Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О переоформлении задолженности по ссудам, выданным субъектам Российской Федерации в 1994 и 1995 годах из федерального бюджета на досрочный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности"
В 1994 и 1995 годах государственная финансовая поддержка завоза продукции (товаров) в северные регионы осуществлялась в виде ссуд из средств федерального бюджета с уплатой процентов за пользование ими в размере одной третьей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
В 1994 году Минфином России было выдано субъектам Российской Федерации, имеющим в своем составе территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, таких ссуд в размере 4333,7 млрд. рублей, которые были направлены на государственную поддержку завоза нефти, нефтепродуктов, топлива, мясопродуктов, молокопродуктов, сахара, картофеля, плодоовощной продукции в районы с ограниченными сроками навигации.
В 1995 году средства из федерального фонда выделялись на государственную поддержку завоза только нефти, нефтепродуктов и топлива. Всего Минфином России было выдано ссуд на 4173,7 млрд. рублей.
Всего за 1994 и 1995 годы на государственную поддержку северного завоза из федерального бюджета было выделено ссуд на 8507,4 млрд. рублей.
В последующие годы средства, поступающие в погашение этих ссуд, и проценты по ним передавались в управление органам исполнительной власти территорий для формирования региональных фондов поддержки досрочного северного завоза. Однако возврат этих средств ежегодно составляет около 40 процентов и имеет тенденцию к снижению.
Основными причинами невозврата этих средств является то, что они были использованы на осуществление завоза продукции в основном для предприятий и организаций социально-культурной сферы, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, которые вследствие ухудшения социально-экономической ситуации, роста неплатежей, недофинансирования из бюджетов всех уровней стали неплатежеспособными. Значительная часть имеющих задолженность организаций и целых населенных пунктов к настоящему времени ликвидирована.
Общая задолженность северных регионов по этим средствам к 1 января 1998 года превысит 18 трлн. рублей и за счет процентов она будет продолжать расти при том, что большая ее часть не имеет источников возврата и не используется. Однако покрыть эту задолженность северные регионы в ближайшее время не в состоянии ввиду крайне сложной социально-экономической ситуации и острой нехватки бюджетных средств.
Для решения этой проблемы законопроектом предлагается не имеющую источников возврата задолженность по ссудам, выданным в 1994 и 1995 годах из федерального бюджета на досрочный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, и процентам по ним субъектов Российской Федерации в общей сумме до 18 трлн. рублей с 1 января 1998 года переоформить в государственный внутренний долг Российской Федерации. Осуществить это предполагается путем заключения договоров между Министерством финансов Российской Федерации и субъектами Российской Федерации о погашении ими имеющейся задолженности в течении 10 лет начиная с 2005 года ежегодно равными долями с уплатой 10 процентов годовых.
Принятие данного закона потребует внесения изменения в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в части увеличения верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации и расходов на его обслуживание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.