Письмо Президента РФ от 9 июля 1998 г. N Пр-957
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленные для подписания и обнародования федеральные законы "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", принятые Государственной Думой соответственно 5 июня 1998 г. и 10 июня 1998 г. и считающиеся одобренными Советом Федерации в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации.
Оба федеральных закона вносят изменения в статью 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", которые являются взаимоисключающими.
Федеральный закон, принятый 5 июня 1998 г., содержит положение, согласно которому Председатель Совета Федерации направляет федеральные конституционные законы и федеральные законы для их официального опубликования, в случае если эти законы не будут подписаны и обнародованы Президентом Российской Федерации и установленные Конституцией Российской Федерации сроки.
Однако Конституция Российской Федерации закрепляет полномочия по подписанию и обнародованию (включая официальное опубликование) федеральных конституционных законов и федеральных законов только за Президентом Российской Федерации и не допускает применения законов, если они не опубликованы официально. Таким образом, отнесение официального опубликования законов к полномочиям Председателя Совета Федерации противоречит пункту "д" статьи 84, части 2 статьи 101, статье 107 и части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации. Кроме того, такое опубликование не является официальным и может привести к нарушению прав и свобод граждан.
Федеральным законом, принятым 5 июня 1998 г., не учитывается также право Президента Российской Федерации возвращать без рассмотрения принятые с нарушением установленных Конституцией Российской Федерации требований федеральные законы, что следует из пункта 3 постановляющей части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации.
Одновременно этим же Федеральным законом устанавливается, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона и акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация их полных текстов не только в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации, но и в Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральный закон, принятый 10 июня 1998 г., содержит иную редакцию статьи 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания", которая противоречит редакции Федерального закона, принятого 5 июня 1998 г. При этом часть вторая указанной статьи, касающаяся полномочия Президента Российской Федерации направлять для официального опубликования федеральные конституционные законы и федеральные законы, приводится в действующей редакции, то есть не предусматривает каких-либо исключений из конституционно установленного порядка обнародования законов.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации, считаю, что названные федеральные законы не подлежат подписанию Президентом Российской Федерации.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 9 июля 1998 г. N Пр-957
Текст письма опубликован в "Российской газете" от 16 июля 1998 г.