Проект Федерального закона
"О государственной политике Российской Федерации
в отношении соотечественников за рубежом"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень актов федерального законодательства для изменения
Глава I. Общие положения
Глава II. Принципы и цели государственной политики
РФ в отношении соотечественников
Глава III. Правовые основы отношений
РФ с соотечественниками
Глава IV. Основы деятельности по реализации
государственной политики РФ
Глава V. Организационные основы деятельности РФ
в области отношений с соотечественниками
Глава VI. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:
отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации;
эти отношения подлежат регулированию на основе государственной политики Российской Федерации, закрепленной в законодательном порядке;
главную ответственность за благополучие и обеспечение основных свобод, прав и законных интересов соотечественников за рубежом несут государства их проживания или пребывания;
поощрение и защита прав человека и основных свобод применительно к соотечественникам за рубежом способствует политической и социальной стабильности государств их проживания, укреплению сотрудничества между народами и государствами;
соотечественники за рубежом вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении их гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, в сохранении своей самобытности;
деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом должна проводиться в соответствии с принципами и нормами международного права при уважении законодательства иностранных государств, отвечающего общепринятым в мировом сообществе стандартам.
Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, правовые и организационные основы отношений с ними, основы деятельности по реализации государственной политики.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие "соотечественники за рубежом"
1. Определение понятия "соотечественники за рубежом", содержащееся во втором пункте настоящий статьи, основывается на понимании, что:
соотечественниками являются лица, родившиеся и проживающие в одном государстве или прибывшие для проживания в нем, имеющие гражданство этого государства и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, присущих той или иной национальности, населяющей данное государство;
соотечественники, оказавшиеся за пределами своего государства либо по причине не выезда добровольно или в силу вынужденных обстоятельств для проживания в другом государстве или с временными целями либо в результате изменения границ своего государства, являются соотечественниками за рубежом для тех своих соотечественников, которые остались проживать на территории того же государства в его неизмененных или изменившихся границах;
в случае прекращения существования единого государства соотечественники, проживающие в различных его частях, которые приобрели государственную самостоятельность, становятся соотечественниками за рубежом по отношению друг к другу.
2. Для целей настоящего Федерального закона под "соотечественниками за рубежом" подразумеваются:
граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом или пребывающие за рубежом со служебными, деловыми, туристическими, научными, образовательными или иными целями;
лица, имеющие гражданство Российской Федерации и гражданство иностранного государства (двойное гражданство);
бывшие граждане СССР, проживающие в государствах на территории бывшего СССР, получившие гражданство иностранного государства или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) с территории Российской империи, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства;
потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных национальностей иностранных государств (далее имеются соответственно - граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, бывшие граждане СССР, выходцы (эмигранты), потомки соотечественников).
3. Понятие "соотечественники за рубежом" (далее имеются - соотечественники) применяется для обозначения в целом лиц, принадлежащих ко всем в совокупности группам, предусмотренным во втором пункте данной статьи, если в настоящем Федеральном законе не оговаривается иное.
Статья 2. Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном Законе
В настоящем Федеральном законе используются также следующие понятия:
за рубежом - за пределами территории Российской Федерации;
государства на территории бывшего СССР - государства на указанной территории, помимо Российской Федерации;
деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками - совокупная деятельность участников (субъектов) Российской Федерации в данной области;
иностранное государство - иное, чем Российская Федерация, государство;
лицо - физическое лицо;
гражданская принадлежность - принадлежность к подданству или гражданству Российской империи, РСФСР, СССР, Российской Федерации или иностранного государства;
лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств о принадлежности к подданству или гражданству иностранного государства;
гражданин Российской Федерации, проживающий за рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, проживающее на территории иностранного государства на основании разрешения, выданного этим государством, и при этом не проживающее на территории Российской Федерации;
гражданин Российской Федерации, пребывающий за рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, проживающее на территории Российской Федерации и не сменившее место жительства в результате выезда за пределы территории Российской Федерации;
трудящиеся мигранты - граждане Российской Федерации, выехавшие временно за пределы территории Российской Федерации для занятия на законном основании оплачиваемой деятельностью за исключением лиц, не являющихся трудящимися мигрантами по определению Международной организации труда;
выходцы (эмигранты) - подданные Российской империи, граждане РСФСР, СССР и Российской Федерации, добровольно или вынужденно покинувшие свое государство по политическим, экономическим, религиозным или иным мотивами и поселившиеся на жительство в иностранном государстве;
потомки соотечественников - родственники соотечественников по прямой линии;
национальности Российской Федерации - национальности, основная территория расселения которых находится в Российской Федерации;
самобытность - родной язык, религия, особенности культурного наследия, традиций и обычаев соотечественников;
титульная национальность - часть населения иностранного государства, национальность которой определяет официальное наименование данного государства.
Статья 3. Признание принадлежности к соотечественникам
1. Граждане Российской Федерации и лица с двойным гражданством являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности.
2. Признание своей принадлежности к соотечественникам бывшими гражданами СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников, которое означает помимо прочего согласие с положениями настоящего Федерального закона, должно быть актом свободного выбора, выражающемся в различных формах, включая обращение за выдачей документа в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Этот выбор должен быть неразрывно связан с объективными критериями, изложенными в первом пункте статьи 1 настоящего Федерального закона и стремлением сохранить и развить свою самобытность, поддерживать связи с участниками (субъектами) отношений Российской Федерации с соотечественниками.
3. Настоящий Федеральный закон исходит из того, что упомянутый выбор или осуществление связанных с ним прав не должны ущемлять сделавших его лиц и дискриминация их по признаку принадлежности к соотечественникам недопустима.
Совершение действий вытекающих из принадлежности к соотечественникам, подразумевает соблюдение соотечественниками законодательства государства проживания или пребывания и международных норм, уважение прав других лиц.
Статья 4. Подтверждение принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом
1. Для граждан Российской Федерации и лиц с двойным гражданством документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам за рубежом, служит документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
2. Принадлежность соотечественника к бывшим гражданам СССР, выходцам (эмигрантам) или потомкам соотечественников может быть подтверждена выдачей ему документа установленного Правительством Российской Федерации образца.
3. Выдача документа производится по основаниям, указанным в статье 5 настоящего Федерального закона, по письменному заявлению данного лица в месячный срок дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации за рубежом или уполномоченными на то государственными организациями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на территории Российской Федерации.
При этом в случае необходимости могут учитываться рекомендации общественных объединений соотечественников.
4. Решения и действия (или бездействие) должностных лиц в связи с выдачей документа могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Указанный во втором пункте настоящей статьи документ признается участниками (субъектами) отношений Российской Федерации с соотечественниками, перечисленными в статье 27 настоящего Федерального закона, при решении вопросов, касающихся этих отношений.
Статья 5. Основания для подтверждения принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом
Принадлежность соотечественника к бывшим гражданам СССР, выходцам (эмигрантам) и потомкам соотечественников устанавливается на основании имеющихся у него документов или иных свидетельств, подтверждающих:
гражданство СССР и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для бывших граждан СССР;
проживание в прошлом на территории Российской империи, РСФСР, СССР и Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для выходцев (эмигрантов);
родство по прямой линии с указанными выше лицами - для потомков соотечественников;
проживание за рубежом - для всех указанных в данной статье лиц.
Глава II. Принципы и цели государственной политики
Российской Федерации
в отношении соотечественников
Статья 6. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников
1. Деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками осуществляется на основе государственной политики Российской Федерации, представляющей собой совокупность правовых, социально-экономических, культурных, материально-финансовых, организационных и иных мер, предпринимаемых в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, изложенных в статьях 7 и 8 настоящего Федерального закона (далее именуется - государственная политика Российской Федерации).
2. Государственная политика Российской Федерации проводится с учетом принадлежности соотечественников к той или иной группе, предусмотренной настоящим Федеральным законом.
3. Деятельность Российской Федерации по осуществлению государственной политики Российской Федерации, не должна рассматриваться как противоречащая принципу равенства, закрепленному во Всеобщей декларации прав человека.
Статья 7. Принципы государственной политики Российской Федерации
Государственная политика Российской Федерации, сочетающая учет исторических и иных особенностей положения соотечественников с интересами российского государства, основывается на признании:
неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения прав человека и основных свобод;
особенностей положения и правового статуса соотечественников в иностранных государствах и во время пребывания на территории Российской Федерации;
обязательности соблюдения государствами общепризнанных принципов и норм международного права, включая принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга;
взаимности между государствами в области отношений с их соотечественниками за рубежом;
уважения права иностранных государств принимать законы, аналогичные настоящему Федеральному закону, в отношении своих соотечественников, проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации.
Статья 8. Цели государственной политики Российской Федерации
1. Цели государственной политики Российской Федерации заключаются в содействии созданию необходимых условий для обеспечения соотечественникам в соответствии с принципами и нормами международного права, законами и международными договорами Российской Федерации и законодательством иностранных государств возможностей;
получать в случае необходимости помощь и поддержку со стороны Российской Федерации;
проживать в иностранном государстве в обстановке, когда в отношении соотечественников не ущемлялись бы международно признанные личные и коллективные права человека и основные свободы;
активно участвовать в государственной, общественной, экономической, культурной и религиозной жизни государств проживания, в частности, в принятии решений, касающихся соотечественников и тех регионов и мест, в которых они проживают;
свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал во всех его аспектах;
открыто исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды;
беспрепятственно создавать и вести деятельность культурной автономии, органов местного самоуправления, общественных объединений и религиозных организаций, средств информации, участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;
беспрепятственно устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между собой и с Российской Федерацией, получать информацию из Российской Федерации;
активно участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания и Российской Федерацией;
переселяться на жительство в Российскую Федерацию по собственному желанию или в силу вынужденных обстоятельств и обустраиваться в Российской Федерации;
решать вопросы гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права и режимом благоприятствования в законодательстве Российской Федерации.
2. Соотечественники могут пользоваться предоставляемыми настоящим Федеральным законом возможностями в индивидуальном порядке или совместно с другими лицами.
Глава III. Правовые основы отношений
Российской Федерации
с соотечественниками
Статья 9. Законодательство Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
Законодательство Российской Федерации в области отношений с соотечественниками основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов и принимаемых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Международные договоры
Международные договоры являются составной частью правового регулирования деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Ничто в настоящем Федеральном законе не препятствует осуществлению Российской Федерацией ее обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Статья 11. Отношения с гражданами Российской Федерации
1. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются равными с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, правами и свободами и несут равные обязанности и ответственность за исключениями, установленными законодательством и международными договорами Российской Федерации при соблюдении законов государства проживания.
Порядок осуществления гражданами Российской Федерации, проживающими за рубежом, во время их пребывания на территории Российской Федерации прав и законных интересов и несения обязанностей и ответственности определяется законодательством Российской Федерации.
2. В отношении граждан Российской Федерации, пребывающих за рубежом, применяется положение первой части первого пункта данной статьи, а также нормы международного права, регулирующие пребывание граждан одного государства на территории другого, и международных договоров Российской Федерации.
3. Российская Федерация осуществляет посредством своих законодательства и международных договоров меры по регулированию внешней трудовой миграции в интересах государства и с учетом прав и законных интересов граждан Российской Федерации, желающих выехать на временную работу за пределы территории Российской Федерации, в том числе их права на равенство возможностей на уровне не ниже, чем для граждан любого другого государства.
4. Правовой статус военнослужащих - граждан Российской Федерации и членов их семей во время пребывания за рубежом определяется международными договорами Российской Федерации.
Статья 12. Отношения с лицами с двойным гражданством
1. Лица с двойным гражданством не могут на этом основании быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Лица с двойным гражданством пользуются защитой и покровительством Российской Федерации в пределах, допускаемых нормами международного права, и в соответствии с международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами, гражданами которых являются лица с двойным гражданством.
Статья 13. Отношения с бывшими гражданами СССР
1. Отношения с бывшими гражданами СССР в государствах на территории бывшего СССР определяются историческими особенностями возникновения этих государств и имеют приоритетное значение для Российской Федерации.
2. Российская Федерация содействует бывшим гражданам СССР в государствах на территории бывшего СССР в реализации их прав человека и основных свобод, в том числе права на гражданство и свободу его выбора, оказывает им помощь и поддержку на основании настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации с учетом законодательства государства их проживания.
3. По мере того, как в соответствии с законодательством государств на территории бывшего СССР бывшие граждане СССР либо приобретают гражданство Российской Федерации, государства проживания или третьего государства или двойное гражданство, либо становятся лицами без гражданства, отношения с ними подпадают под действие положений, касающихся соответствующих групп соотечественников, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 14. Отношения с выходцами (эмигрантами)
1. Российская Федерация создает для выходцев (эмигрантов) условия, благоприятствующие сохранению ими связей с Российской Федерацией во всех областях и использованию возможностей, предоставляемых соотечественникам в соответствии с главой IV настоящего Федерального закона, а также выступает на основе принципов и норм международного права в их поддержку в случаях нарушения их прав человека и основных свобод.
2. На выходцев (эмигрантов) с территории СССР, являющихся бывшими гражданами СССР и проживающих за пределами Российской Федерации и государств на территории бывшего СССР, распространяется действие положений статьи 13.
3. Правоотношения между выходцами (эмигрантами) и Российской Федерацией, вытекающие из факта принадлежности выходцев (эмигрантов) в прошлом к подданству Российской империи или гражданству РСФСР, СССР и Российской Федерации, регулируются законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Статья 15. Отношения с потомками соотечественников
1. На потомков соотечественников, являющихся гражданами Российской Федерации или лицами с двойным гражданством, распространяется действие статей 11 и 12 настоящего Федерального закона.
2. Потомкам соотечественников в случае установления по основаниям, указанным в статье 5 настоящего Федерального закона, их родства по прямой линии с бывшими гражданами СССР и выходцами (эмигрантами) создаются участниками (субъектами) отношений Российской Федерации с соотечественниками условия, поощряющие их интерес к Российской Федерации и связи с ней в рамках положений главы IV настоящего Федерального закона.
3. Права потомков соотечественников, которые могут вытекать из их родства с бывшими гражданами СССР и выходцами (эмигрантами), обеспечиваются в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Статья 16. Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками
1. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства.
2. Бывшие граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации, если они не заявят о своем нежелании признать это решение.
Подданные Российской империи, оказавшиеся за ее пределами и лишенные гражданства РСФСР или утратившие его без их свободного волеизъявления, и их потомки приобретают гражданство Российской Федерации в порядке регистрации.
Выходцам (эмигрантам), добровольно вышедшим из гражданства Российской Федерации, гражданство Российской Федерации может быть восстановлено по их ходатайству в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бывшим гражданам СССР и потомкам соотечественников, являющихся гражданами иностранного государства, может быть по их ходатайству предоставлено гражданство Российской Федерации на условия и в порядке, установленными законодательством и международными договорами Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Принадлежность бывшего гражданина СССР в государствах на территории бывшего СССР, выходца (эмигранта) или потомка соотечественников к гражданству иностранного государства или отсутствие такового не является препятствием для его обращения о приобретении гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Гражданами Российской Федерации признаются граждане СССР, не заявившие путем добровольного волеизъявления о своем желании состоять в гражданстве других государств.
5. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего за рубежом, может иметь место по ходатайству гражданина или в порядке регистрации, если он выехал на жительство в иностранное государство с соблюдением законов Российской Федерации.
6. Малообеспеченные бывшие граждане СССР и выходцы (эмигранты) освобождаются полностью или частично от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений или ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Российская Федерация способствует на основе общепризнанных международных норм сокращению безгражданства среди соотечественников.
Статья 17. Въезд в Российскую Федерации, передвижение по территории Российской Федерации и выезд соотечественников из Российской Федерации
Порядок въезда в Российскую Федерацию, передвижения по территории Российской Федерации и выезда соотечественников из Российской Федерации устанавливается федеральными законами и международными договорами Российской Федерации применительно к принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Статья 18. Правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
1. Во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации кроме случаев, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
2. Бывшим гражданам СССР и выходцам (эмигрантам), являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, может быть предоставлено Правительством Российской Федерации право на проезд на территории Российской Федерации и пользование гостиничными услугами по ценам, действующим для граждан Российской Федерации.
3. Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, не могут:
избирать и быть избранными в органы представителей власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
принимать участие в референдумах;
заниматься деятельностью и замещать должности, если это в соответствии с законодательством Российской Федерации обусловлено принадлежностью к гражданству Российской Федерации;
привлекаться к исполнению воинской обязанности и проходить военную службу в Российской Федерации.
Статья 19. Отношения с общественными объединения соотечественников
Общественные объединения соотечественников вправе:
представлять интересы своих членов в сношениях с участниками (субъектами) отношений Российской Федерации с соотечественниками, указанными в статье 27 настоящего Федерального закона, а также дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации;
участвовать в работе экспертно-консультативных образований при органах законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, государственно-общественных и общественных объединений и фондов в Российской Федерации, выступающих в области отношений с соотечественниками;
осуществлять функции и пользоваться возможностями, предусмотренными статьей 5 и главы IV настоящего Федерального закона.
Глава IV. Основы деятельности по реализации
государственной политики
Российской Федерации
Статья 20. Основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы, на которых осуществляется деятельность по реализации государственной политики Российской Федерации.
В соответствии с настоящим Федеральным законом Президент Российской Федерации определяет направления текущей политики Российской Федерации в отношении соотечественников.
2. Российская Федерация исходит из того, что защита прав человека и основных свобод применительно к соотечественникам является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и тем самым является областью международного сотрудничества.
3. Деятельность Российской Федерации, предусмотренная статьями 22-24 настоящего Федерального закона, является составной частью международных связей Российской Федерации в соответствующих областях.
4. Российская Федерация предоставляет при необходимости материальную, финансовую и иную помощь культурным автономиям, органам местного самоуправления, общественным объединениям и религиозным организациям соотечественников.
5. Права, обязанности и интересы соотечественников учитываются в законодательстве и международных договорах Российской Федерации, которые затрагивают эти права, обязанности и интересы, в соответствии с принадлежностью соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
6. Программы сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами разрабатываются, принимаются и реализуются с учетом особенностей положения и интересов соотечественников, а также соблюдения тем или иным государством международных норм в области прав человека и основных свобод.
7. Российская Федерация принимает в случаях нарушения прав человека и основных свобод применительно к соотечественникам международно признанные меры по отношению к тем государствам, в которых допускаются такие нарушения.
Статья 21. Поддержка соотечественников в области прав человека и основных свобод
1. В контексте положения, содержащегося во втором пункте статьи 20 настоящего Федерального закона, соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации:
в обеспечении их основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека;
в их действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства, на обеспечение их права на полное равенство перед законом и равную защиту закона.
2. Поддержка соотечественников в области прав человека и основных свобод осуществляется Российской Федерацией в соответствии с принципами и нормами международного права, законодательством и международными договорами Российской Федерации, с учетом законодательства иностранных государств и принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и с использованием общепринятых в мировом сообществе средств.
Статья 22. Поддержка соотечественников в экономической и социальной области
1. Российская Федерация стимулирует сотрудничество хозяйствующих субъектов соотечественников с российскими хозяйственными товариществами и обществами, создание совместных предприятий, товариществ и обществ, участие соотечественников в инвестициях в российскую экономику.
Российская Федерация поощряет связи российских предприятий с предприятиями за рубежом, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующих иностранных государств.
Российская Федерация содействует привлечению российских предпринимателей к деятельности соотечественников и их организаций и финансированию этой деятельности в любой форме, допускаемой законодательством Российской Федерации и иностранного государства.
При заключении международных договоров Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве и предоставлении Российской Федерации кредитов иностранным государствам учитывается положение и интересы соотечественников.
2. В социальной области Российская Федерация оказывает в первоочередном порядке поддержку социально незащищенным категориям соотечественников, в том числе в пенсионном обеспечении, а зависимости от их принадлежности к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, на основании законодательства и международных договоров Российской Федерации.
Соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, может быть предоставлена гуманитарная помощь в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
Статья 23. Поддержка соотечественников в области культуры, языка и образования
1.Российская Федерация поддерживает соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимает с этой целью соответствующие действия с учетом законодательства иностранных государств, законов и международных договоров Российской Федерации.
Российская Федерация осуществляет всестороннее сотрудничество с культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах, в которых они существуют.
Соотечественникам предоставляется возможность использовать российские центры науки и культуры в иностранных государствах для удовлетворения культурных, научных и информационных потребностей.
2. В целях содействия соотечественникам в сохранении и развитии своего культурного наследия Российская Федерация:
оказывает помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациями, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников;
способствует изучению культурного наследия соотечественников;
содействует всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками.
3. Российская Федерация способствует в соответствии с положениями настоящего Федерального закона сохранению соотечественниками знания родных языков национальностей Российской Федерации, созданию условия для их изучения и употребления публично и в частной жизни, для обучения и получения информации на этих языках.
Российская Федерация исходит из того, что придание в государствах на территории бывшего СССР статуса второго государственного языка межнационального общения русскому языку, являющемуся важным средством межнационального общения и наиболее широко распространенному среди соотечественников, отвечает интересам этих государств и способствует укреплению их сотрудничества с Российской Федерацией.
4. Российская Федерация способствует получению бывшими гражданами СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников наравне с гражданами Российской Федерации среднего и высшего профессионального образования и повышению ими квалификации, в том числе в аспирантуре, в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае установления квот на прием иностранных граждан на обучение и повышение квалификации за счет средств федерального бюджета в них в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников.
Российская Федерация содействует получению соотечественниками общего образования на языках национальностей Российской Федерации, включая изучение российских истории и культурного наследия, осуществляя с этой целью меры по подготовке преподавателей, разработке при участии специалистов-соотечественников учебников, программ и учебно-методических пособий с учетом особенностей организации образовательного процесса в соответствующих государствах и снабжению ими соотечественников, оказанию помощи в создании и официальном признании в иностранных государствах учебных заведений, с обучением на языках национальностей Российской Федерации и эквивалентность дипломов, выдаваемых этими учебными заведениями.
5. В отношениях с государствами на территории бывшего СССР Российская Федерация проводит линию на выработку согласованной политики в сфере образования и формирование единого образовательного пространства, в котором учитывались бы также права и интересы соотечественников.
Статья 24. Поддержка соотечественников в информационной области
1. Российская Федерация поддерживает соотечественников в получении, пользовании и распространении информации на языках национальностей Российской Федерации на территории государств их проживания, создании средств информации, поддержании и развитии информационных связей между ними и между соотечественниками в Российской Федерации.
Российская Федерация предпринимает меры по распространению в иностранных государствах и Российской Федерации информации о реализации государственной политики Российской Федерации и положении соотечественников.
2. Российской Федерацией создаются необходимые условия путем принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров для передачи соотечественникам информации из Российской Федерации посредством телевизионного и радиовещания и распространения периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио и видеоматериалов на их родных языках.
Российским средствам массовой информации, осуществляющим информирование соотечественников, предоставляются государством финансовые и материально-технические средства для выполнения этой задачи.
3. Российская Федерация оказывает поддержку средствам массовой информации, принадлежащим соотечественникам, при соблюдении законодательства государства, на территории которого эти средства существуют, и в соответствии с законами и международными договорами Российской Федерации.
Статья 25. Поддержка соотечественников при переселении и обустройстве в Российской Федерации
1. Российская Федерация принимает меры по созданию для соотечественников благоприятных правовых и иных условий выезда из государства проживания на жительство в Российскую Федерацию посредством заключения международных договоров о регулировании процессов переселения и защите прав переселенцев.
2. Граждане Российской Федерации и лица с двойным гражданством, вынужденные покинуть места жительства на территории иностранного государства по обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о вынужденных переселенцах, признаются по их ходатайству вынужденными переселенцами в порядке, определяемом этим законодательством.
3. Вынужденными переселенцами признаются бывшие граждане СССР, проживавшие за рубежом, получившие статус беженца в Российской Федерации и утратившие этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
4. Соотечественники, не имеющие гражданства Российской Федерации, вынужденные покинуть государство своего проживания по обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, признаются по их ходатайству беженцами в порядке, установленном этим законодательством.
5. Порядок и условия обустройства соотечественников при добровольном или вынужденном переселении на жительство на территории Российской Федерации устанавливаются в зависимости от приобретенного соотечественниками в соответствии с законодательством Российской Федерации статуса.
Статья 26. Эвакуация соотечественников в случаях вооруженных конфликтов и угрозы их личной безопасности
Российская Федерация обеспечивает гражданам Российской Федерации и лицам с двойным гражданством, а также при их обращении за помощью бывшим гражданам СССР и выходцам (эмигрантам), являющимся лицами без гражданства, эвакуацию из районов вооруженных конфликтов и при возникновении ситуаций, угрожающих их личной безопасности, и прием на территории Российской Федерации.
Глава V. Организационные основы деятельности
Российской Федерации
в области отношений с соотечественниками
Статья 27. Участники (субъекты) отношений Российской Федерации с соотечественниками
В Российской Федерации участниками (субъектами) отношений с соотечественниками являются органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, включая партии и профсоюзные организации, религиозные организации, хозяйствующие субъекты всех форм собственности и физические лица.
Статья 28. Полномочия Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
В полномочия Российской Федерации в области отношений с соотечественниками входят:
установление основ государственной политики Российской Федерации и деятельности по ее реализации;
принятие и изменение федеральных законов Российской Федерации, контроль за их соблюдением;
принятие федеральных программ;
заключение международных договоров Российской Федерации и контроль за исполнением взятых по ним обязательств;
другие полномочия, определенные федеральными законами.
Статья 29. Полномочия субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
1. Вне пределов полномочий Российской Федерации в области отношений с соотечественниками субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
2. В число полномочий субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками входят:
участие в разработке основ государственной политики Российской Федерации и деятельности по ее реализации, федеральных законов;
принятие законов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
участие в разработке и реализации федеральных программ;
принятие и выполнение региональных (территориальных) программ.
Статья 30. Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками
Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками осуществляются:
на федеральном уровне Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченных на то федеральными органами исполнительной власти.
Статья 31. Обязанности государства в области отношений с соотечественниками
Органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны:
разрабатывать и осуществлять меры по реализации государственной политики Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
содействовать тому, чтобы соотечественникам применительно к их принадлежности к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться правами, предоставляемыми международными нормами, законодательством государств проживания или пребывания, законами и международными договорами Российской Федерации, защищать эти права и охраняемые законом интересы соотечественников, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав и интересов;
руководствоваться положениями настоящего Федерального закона при решении вопросов, касающихся соотечественников.
Статья 32. Государство и участники (субъекты) отношений Российской Федерации с соотечественниками
Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечивает соблюдение прав и интересов других участников (субъектов) отношений Российской Федерации с соотечественниками, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, оказывает им помощь и поддержку.
Помимо предоставления налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ в соответствии с законодательством Российской Федерации государственные помощь и поддержка могут выражаться в виде привлечения этих участников (субъектов) к разработке и выполнению государственных программ, целевого финансирования общественно-полезных программ по их заявкам (государственные гранты), заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и оказание услуг.
Статья 33. Финансирование деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
1. Финансирование деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками осуществляется за счет:
средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации,
внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
средств органов местного самоуправления, общественных объединений, включая партии и профсоюзные организации, религиозных организаций, хозяйствующих субъектов всех форм собственности и физических лиц;
пожертвований и взносов юридических и физических лиц Российской Федерации и иностранных государств;
иных не запрещенных законом источников.
2. Государственные ассигнования на федеральном уровне на деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками выделяются в федеральном бюджете отдельной строкой.
Порядок распределения этих государственных ассигнований и контроля за их использованием определяется Правительством Российской Федерации.
3. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют размеры и порядок использования собственных доходных средств, направляемых на финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками.
4. В Российской Федерации могут создаваться государственно-общественные и общественные фонды, образуемые из взносов государства, юридических и физических лиц, для финансовой и материальной поддержки соотечественников и их организаций.
5. Российская Федерация поощряет благотворительную деятельность физических и юридических лиц в Российской Федерации в области отношений с соотечественниками.
Статья 34. Предоставление льгот и преимуществ соотечественникам и их организациям, российским и иностранным организациям и лицам, оказывающих поддержку соотечественникам
Для достижения целей государственной политики Российской Федерации соотечественникам и их организациям, равно как российским и иностранным организациям и лицам, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества на основании законодательства Российской Федерации.
Статья 35. Государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками
В Российской Федерации ведется государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками, включающий в себя сбор, анализ и оценку информации о положении соотечественников, создание банка данных, прогнозирование ситуации и проведение научно-исследовательских работ.
Результаты государственного мониторинга доводятся до сведения органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, других участников (субъектов) отношений Российской Федерации с соотечественниками, организаций соотечественников, общественности и средств массовой информации Российской Федерации и иностранных государств.
Порядок ведения государственного мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Правительству Российской Федерации надлежит представить в установленном порядке в Федеральное Собрание Российской Федерации законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.