Проект федерального закона
"О детско-юношеском спорте в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава I. Общие понятия
Глава II. Система детско-юношеского спорта
Глава III. Ресурсное обеспечение детско-юношеского спорта
Глава IV. Защита прав детско-юношеских спортивных объединений
Глава V. Заключительные положения
Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности государственных органов управления, общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, образовательных и других учреждений в сфере детско-юношеского спорта Российской Федерации, определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детско-юношеского спорта на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, выделяемых на эти цели, гарантирует право детей и учащейся молодежи на занятия спортом.
Глава I. Общие понятия
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением органами исполнительной власти мер государственной поддержки детско-юношеских образовательных учреждений и объединений физкультурно-спортивной направленности.
2. Иные отношения, в которые вступают детские и подростковые объединения с органами государственной власти, юридическими лицами и гражданами, регулируются соответствующими нормативными актами Российской Федерации.
Закон основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданском Кодексе Российской Федерации, является дальнейшим развитием законов "Об образовании", "О Государственной поддержке молодежных и детских объединений", Основ Законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте.
Статья 2. Основные понятия, применяемые настоящим Федеральным законом
Детский спорт.
Юношеский спорт.
Российский комитет ФСО "Юность России".
Детско-юношеская спортивная школа.
Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва.
Клубы физической культуры и спорта.
Спортивный клуб.
Спортивный класс.
Учебная группа со спортивным уклоном.
Спортивный интернат.
Училище олимпийского резерва.
Образовательное учреждение.
Спортивная деятельность.
Спортивные мероприятия.
Статья 3. Цели и задачи настоящего закона о детско-юношеском спорте
1. Закон Российской Федерации о детско-юношеском спорте направлена на всестороннее развитие подрастающего поколения, утверждение здорового образа жизни, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
2. Задачами настоящего закона являются:
а) обеспечение и защита прав детей и подростков на занятия физической культурой и спортом;
б) создание правовых гарантий для развития детско-юношеского спорта;
в) определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта, а также правовое регулирование их в данной сфере.
Статья 4. Принципы государственной поддержки развития детско-юношеского спорта
Исходя из основных направлений государственной поддержки детско-юношеского спорта государственная поддержка подростковых и детских объединений осуществляется в соответствии с принципами:
равенства прав на государственную поддержку подростковых и детских объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона;
признания самостоятельности подростковых и детских объединений и их прав на участие в определении мер государственной поддержки;
содействия федеральных органов исполнительной власти физическим и юридическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки подростковых и детских объединений;
установления статуса государственно-общественной организации - "Российской физкультурно-спортивной организации "Юность России".
Статья 5. Меры государственной поддержки детско-юношеского спорта
1. Государство в лице органов государственной власти берет на себя ответственность за развитие детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации и гарантирует реализацию прав детей и подростков на бесплатные организованные занятия по физкультурно-спортивным интересам.
2. Государство через органы государственной власти и общественные физкультурно-спортивные организации (объединения) принимают меры по развитию сети физкультурно-спортивных клубов образовательных учреждений и по месту жительства детей и подростков и выделяет на их работу ассигнования за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.
3. Государство осуществляет поддержку и создает благоприятные условия по подготовке спортивного резерва через развитие сети спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва и укрепление их материальной базы.
4. Органы государственной власти осуществляют ежегодное финансирование мероприятий с молодежью в сфере физической культуры и спорта, включая подготовку и участие спортсменов в общероссийских и международных соревнованиях из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
5. Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни, детско-юношеского физкультурно-спортивного и олимпийского движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Государственная поддержка детско-юношеского спорта осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в установленном порядке на основе представлений федерального органа исполнительной власти, Олимпийского комитета России, Российского комитета физкультурно-спортивной организации "Юность России".
7. Расходы по реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения производится за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет внебюджетных средств и не менее 5% средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества и доходов от проведения спортивных лотерей, в том числе из федерального бюджета, направляемых раздельно в федеральный орган исполнительной власти, Олимпийский комитет России и Российский комитет физкультурно-спортивной организации "Юность России".
Ежегодно выделяемые средства на поддержку детско-юношеского физкультурно-спортивного движения указываются в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации и финансируются целевым назначением.
Объем финансирования детско-юношеских физкультурно-спортивных программ за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти, комитетов (советов) физкультурно-спортивной организации "Юность России" субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
8. Государственные органы управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации, комитеты (советы), физкультурно-спортивной организации "Юность России" могут создавать фонды поддержки программ развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения.
Меры государственной поддержки подростковых и детских объединений не могут быть использованы федеральными органами исполнительной власти, должностными лицами против законных интересов подростковых и детских объединений.
Глава II. Система детско-юношеского спорта
Статья 6. Понятие системы детско-юношеского спорта
1. Система детско-юношеского спорта представляет собой совокупность государственных и общественных форм деятельности осуществляемой в целях физического воспитания детей и подростков, удовлетворения их интересов, развития спортивных качеств, подготовки спортивного резерва.
2. Формирование системы детско-юношеского спорта направлено на организацию процессов физического воспитания подрастающего поколения с учетом интересов каждого человека, образования и культуры народов Российской Федерации.
Статья 7. Организационная структура детско-юношеского физкультурно-спортивного движения Российской Федерации
В структуру детско-юношеского физкультурно-спортивного движения входят:
спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основе в образовательных учреждениях, организациях и по месту жительства детей и молодежи;
детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские спортивно-технические школы, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении государственных органов управления физической культурой и спортом, образованием, общественных физкультурно-спортивных организаций;
Российская физкультурно-спортивная организация "Юность России" со своими подразделениями в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, Российская оборонная спортивно-техническая организация со своими подразделениями в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, Олимпийский комитет России;
Федеральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту, государственные органы управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения и организации.
Статья 8. Органы управления детско-юношеским спортом в Российской Федерации
1. Федеральный орган исполнительной власти:
- формирует политику и определяет стратегию развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения (молодежь до 18 лет);
- организует разработку и реализацию государственных программ развития физической культуры и спорта среди детей и молодежи;
- координирует работу федеральных общественных физкультурно-спортивных организаций и объединений;
- разрабатывает и утверждает социальные нормативы развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения;
- организует подготовку и переподготовку кадров физической культуры и спорта, разработку программ научных исследований по проблемам детско-юношеского спорта;
- осуществляет контроль за исполнением федерального законодательства, законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области детско-юношеского физкультурно-спортивного движения;
- осуществляет другую деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте.
2. Органы управления физической культурой и спортом района, города и субъекта Российской Федерации:
- организуют разработку и реализацию региональных и местных программ развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения;
- принимают меры по расширению сети спортивных клубов образовательных учреждений и месту жительства детей и подростков, детско-юношеских спортивных школ и центров;
- обеспечивают подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации и их выступление во всероссийских и международных соревнованиях;
- организуют разработку и реализацию календарных планов массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с детьми и учащейся молодежью.
Статья 9. Российская физкультурно-спортивная организация "Юность России"
Российская физкультурно-спортивная организация "Юность России" (РФСО) является общероссийским объединением, действующим на всей территории Российской Федерации, руководящим органом которой является Российский комитет. РФСО представляет собой государственно-общественную добровольную, некоммерческую организацию, финансируемую из федерального бюджета.
Российской физкультурно-спортивной организации "Юность России" государством делегируются права по руководству детско-юношеским физкультурно-спортивным движением Российской Федерации.
В сферу полномочий РФСО по развитию физической культуры и спорта входит контингент молодежи до 18 лет, обучающийся в образовательных учреждениях: дошкольного образования, общего образования и начального профессионального образования. Деятельность РФСО осуществляется под юрисдикцией федеральных органов исполнительной власти по физической культуре и спорту и образованию.
Статья 10. Компетенция Российской физкультурно-спортивной организации "Юность России"
Российская физкультурно-спортивная организация "Юность России" наделяется полномочиями государственно-общественного органа, ответственного за развитие детско-юношеского физкультурно-спортивного движения.
К компетенции Российской физкультурно-спортивной организации "Юность России" относится:
- развитие всех форм детско-юношеского физкультурно-спортивного движения;
- регламентация организационно-методических основ в области создания и деятельности детско-юношеских физкультурно-спортивных клубов образовательных учреждений, по месту жительства, территориях;
- разработка и организация выполнения социальных программ развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения;
- популяризация массового спорта, народных игр и национальных видов спорта, широкое внедрение новых соревновательных программ;
- пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
- оказание организационно-методической помощи образовательным учреждениям, общественным физкультурно-спортивным объединениям, педагогическим работникам в создании системы работы по физическому воспитанию детей и молодежи, формированию у них потребности в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни;
- организация и проведение всероссийских физкультурно-спортивных мероприятий с детьми и учащейся молодежью;
- подготовка спортивного резерва в сборные команды России;
- участие в организации научных исследований в области детско-юношеского спорта и физкультурно-оздоровительной работы;
- обобщение и внедрение передового отечественного и зарубежного опыта организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и учащейся молодежью;
- совместно с органами управления физической культурой и спортом, образованием принимает участие в организации повышения квалификации специалистов физической культуры и спорта;
- проведение научно-практических конференций, семинаров всероссийских и региональных конкурсов педагогического мастерства и др.;
- организация подготовки общественных физкультурных кадров;
- осуществление международных спортивных связей через международную Федерацию школьного спорта;
- внесение в законодательные и исполнительные органы государственной власти предложений по развитию физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, социальной защите детей, молодежи и специалистов физической культуры и спорта;
- РФСО не реже одного раза в два года проводит комплексные физкультурно-спортивные мероприятия для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования.
Российский комитет ФСО "Юность России" представляет учащихся-спортсменов в Международной федерации школьного спорта.
Сборные команды по видам спорта Российской физкультурно-спортивной организации "Юность России" участвуют в международных соревнованиях под Государственным флагом Российской Федерации. Их подготовка в участие в международных соревнованиях под патронажем Международной федерации школьного спорта осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Статья 11. Спортивные школы и училища олимпийского резерва
1. В стране действуют учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (далее спортивные школы) для детей, подростков и молодежи, занимающихся их физическим воспитанием и спортсменов высокого класса.
2. Спортивные школы могут находиться в ведении как государственных органов управления, так и в ведении общественных объединений. Училища олимпийского резерва могут находиться в ведении федерального органа исполнительной власти, органов управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации, Олимпийского комитета России и Российской физкультурно-спортивной организации "Юность России". Создаются по решению органов власти субъектов Российской Федерации, органов управления физической культурой и спортом и образованием субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России, а также Российской ФСО "Юность России".
Школы высшего спортивного мастерства и центры олимпийской подготовки создаются решениями федерального органа исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России.
3. Государство обеспечивает укрепление существующей и создание новой материальной базы для спортивных школ и училищ, предусматривающей основную спортивную учебно-тренировочную базу по профилю школы или училища (учебный стадион с беговыми дорожками и футбольным полем, спортивные залы или крытый каток и т.п.);
для всех школ и училищ: плавательный бассейн, спортивный зал, летний спортивно-оздоровительный лагерь, общежитие со столовой (для училищ олимпийского резерва и ШВСМ), типовой набор спортивного инвентаря и оборудования в соответствии с нормативами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти;
бесплатное питание для учащихся спортивных школ, проходящих подготовку в группах спортивного совершенствования и высшего мастерства, а также для учащихся училищ олимпийского резерва;
бесплатный инвентарь для детей малообеспеченных семей.
4. Финансирование спортивных школ и училищ олимпийского резерва, включая расходы на укрепление и создание материальной базы, проведение спортивных мероприятий, участие учащихся в общероссийских и международных соревнованиях осуществляется за счет государственного бюджета всех уровней, средств социального страхования, средств профсоюзов и иных организаций - учредителей спортивных школ и училищ, в том числе за счет части целевых средств федерального бюджета на строительство и расширение объектов спортивного назначения.
Статья 12. Клубы физической культуры и спорта во всех типах образовательных учреждений и по месту жительства
1. Клубы физической культуры и спорта является передовой формой управления развитием физической культуры и спорта среди учащейся молодежи.
2. Клуб может создаваться на базе нескольких учебных заведений и иметь статус межучебного территориального детско-юношеского клуба.
3. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и собственным Уставом.
4. Деятельность Клуба строится на принципах: свободного физкультурного образования; приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья молодежи; гражданственности и любви к Родине; учета культурно-исторических и национальных традиций; общедоступности и адаптивности реализуемых физкультурно-оздоровительных и спортивных программ к уровням и особенностям здоровья, физического развития, физической и технической подготовленности занимающихся; государственно-общественного характера управления.
5. Клуб осуществляет свою деятельность на основе демократии, гласности, инициативы и самодеятельности своих членов, выборности руководящих органов и отчетности их перед коллективом.
Статья 13. Взаимодействие государственных органов управления физической культурой и спортом и общественных физкультурно-спортивных объединений
1. Общественные физкультурно-спортивные объединения строят свою работу по развитию детско-юношеского спорта с государственными органами управления образованием, физической культурой и спортом, по делам молодежи на основе договоров о сотрудничестве.
2. Государственные органы управления физической культурой и спортом:
оказывают разностороннюю помощь общественным физкультурно-спортивным объединениям, в том числе финансовую на безвозмездной основе, содействуют выполнению уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения;
получают от общественных объединений официальные сведения по формам, утвержденным в установленном законодательством порядке государственными органами статистики для государственных органов управления физической культурой и спортом и общественных физкультурно-спортивных объединений, дают по ним необходимые заключения и рекомендации.
Статья 14. Соблюдение мер безопасности, охрана здоровья при проведении занятий и спортивных соревнований с детьми и подростками
1. Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать нанесения вреда здоровью, а также ущерба чести и достоинству участников и зрителей, проявлений жестокости и насилия.
2. К судейству спортивных соревнований допускаются лица, прошедшие специальную подготовку в физкультурно-спортивных организациях и аттестованные спортивными федерациями как судьи по виду спорта.
3. Администрация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обеспечивает надлежащее техническое оборудование мест проведения занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несет ответственность, установленную законами Российской Федерации, за вред, причиненный здоровью лиц, занимающихся физической культурой и спортом, и зрителей.
Глава III. Ресурсное обеспечение детско-юношеского спорта
Статья 15. Строительство и содержание спортивных сооружений для занятий детей и подростков
1. Государство принимает участие в финансировании строительства и эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, привлекает к их созданию и содержанию на началах кооперации хозяйственные и иные организации.
2. Не допускается ликвидация имеющихся государственных спортивных сооружений, пока на данной территории не будут созданы равнозначные объекты для занятий физической культурой и спортом.
3. За государственными, средними специальными учебными заведениями, школами высшего спортивного мастерства, центрами олимпийской подготовки, училищами олимпийского резерва, детско-юношескими и другими спортивными школами учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на правах собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
4. Объекты собственности, закрепленные учредителем за физкультурным образовательным и научным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
5. Физкультурное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности.
6. В соответствии с установленными нормативами на создание физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов в жилых районах предусматривается на менее 1,5 процента всех средств, направляемых государство на жилищное строительство, а также средства организаций - застройщиков жилья.
7. Содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов по месту жительства населения, включая их ремонт, организацию массовых мероприятий, оплату труда работников физической культуры и спорта, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляется органами жилищно-коммунального хозяйства за счет отчислений ими на указанные цели не менее 3-х процентов средств от общей годовой квартирной платы.
Статья 16. Налогообложение физкультурно-спортивных организаций, проводящих спортивную работу среди детей и подростков
1. Детско-юношеские спортивные объединения пользуются налоговыми льготами, установленными налоговым законодательством.
2. Учреждения физической культуры, спорта, спортивные сооружения всех форм собственности освобождаются от налогообложения, отчислений и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в том числе на землю, трудовые и природные ресурсы, используемые в сфере оздоровления, физической культуры и спорта.
3. Не включаются в совокупный облагаемый доход при налогообложении с физических лиц стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования и спортивной форы, призов в денежной и натуральной форме, получаемых спортсменами и работниками физической культуры и спорта на учебно-тренировочных сборах, соревнованиях в Российской Федерации и на международной арене.
4. Порядок налогообложения, освобождения спортивных организаций, спортивных сооружений от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством и особенностями настоящего Федерального закона.
Статья 17. Льготное кредитование детско-юношеских физкультурно-спортивных организаций
Кредитование физкультурно-спортивных организаций осуществляется на льготных условиях.
Организации, осуществляющие кредитование спортивных организаций на льготных условиях, пользуются льготами в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 18. Страхование детско-юношеских спортивных школ
Страхование детско-юношеских спортивных организаций, спортивных сооружений осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие их страхование, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.
Глава IV. Защита прав детско-юношеских спортивных объединений
Статья 19. Гарантии прав детско-юношеских спортивных объединений
1. Права молодежных детско-юношеских спортивных объединений, установленные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляются молодежными и детскими объединениями непосредственно либо через уполномоченных ими представителей в полном объеме.
2. В случае необходимости определения порядка их осуществления федеральные органы исполнительной власти обязаны определить такой порядок. При этом до установления указанного порядка детско-юношеские спортивные объединения могут осуществлять свои права в самостоятельно избираемом порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации.
Статья 20. Ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и руководителей детско-юношеских спортивных объединений за исполнение настоящего Федерального закона
1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти несут ответственность за соблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права молодежных и детских объединений, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.
2. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава V. Заключительные положения
Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 22. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.