Проект федерального закона
"Об обеспечении безопасности космической
деятельности Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава I. Общие положения
Глава II. Руководство обеспечением безопасности
космической деятельности
Глава III. Организация и условия обеспечения безопасности
космической деятельности Российской Федерации
Глава IV. Обеспечение безопасности космической деятельности
при осуществлении международного сотрудничества
Глава V. Ответственность за вред, причиненный при
осуществлении космической деятельности
Глава VI. Заключительные положения
Настоящий федеральный закон устанавливает правовые основы обеспечения безопасности населения, космической техники, объектов космической инфраструктуры, обслуживающего их персонала, имущества юридических и физических лиц, окружающей среды при осуществлении космической деятельности Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области обеспечения безопасности космической деятельности Российской Федерации
1. Отношения в области обеспечения безопасности космической деятельности Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Положения настоящего федерального закона распространяются на все направления и виды космической деятельности Российской Федерации, на все типы космической техники и космической инфраструктуры, в том числе наземного (стационарные и подвижные), морского, воздушного и космического базирования, на физические и юридические лица, независимо от их форм собственности, участвующих в космической деятельности Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего федерального закона применяются следующие основные понятия:
безопасность космической деятельности - свойство объектов и субъектов космической деятельности сохранять во времени и в заданных условиях способность исключения или снижения до допустимых пределов влияние опасностей, возникающих в процессе осуществления космической деятельности;
обеспечение безопасности космической деятельности - разработка и реализация комплекса правовых, научно-технических, организационных и иных мероприятий, направленных на предупреждение (исключение) происшествий и минимизацию ущерба при осуществлении космической деятельности;
концепция обеспечения безопасности космической деятельности - система взглядов, определяющая цели, задачи, принципы, направления, способы и средства государственной политики в области обеспечения безопасности космической деятельности;
политика обеспечения безопасности космической деятельности - система мер, направленных на защиту человеческой жизни, космической техники, космической инфраструктуры, имущества юридических и физических лиц, а также окружающей среды от опасностей, связанных с космической деятельностью;
программа обеспечения безопасности космической деятельности - плановый организационно-технический документ, содержащий мероприятия, способы и средства по обеспечению безопасности космической деятельности и определяющий заказчиков, кооперацию исполнителей работ, сроки и необходимые ресурсы для реализации планируемых мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности;
происшествие - событие, возникающее вследствие нарушения работоспособного состояния образца космической техники и (или) объекта космической инфраструктуры, ошибочных действий персонала, нерасчетных воздействий окружающей среды и иных причин: характеризующееся ущербом, наносимым персоналу и (или) населению, окружающей среде, образцам космической техники и объектам космической инфраструктуры;
авария - происшествие, связанное с утратой или поломкой образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры и (или) с отрицательным воздействием на окружающую среду без гибели людей;
катастрофа - происшествие, характеризующееся нарушением работоспособного состояния образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры с гибелью хотя бы одного человека из состава персонала или населения, либо нанесением устойчивого ущерба окружающей среде, требующего проведения специальных природовосстановительных мероприятий.
Статья 3. Цель обеспечения безопасности космической деятельности
Целью обеспечения безопасности космической деятельности является предотвращение вреда (ущерба) личности, обществу, государству и окружающей природной среде в процессе создания (модернизации), применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры.
Статья 4. Задачи обеспечения безопасности космической деятельности
Задачами обеспечения безопасности космической деятельности являются:
защита государственных интересов Российской Федерации при осуществлении космической деятельности;
предотвращение угрозы жизни и здоровью обслуживающего персонала, местного населения в районах размещения, производства, испытаний, эксплуатации и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, а также населению иностранных государств;
реализация организационных, технических и иных решений, исключающих происшествия в процессе создания (модернизации), использования (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
предупреждение и снижение вредных воздействий на окружающую природную и антропогенную среду;
снижение риска невыполнения задач заказчика и (или) потребителя результатов космической деятельности, собственника образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
подготовка специалистов в области обеспечения безопасности космической деятельности.
Статья 5. Принципы обеспечения безопасности космической деятельности
Обеспечение безопасности космической деятельности осуществляется в соответствии со следующими принципами:
гарантированное соблюдение интересов Российской Федерации в сочетании с безопасностью личности, общества, государства при осуществлении космической деятельности;
комплексная взаимоувязка целей, задач, способов, средств и организационных основ обеспечения безопасности космической деятельности, а также последствий принимаемых решений на основы выполнения требований нормативных правовых, нормативно-технических и иных документов;
обязательность выявления и устранения причин происшествий, с подтверждением правильности принимаемых решений по их предупреждению;
государственный контроль безопасности образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, а также оценка экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в районах их размещения, производства, испытаний, эксплуатации и утилизации;
осуществление единой государственной политики в области обеспечения безопасности космической деятельности, централизация планирования и управление реализацией мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности;
возмещение нанесенного ущерба физическим и юридическим лицам при возникновении происшествий в процессе осуществления космической деятельности;
компетентность и профессионализм руководителей и исполнителей, участвующих в обеспечении безопасности космической деятельности.
Статья 6. Субъекты правоотношений при обеспечении безопасности космической деятельности
1. Основным субъектом права при обеспечении безопасности космической деятельности является Российская Федерация, осуществляющая функции обеспечения безопасности космической деятельности через государственные органы законодательной, исполнительной и судебных властей.
2. Субъектами правоотношений при обеспечении безопасности космической деятельности являются:
специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
персонал расчетов подготовки, запуска и управления космическими объектами;
экипажи пилотируемых космических объектов;
персонал предприятий и организаций, осуществляющих космическую деятельность;
собственники образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
потребители результатов космической деятельности;
иные органы, физические и юридические лица, имеющие отношение к космической деятельности.
Статья 7. Объекты права при обеспечении безопасности космической деятельности
К объектам, требующим обеспечения безопасности при осуществлении космической деятельности относятся:
все типы космической техники и космическая инфраструктура, в том числе наземного (стационарные и подвижные), морского, воздушного и космического базирования;
средства обеспечения испытаний и функционирования космической техники и космической инфраструктуры;
пилотируемые космические аппараты;
космические материалы и космическая технология;
космодромы и стартовые комплексы и пусковые установки;
командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, рабочие места обслуживающего персонала;
полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы;
технологическое оборудование технических, стартовых и посадочных комплексов;
космические программы и проекты;
результаты фундаментальных и прикладных научно-исследовательских, а также опытно-конструкторских работ;
окружающая природная среда и антропогенная среда;
имущество физических и юридических лиц.
Глава II. Руководство обеспечением безопасности
космической деятельности
Статья 8. Полномочия в области обеспечения безопасности космической деятельности Президента Российской Федерации и органов государственной власти
1. Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области обеспечения безопасности космической деятельности.
2. Правительство Российской Федерации в области обеспечения безопасности космической деятельности:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области обеспечения безопасности космической деятельности и предусматривает меры по ее реализации;
рассматривает концепцию обеспечения безопасности космической деятельности и предусматривает меры по ее реализации;
осуществляет меры по координации планирования и выполнения специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации правовых, нормативных и иных документов в области обеспечения безопасности космической деятельности, а также при заключении международных договоров Российской Федерации и реализации международных космических проектов;
рассматривает и утверждает межведомственные нормативные документы по обеспечению безопасности космической деятельности в процессе создания (модернизации), применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры.
3. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности организует и контролирует выполнение мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности в интересах науки, техники и различных отраслей экономики.
4. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обороне организует и контролирует выполнение мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации.
5. В целях обеспечения безопасности космической деятельности специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне:
разрабатывают и представляют установленным порядком на рассмотрение Правительству Российской Федерации концепцию и основные направления государственной политики по обеспечению безопасности космической деятельности;
разрабатывают, в пределах своей компетенции, предложения по обеспечению безопасности космической деятельности в проекты Федеральной космической программы и космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники;
создают систему нормативных документов, регламентирующих порядок и содержание работ по обеспечению безопасности образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры на стадиях их создания (модернизации), производства, эксплуатации и утилизации;
проводят единую научно-техническую политику;
задают, координируют и выполняют фундаментально-поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию и внедрению в практику эффективных методов, способов и средств обеспечения безопасности космической деятельности;
организуют и контролируют выполнение мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности, осуществляемой по международным договорам Российской Федерации, контрактам и соглашениям;
организуют и проводят государственные, межведомственные и ведомственные экспертизы проектов создания (модернизации), применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, а также иных видов космической деятельности по оценке достаточности используемых методов, способов и средств для обеспечения безопасности персонала, населения, окружающей среды;
осуществляют надзор за деятельностью физических и юридических лиц по обеспечению безопасности образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
создают и совершенствуют систему качества и надежности образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры путем сертификации технологического оборудования и готовой продукции, приемки готовой продукции представителями заказчика, специальных испытаний для оценки показателей безопасности и качества на соответствие требованиям нормативных документов;
контролируют показатели безопасности при лицензировании различных видов космической деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами;
организуют, координируют и контролируют исследования и разработки в области предотвращения и снижения техногенного засорения (заражения) космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, а также земной поверхности и акватории мирового океана;
своевременно информируют иностранные государства, Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, иные международные организации в пределах их компетенции, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица о возникновении угрозы населению, окружающей среде и космическим объектам при осуществлении космической деятельности в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
участвуют в работе Государственных комиссий, создаваемых по решению Правительства Российской Федерации, организуют и проводят в рамках своей компетенции работу комиссий по расследованию обстоятельств, причин и последствий происшествий при осуществлении космической деятельности с определением объема (размера) нанесенного ущерба государству, физическим и юридическим лицам, объектам космической деятельности, окружающей среде с оценкой количественных показателей компенсации нанесенного ущерба;
организуют страхование рисков нанесения ущерба при осуществлении космической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
организуют подготовку и повышение уровня квалификации специалистов для обеспечения безопасности в процессе создания (модернизации), использования (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
создают и используют автоматизированную систему информационного обеспечения безопасностью космической деятельности с банком данных (информацией) о происшествиях, о техническом состоянии образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, методах, способах и средствах снижения (исключения) ущерба от происшествий.
Статья 9. Вопросы ведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности космической деятельности
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти Российской Федерации принимают участие в пределах своей компетенции в экспертизе вопросов, касающихся выбора мест размещения, производства, испытаний, эксплуатации и утилизации образцов космической техники, объектов космической инфраструктуры с целью обеспечения безопасности населения, имущества юридических и физических лиц, промышленных объектов, зданий, сооружений и охраны окружающей среды.
Глава III. Организация и условия обеспечения безопасности
космической деятельности Российской Федерации
Статья 10. Организация и основные условия обеспечения безопасности космической деятельности
1. Специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне совместно с другими специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти разрабатывают и представляют на утверждение Правительству Российской Федерации нормативные документы, регламентирующие:
порядок обеспечения безопасности при создании (модернизации) и применении (эксплуатации) космической техники и космической инфраструктуры;
общие технические требования по безопасности к образцам космической техники и объектам космической инфраструктуры;
обеспечение безопасности применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
обеспечение безопасности космонавтов и экипажей пилотируемых космических объектов и долговременных орбитальных станций;
обеспечение экологической безопасности при осуществлении космической деятельности;
порядок расследования происшествий при осуществлении космической деятельности и оценки их последствий;
порядок ликвидации последствий происшествий, связанных с космической деятельностью;
организацию и проведение экспертизы проектов космической деятельности по обеспечению безопасности;
порядок взаимодействия при выяснении причин и обстоятельств страхового случая по договору страхования, связанного с обеспечением безопасности космической деятельности;
организацию и проведение аварийно-спасательных и поисково-эвакуационных работ;
иные меры по обеспечению безопасности космической деятельности.
2. Лицензирование космической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицензии на осуществление космической деятельности выдается гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам, а также иностранным физическим и юридическим лицами, осуществляющих космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, при наличии заключения о безопасности заявляемых видов космической деятельности.
3. Сертификация образцов космической техники, объектов космической инфраструктуры, оборудования для создания и использования образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, информационные и программные продукты, используемые при их создании(модернизации), применении (эксплуатации) и утилизации подлежат обязательной сертификации по показателям безопасности и назначения.
Статья 11. Страхование рисков и ответственности при обеспечении безопасности космической деятельности
1. Обязательное и добровольное страхование образцов космической техники, объектов космической инфраструктуры, жизни и здоровья обслуживающего их персонала, космонавтов и экипажей пилотируемых космических объектов и орбитальных станций, имущества физических и юридических лиц, а также иных рисков, возникающих при осуществлении космической деятельности, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Страхование любых видов космической деятельности должно предусматривать оценку рисков и обеспечивать гарантии возмещения возможных ущербов с учетом эффективности мероприятий по предупреждению происшествий, повышению уровней безопасности и безаварийности образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, обеспечению безошибочной деятельности персонала при подготовке, запуске космических объектов и управлении ими в полете, охране окружающей среды.
Статья 12. Экспертиза на соответствие требованиям по безопасности при осуществлении космической деятельности
1. Экспертиза безопасности проектов космической деятельности осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О космической деятельности". Федеральным законом "Об экологической экспертизе", настоящего федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Проекты создания (модернизации), использования (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, а также космические программы (проекты) иных видов космической деятельности, образцы космической техники, объекты космической инфраструктуры, космические технологии подлежат государственной, межведомственной и ведомственной экспертизам по установлению соответствия требованиям по обеспечению безопасности, охране окружающей среды.
3. Экспертиза космических программ и проектов на соответствие требованиям по безопасности проводится на основе обязательного рассмотрения:
программы обеспечения безопасности заявляемого вида космической деятельности;
источников опасности с оценкой возможных последствий их воздействия на персонал, образцы космической техники, объекты космической инфраструктуры, население в районах их размещения, производства, испытаний, эксплуатации, утилизации а также на окружающую среду;
иных документов, подтверждающих безопасность заявляемых видов космической деятельности на всех стадиях жизненного цикла образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры.
4. Результатом экспертизы космических программ (проектов) является заключение о степени безопасности заявляемых видов космической деятельности.
Наличие заключения является одним из оснований при принятии решения о возможности осуществления представленной космической программы (проекта) или перехода к следующей стадии ее реализации.
Статья 13. Обеспечение безопасности при создании (модернизации), использовании (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры с ядерными установками и радиационными источниками
1. Обеспечение безопасности при создании (модернизации), использовании (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры с ядерными установками и радиационными источниками осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.
2. Обеспечение безопасности персонала, обслуживающего образцы космической техники и объекты космической инфраструктуры, экипажей пилотируемых космических объектов, населения в районах размещения, производства, испытаний, эксплуатации и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры с ядерными установками и радиационными источниками осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О радиационной безопасности населения", настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
Статья 14. Информационное обеспечение безопасности космической деятельности
1. Информация об опасностях, возникающих в процессе создания (модернизации), применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, об их техническом состоянии, надежности и качестве, а также информация о происшествиях, имевших место в процессе реализации космических программ и проектов, должна накапливаться, обобщаться, структурироваться и использоваться для предупреждения происшествий и повышения безопасности космической деятельности.
2. Создаваемые информационные ресурсы и информационные технологии в области обеспечения безопасности космической деятельности предоставляются установленным порядком физическим и юридическим лицам, участвующим в осуществлении космической деятельности, специально уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным органам, и организациям в пределах их компетенции.
Статья 15. Защита информации при осуществлении космической деятельности
Защита информационных ресурсов, информационных технологий, средств создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и представления потребителю документированной информации при всех видах космической деятельности, предотвращение любых форм незаконного и несанкционированного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы космической техники и космической инфраструктуры осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 16. Права и обязанности участников космической деятельности в области обеспечения безопасности
1. Персонал расчета подготовки, запуска и управления космическими объектами; космонавты и экипажи пилотируемых космических объектов и орбитальных станций; персонал предприятий и организаций, осуществляющих космическую деятельность имеют право:
на защиту жизни и охрану здоровья в процессе осуществления космической деятельности;
возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью в результате происшествий, возникающих в процессе осуществления космической деятельности;
на достоверную информацию об опасностях, возникающих в процессе создания (модернизации), применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
на выражение своих мнений и убеждений о достаточности принятых мер, выбранных способов, методов и средств по обеспечению безопасности;
на выражение своих мнений и убеждений о достаточности принятых мер по обстоятельствам, причинам и последствиям происшествий, возникающих при осуществлении космической деятельности.
2. Персонал расчетов подготовки, запуска и управления космическими объектами; космонавты и экипажи пилотируемых космических объектов и орбитальных станций; персонал предприятий и организаций, осуществляющих космическую деятельность, обязаны:
выполнять в пределах своих должностных обязанностей требования законодательных, нормативных и иных документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности космической деятельности;
применять в практической работе способы и средства индивидуальной и коллективной защиты, а также средства обнаружения (контроля), распознавания, локализации и ликвидации последствий происшествий;
информировать государственные органы в соответствии с их компетенцией о нарушениях правил и мер обеспечения безопасности, о неправомерных действиях или бездействии должностных лиц, об обстоятельствах происшествий на образцах космической техники и объектах космической инфраструктуры;
совершенствовать профессиональный уровень по обеспечению безопасности в процессе осуществления космической деятельности.
3. Собственники образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры имеют право на государственную поддержку по обеспечению безопасности при использовании собственности в процессе реализации космических программ (проектов).
Собственники образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры обязаны:
выполнять требования законодательства Российской Федерации, нормативных и иных документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности космической деятельности;
обеспечивать создание условий, отвечающих требованиям по безопасности и охране здоровья обслуживающего персонала.
4. Потребители результатов космической деятельности имеют право на государственную поддержку по обеспечению безопасности космических программ (проектов) и возмещение ущерба от опасностей, связанных с космической деятельностью.
5. Результаты космической деятельности не должны использоваться потребителями в целях, угрожающих безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Глава IV. Обеспечение безопасности космической деятельности
при осуществлении международного сотрудничества
Статья 17. Обеспечение безопасности космической деятельности при реализации космических программ и проектов по международным договорам Российской Федерации
1. Обеспечение безопасности космической деятельности при реализации космических программ и проектов по международным договорам Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права по исследованию и использованию космического пространства.
2. При осуществлении космической деятельности под юрисдикцией Российской Федерации не допускается:
выведение в околоземное космической пространство и размещение в нем, включая Луну и другие небесные тела, ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения;
использование космических объектов и иной космической техники в качестве средств воздействия на природную среду в военных и иных враждебных целях;
использование Луны и других небесных тел в военных целях.
3. Граждане Российской Федерации и российские юридические лица, иностранные физические и юридические лица, участвующие в реализации космических программ и проектов по международным договорам Российской Федерации, обязаны выявлять опасности, возникающие при осуществлении космической деятельности, и информировать о них установленным порядком международные организации и органы государственной власти в пределах их компетенции.
Граждане Российской Федерации и российские юридические лица, участвующие в реализации космических программ и проектов по международным договорам Российской Федерации, осуществляют взаимодействие с иностранными физическими и юридическими лицами в области обеспечения безопасности космической деятельности через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности.
4. Международные договоры Российской Федерации в области космической деятельности должны содержать разделы по обеспечению безопасности на всех этапах осуществления международной космической программы (проекта).
5. Иностранные физические и юридические лица, участвующие в осуществлении международных космических программ и проектов под юрисдикцией Российской Федерации, обеспечивают безопасность собственной части программы (проекта) в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
6. Граждане Российской Федерации и российские юридические лица, участвующие в осуществлении международных космических программ и проектов обеспечивают безопасность собственной части программы (проекта) в соответствии с настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статья 18. Государственная экспертиза безопасности космических программ (проектов), осуществляемых по международным договорам Российской Федерации
1. Космические программы (проекты), осуществляемые по международным договорам Российской Федерации, подлежат государственной экспертизе на соответствие требованиям по безопасности и охране окружающей среды.
2. Граждане Российской Федерации, российские юридические лица, иностранные физические и юридические лица, участвующие в осуществлении международных космических программ (проектов) под юрисдикцией Российской Федерации, представляют установленным порядком на государственную экспертизу документы и материалы, подтверждающие безопасность, в том числе экологическую безопасность, заявляемых международных космических программ (проектов).
3. Порядок осуществления государственной экспертизы по безопасности международных космических программ (проектов) определяется настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 19. Расследование происшествий при осуществлении международных космических программ (проектов)
1. Происшествия, возникающие при осуществлении космической деятельности по международным договорам Российской Федерации, подлежат расследованию, порядок проведения которого определяется законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Происшествия, включая несчастные случаи и поломки, не приводящие к срыву выполнения космических проектов и программ по международным договорам Российской Федерации, расследуются межведомственными или ведомственными комиссиями, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
3. Происшествия, включая аварии и катастрофы, при осуществлении космических программ (проектов) по международным договорам Российской Федерации расследуются государственными комиссиями, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статья 20. Поисковые и аварийно-спасательные работы, ликвидация последствий происшествий при реализации космических программ и проектов по международным договорам Российской Федерации
1. Поисковые и аварийно-спасательные работы на месте происшествий, возникающих при реализации космических программ и проектов по международным договорам Российской Федерации, производятся специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности и (или) федеральным органом исполнительной власти по обороне с участием других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных организаций в пределах их компетенции.
2. Иностранные физические и юридические лица участвуют в поисковых и аварийно-спасательных работах на месте происшествий совместно с гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами в соответствии с требованиями (условиями) контрактов (соглашений), если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
3. Ликвидация последствий происшествий, возникающих при реализации космических программ и проектов по международным договорам Российской Федерации, производится гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами совместно с участвующими в космических программах и проектах иностранными физическими и юридическими лицами в соответствии с требованиями (условиями) контрактов (соглашений), если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
4. Граждане Российской Федерации и российские юридические лица, иностранные физические и юридические лица, участвующие в поисковых и аварийно-спасательных работах, ликвидации последствий происшествий, возникающих при реализации космических программ и проектов по международным договорам Российской Федерации, пользуется льготами в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Глава V. Ответственность за вред, причиненный при
осуществлении космической деятельности
Статья 21. Возмещение вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате космической деятельности
Возмещение вреда, причиненного в процессе космической деятельности физическим и юридическим лицам и их собственности, окружающей среде, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья 22. Экономическое обеспечение возмещения вреда при осуществлении космической деятельности
Финансовые и материальные ресурсы для возмещения возможного вреда при осуществлении космической деятельности должны быть предусмотрены в космических программах (проектах), включаемых в Федеральную космическую программу и космический раздел федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники, а также в договорах обязательного и добровольного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 23. Ответственность за нарушения настоящего федерального закона
1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, виновные в нарушении настоящего федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба.
2. Виновные в нарушении настоящего федерального закона граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, а также объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Порядок вступления в силу настоящего федерального закона
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим федеральным законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
3. Со дня вступления в силу настоящего федерального закона нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок обеспечения безопасности космической деятельности, применяются в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
4. Специально уполномоченном федеральному органу исполнительной власти по космической деятельности и федеральному органу исполнительной власти по обороне:
в трехмесячный срок со дня принятия настоящего федерального закона разработать "Концепцию обеспечения безопасности космической деятельности Российской Федерации" и представить ее для рассмотрения Правительству Российской Федерации;
к 1 января 2000 года привести нормативные правовые акты, определяющие нормы, порядок и ответственность по обеспечению безопасности космической деятельности, в рамках своей компетенции, в соответствие с настоящим федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.