадзорности и правонарушений.
Принятие федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации" создает правовую базу для реализации программ, направленных на оздоровление нашего общества в целом и детской популяции в частности, решит проблему координации деятельности органов и учреждений всех уровней, направленной на профилактику безнадзорности и правонарушений.
Задачей законопроекта является также создание дополнительных правовых и социальных гарантий для несовершеннолетних в целях обеспечения охраны их жизни, прав и законных интересов, создание оптимальной системы функционирования всех органов и учреждений, занимающихся проблемами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В целом, система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может быть эффективной при максимальном приближении к условиям жизни несовершеннолетних, т.е. на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, которые на основе ст.ст.77, 131 Конституции Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему и структуру органов власти и самоуправления, управляют принадлежащей им собственностью, в т.ч. специальными учреждениями для несовершеннолетних.
В целом, представленный законопроект является базовым. На его основе могут приниматься другие федеральные законы, а также законодательные акты субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты местного самоуправления, обеспечивающие регулирование отношений по профилактике безнадзорности и правонарушений на соответствующем уровне.
Проект закона основывается на конституционных нормах о защите семьи и детства государством.
Его основными задачами являются:
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, их родителей;
- предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.
Общая концепция воплощается в конкретных нормах, зафиксированных в статьях закона. В частности, гуманизм, защита прав ребенка проявились в том, что важнейшие принципы Конвенции ООН о правах ребенка, Эр-Риядских руководящих принципов и других международных документов нашли свое отражение в нормах законопроекта.
В проекте закона определяется компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливается система органов и учреждений, осуществляющих профилактику, их компетенция, а также основные направления деятельности.
Определены права несовершеннолетних, в отношении которых проводится профилактическая работа и гарантии их осуществления, в том числе включены нормы, предусматривающие процедуру применения к несовершеннолетним, освобожденным от уголовной ответственности и от наказания, принудительных мер воспитательного воздействия, а именно:
- определены категории несовершеннолетних;
- основания применения к ним принудительных мер;
- судебный порядок рассмотрения материалов о применении принудительных мер к несовершеннолетним.
Включение в законопроект указанных норм позволит устранить один из пробелов законодательства, - отсутствие нормативного регулирования порядка направления лиц, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности и совершивших общественно-опасные деяния в специальные учреждения и дает возможность реализации предусмотренного п.11 ст.50 Закона Российской Федерации "Об образовании" судебного порядка направления подростков с общественно-опасным поведением в специальные учебно-воспитательные учреждения.
Оставаясь безнаказанными, такие несовершеннолетние представляют повышенную опасность для общества.
Таким образом, устанавливается форма судебного контроля за законностью и обоснованностью применения к лицам, которые в силу своего возраста не подлежат уголовной ответственности, указанных мер, обеспечивается контроль за их поведением и одновременно предусмотрена возможность получения такими лицами медико-социальной реабилитации, образования и профессиональной подготовки.
Законопроектом также предусмотрены источники финансового и кадрового обеспечения системы профилактики и установлены примерные социальные стандарты и нормативы деятельности органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В законопроекте уточнены важнейшие понятия: "беспризорные дети", "безнадзорные дети", "профилактика" и т.д. Более четко, чем в предыдущих проектах, определена компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательных учреждений и иных служб, занимающихся профилактической работой с несовершеннолетними. Причем определен правовой статус лечебно-воспитательных учреждений, которые до сих пор не созданы. Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей переименованы в центры спасения детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, органов внутренних лет. Их функции расширены.
Законопроектом также предусмотрены источники финансового и кадрового обеспечения системы профилактики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.