Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98028849-2 "О социальном развитии сельских поселений"
Необходимость принятия Федерального закона "Об основах регулирования социального развития села" вызвана глубокими социально-экономическими изменениями, которые произошли в жизни российской деревни после вступления в силу в 1990 г. Закона РСФСР "О социальном развитии села".
Указанный закон был принят в условиях дореформенной модели хозяйствования и иного правового поля - до реорганизации колхозов и совхозов, до принятия Конституции Российской Федерации, закрепившей равенство различных форм собственности, до передачи функций управления и финансирования социальной сферы с республиканского на местный уровень, до вступления в силу Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ряда других законодательных актов, так или иначе связанных с регулированием социального развития села.
Проект Федерального закона "Об основах регулирования социального развития села" основан на нескольких концептуальных положениях которые и определяют его содержание.
Прежде всего, в проекте закона село рассматривается как одна из важнейших составных частей российского общества, как исторически сложившаяся социально-территориальная подсистема общества, выполняющая определенные народнохозяйственные, социальные и духовные функции и отличающаяся особыми условиями и образом жизни людей.
Современное российское село переживает процесс приспособления к новым рыночным отношениям, которые развиваются в условиях функционирования многообразия форм собственности, в том числе и частной. В сложившейся ситуации социальная сфера села все больше становится "бесхозной", как бы излишней при развитии предпринимательской деятельности. Тотальное ухудшение социальной ситуации на селе подрывает основы долгосрочной перспективы развития аграрного сектора и представляет собой серьезную опасность для стабильности всего российского общества.
Проект базируется на концепции, предусматривающей в качестве стратегической цели создание в городе и деревне социально равных условий жизни, возможностей равного приложения труда и инвестиций, оптимальное выполнение селом его народнохозяйственных, социальной и других функций.
Принимая во внимание особенности села как социально-экономической общности, его критическое состояние, исторический долг города деревне, мировой зарубежный и отечественный опыт, проект закона юридически закрепляет принцип государственной поддержки села, участие в развитии сельских социально-экономических структур города, являющегося пользователем природных ресурсов и продуктов сельского хозяйства.
В то же время нельзя не дооценивать опасность "социального иждивенчества" со стороны сельских жителей, надеющихся на то, что социальное развитие села - это дело только государства. Именно поэтому в проекте закона заложен принцип сочетания поддержки государства и развитие экономической (товарного производства) и социальной активности самого сельского населения.
В социальном развитии села должны участвовать хозяйствующие субъекты всех форм собственности - от государственной до частной. В современном селе, так же как и в городе, все большее значение приобретает социальная ответственность предпринимателей. Тут большую роль призваны сыграть местные органы власти.
В связи с этим в проекте довольно подробно определяется компетенция органов местного самоуправления в области социального развития села.
В проекте детально рассматриваются компоненты социальной сферы, включающей в себя совокупность общественных отношений по организации и функционированию производственно-экономической деятельности, образования, здравоохранения, культуры, спорта, торговли, а также бытового, транспортного, жилищно-коммунального, строительного и других видов обслуживания сельского населения. Одной из основных целей развития указанных отношений является прекращение депопуляции сельского населения, а в перспективе его расширенное воспроизводство.
В тесной связи с развитием социальной сферы в проекте рассматриваются и объекты социального назначения - жилищный фонд, детские дошкольные, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и социального обслуживания, объекты жилищного и строительного комплекса, культуры, отдыха и спорта, предприятия торговли и питания, объекты связи, транспорта, бытового обслуживания.
Социальное развитие села требует немалых материальных и финансовых затрат. Проект исходит из того, что финансирование социального развития села осуществляется за счет долевого участия федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетных и внебюджетных фондов, средств юридических и физических лиц, иностранных инвесторов.
Для обеспечения целевого использования и оперативного управления средствами, направляемыми на социальное развитие села по различным каналам, их перераспределения в целях преодоления резких территориальных диспропорций проект закона предусматривает создание федерального, территориальных и местных фондов социального развития села, функционирующих как единая финансово-кредитная система целевого назначения.
Для стимулирования активности населения, участвующего в социальном развитии села, проект предусматривает льготы и компенсации для юридических и физических лиц. Эти льготы и компенсации определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Проектом предусмотрены также льготы и компенсации молодым специалистам сельского хозяйства и социальной сферы, направляемым на работу в село. Эти льготы и компенсации определяются Правительством Российской Федерации.
Проект закона регулирует также отношения, возникающие в процессе передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры, принадлежащих сельскохозяйственным организациям, в муниципальную собственность.
В проекте предусматривается организация статистического наблюдения за социальным развитием села и паспортизация сельских поселений.
Проект закона носит, в основном, рамочный характер и охватывает основную совокупность отношений, связанных с социальным развитием села на современном этапе.
Член Совета Федерации |
В.А.Кечкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.