Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обеспечении социально-экономического развития муниципального образования "город Ивангород"
1. Значение и экономические выгоды создания в Ивангороде свободных таможенных зон, а также создание зоны льготного налогообложения для отдельной категории налогоплательщика (далее зоны Ивангорода).
1.1. Создание зон Ивангорода предлагается в качестве стратегического решения наиболее актуальных социально-экономических проблем города, включая:
- Осуществление государственной поддержки в создании автономной системы жизнеобеспечения муниципального образования "город Ивангород";
- Преодоление спада промышленного производства;
- Создание новых и увеличение загрузки действующих производственных мощностей;
- Расширение рынков сбыта взамен утраченных в Эстонии;
- Преодоление безработицы;
- Повышение социального уровня жизни населения города;
- Создание условий для формирования доходной части городского бюджета, обеспечивающей решение вопросов местного значения за счет собственных источников;
1.2. В решении о создании зон Ивангорода учитываются следующие социально-экономические потребности Ивангорода:
- Строительство и ввод в действие собственных инженерных сооружений - водозабора, очистных сооружений, моста, местных дорог;
- Создание свободных таможенных;
- Реконструкция системы электроснабжения;
- Перевод системы теплоснабжения на газ;
- Строительство железнодорожной станции;
- Возрождение туристического потенциала города.
1.3. В соответствии с пп.1.1 и 1.2 определяются следующие задачи создания зон Ивангорода:
- Преодоление экономического кризиса города, ускоренное развитие экономики и социальной сферы, перепрофилирование и (или) создание новых предприятий, формирование импортозамещающих и экспортоориентированных производств;
- Углубление интеграции экономики города с другими регионами РФ, выход на мировые рынки ресурсов и капитала;
- Создание благоприятного инвестиционного климата, реализация стимулирующих мер по привлечению инвестиций и развитию предпринимательской деятельности;
- Обеспечение занятости населения, реализация гарантий прав на социальную защиту;
- Самообеспечение городского бюджета.
- Решение указанных задач обусловливает сроки функционирования зоны льготного налогообложения для отдельной категории налогоплательщика.
1.4. В качестве предпосылок создания зон Ивангорода рассматриваются:
- Отсутствие перспективы получения достаточных инвестиций на федеральном и областном уровнях;
- Фактор установления новой государственной границы;
- Непосредственная близость к международным автомобильным, железнодорожным и морским коммуникациям, возможность эксплуатации судов типа "река-море", возможность интеграции речных портовых сооружений (незамерзающее русло реки) и сухопутной границы Российской Федерации;
- Территориальная близость к крупному экономическому центру - Санкт-Петербургу, наличие автодорожного и железнодорожного сообщения (пассажирского и грузового);
- Наличие специальной правовой основы, определенной распоряжением Правительства РФ "О государственной поддержке в создании автономной системы жизнеобеспечения г.Ивангород Ленинградской области" от 17 июля 1996 г. N 1174-р.
1.5. Приоритетные направления специализации зон Ивангорода устанавливаются в соответствии с геополитическим положением города, структурой и состоянием трудового и производственного потенциала.
зоны Ивангорода создаются в следующем в составе:
- льготная зона для отдельной категории налогоплательщиков;
- свободная таможенная зона торгового типа;
- свободная таможенная зона производственного типа.
1.6. Льготная зона для отдельной категории налогоплательщиков формируется как зона регистрации субъектов предпринимательской деятельности, не являющихся резидентами зоны Ивангорода и действующими за пределами границ территории Ленинградской области.
Субъекты предпринимательской деятельности, которым присвоен статус отдельной категории налогоплательщиков (далее Компания) не имеют права заключать сделки с юридическими лицами - резидентами зон Ивангорода за исключением договоров с секретарскими компаниями. Компании имеют право заключать договора с физическими лицами для привлечения их к работе в качестве служащих.
1.7. Организационные и информационно-консалтинговые функции по обслуживанию Компаний исполняют секретарские компании.
Секретарские компании специализируются на выполнении следующих видов работ:
- предоставление информационно-консалтинговых услуг по созданию Компаний (составление учредительных документов, в том числе устава и др.);
- создание, регистрация и продажа Компаний;
- подбор профессиональных управляющих и служащих Компаний, организация экспортно-импортных операций, транспортно-экспедиторского обслуживания, управление банковскими счетами Компаний и др.;
- периодическое возобновление статуса Компаний;
- ведение делопроизводства Компаний (организация общих собраний акционеров, ведение протоколов общих собраний акционеров и др.), оформление доверенностей на право совершения сделок, поддержка связей с адвокатами и аудиторами, ведение переговоров с налоговыми органами.
1.8. Свободной таможенная зона торгового типа представляет собой ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которой действует таможенный режим свободной таможенной зоны, предусматривающий размещение и использование иностранных товаров в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников данной субзоны, осуществляющих подработку, сортировку, упаковку, маркировку ввозимых в данную субзоны товаров для последующего их вывоза за пределы территории Российской Федерации или на остальную часть территории Российской Федерации. Совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода, в указанных зонах не допускается.
1.9. Свободная таможенная зона производственного типа представляют собой ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которых действует таможенный режим свободной таможенной зоны, предусматривающий размещение и использование иностранных товаров в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников данной зоны, осуществляющих производственных операции, в результате которых изменяется позиция товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в том числе и позиция товаров на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода товаров собственного производства, и отвечающих критериям происхождения товаров с территории указанной зоны.
Товар считается произведенным в Свободной таможенной зоне производственного типа, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, - не менее 15 процентов, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации.
Профиль деятельности резидентов Свободной таможенной зоны производственного типа в составе зоны "Ивангород" определяют:
Импортноориентированные и экспортноориентированные производства.
В составе мпортноориентированных производств предусматривается развитие следующих направлений предпринимательской деятельности:
- сборка, комплектация, наладка импортных деталей и узлов для производства санитарно-технического оборудования, автозаправочных комплексов, минипекарен, типографий и т.д.;
- частичная и полная переработка продуктов пищевой промышленности (мясо-молочной продукции, кондитерских изделий, рыбы), древесины.
В составе экспортноориентированных производств предусматривается развитие следующих направлений предпринимательской деятельности:
- производство швейных изделий по западным технологиям;
- производство нестандартных и особо сложных металлоконструкций, сборка высокоточного оборудования.
1.10. Среди элементов зон Ивангорода приоритет отдается созданию зоны льготного налогообложения для отдельной категории налогоплательщиков. Выбор приоритета обусловливается следующими факторами. Создание зоны такого профиля:
- не требует развития широкой инфраструктуры и привлечения большого объема инвестиций;
- позволяет провести весь комплекс работ силами специализированной секретарской компании;
- обеспечивает оперативное пополнение доходной части городского бюджета за счет поступления регистрационных сборов и периодических платежей за возобновление статуса Компаний;
- позволяет реализовать специальный механизм привлечения инвестиций для развития инфраструктуры свободных таможенных зон торгового и производственного типа в составе зоны "Ивангород", а также для развития инженерной и социальной инфраструктуры Ивангорода путем создания, регистрации и продажи Компаний юридическим и физическим лицам, действующими за пределами Ленинградской области, в том числе зарубежным. При условии унификации организационно-методических схем аналогичный механизм привлечения инвестиций может быть осуществлен за счет выручки от продажи вновь созданных предприятий и зарегистрированных в статусе участников зоны льготного налогообложения.
2. Экономическое обоснование отступления от налоговых норм
2.1. Режимы экономического благоприятствования решению актуальных социально-экономических проблем Ивангорода формируются за счет отступлений от налоговых норм, установленных действующим законодательством. При этом проводится принцип компенсации разницы, непоступления средств за счет отмены налогов покрываются за счет расширения масштабов хозяйственной деятельности. Механизм реализации принципа определяется функционально-целевой ориентацией отдельных элементов состава зон Ивангорода.
2.2. Основной целью образования зоны льготного налогообложения для отдельной категории налогоплательщиков в составе зон Ивангорода рассматривается привлечение внешних финансовых ресурсов. Для достижения этой цели все коммерческие организации, зарегистрированные в зоне льготного налогообложения для отдельной категории налогоплательщиков, но не использующие в своей деятельности ее сырьевые и природные ресурсы освобождаются от всех налогов и налоговых платежей в бюджет (федеральный, областной и муниципальный) и внебюджетные фонды за исключением акцизов и лицензионных сборов.
2.3. Для получения статуса Компании зоны льготного налогообложения и приобретения указанных налоговых льгот коммерческая организация должна внести регистрационный сбор (паушальный налог) в установленном размере и периодически вносить плату за продление регистрации. Компании уплачивают регистрационный сбор к моменту подачи заявки на регистрацию, а периодический сбор - до истечения объявленного срока.
2.4. Помимо освобождения от уплаты налогов, предусматриваются следующие льготы:
- упрощенный и ускоренный порядок регистрации в качестве Компаний;
- сохранение анонимности владельцев Компаний;
- сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности коммерческой деятельности Компаний, зарегистрированных в зоне "Ивангород", за исключением случаев нарушения ими законодательства Российской Федерации и законодательств других государств.
2.5. Основной целью создания свободных таможенных зон производственного и торгового типа в составе зон Ивангорода является активизация производственной и коммерческой деятельности при совершении внешнеторговых операций. Для достижения этой цели в свободных таможенных зонах действует таможенных режим свободной таможенной зоны со следующими особенностями.
- Товары, произведенные в свободных таможенных зонах производственного типа и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
- Товары, ввозимые из других стран в свободных таможенных зонах производственного типа, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
- Товары, произведенные в свободных таможенных зонах производственного типа и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также на территорию Таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
- Товары, ввозимые из других стран в свободных таможенных зонах производственного типа и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в свободных таможенных зонах и считающиеся произведенными в них), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
- С товаров, ввозимых из других стран в свободных таможенных зонах производственного типа и за тем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров) таможенные пошлины и другие платежи при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз указанных товаров не применяются.
- С товаров, введенных в свободных таможенных зонах производственного типа с таможенной территории Российской Федерации или других стран для целей строительства, оборудования и эксплуатации зданий и сооружений, а также средства связи, транспортные и иные средства, эксплуатируемые исключительно на территориях свободных таможенных зон производственного типа, таможенные пошлины, не взимаются, меры экономической политики не применяются.
- Транзит товаров через территории свободных таможенных зон производственного и торгового типа регулируется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Налог на добавленную стоимость с выручки от оказания транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке и хранению при перевозке и перевалке товаров из свободных таможенных зон на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и с остальной части таможенной территории Российской Федерации в свободные таможенные зоны не взимается.
- Таможенный залог и другие гарантии при помещении товаров в свободные таможенные зона производственного и торгового типа не требуются.
2.6. В случае, если участник свободных таможенных зон производственного типа вывозит с территории указанных зон за пределы Российской Федерации товары собственного производства, отвечающих критериям происхождения товаров с территории указанных зон, предоставляются следующие налоговые льготы:
- Освобождение от налога на прибыль на срок пять лет со дня регистрации в качестве участника данной зоны;
- Уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направляемых на расширение или модернизацию производства или на социально-экономическое развитие муниципального образования "город Ивангород", по истечении указанного в пункте "2.6.1." срока освобождения от налога на прибыль;
- Снижение на пятьдесят процентов размера ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров собственного производства, отвечающих критериям происхождения товаров с территории свободных таможенных зон производственного типа, в случае реализации данных товаров на территории Российской Федерации;
- Освобождение от налога на добавленную стоимость услуг по транспортировке товаров, в том числе услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке и хранению товаров, с остальной части территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон и с территории свободных таможенных зон на остальную часть территории Российской Федерации.
2.7. Основной целью создания свободных таможенных зон торгового и производственного типа является активизация производственной и коммерческой деятельности в операциях на внутреннем и внешнем рынках. Для достижения этой цели резидентам свободных таможенных зон предусматриваются льготы по налогам, в пределах сумм, зачисляемых в муниципальный и областной бюджеты, а также Территориальный дорожный фонд в соответствии с законами Ленинградской области "О зонах экономического развития" и "Об инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области".
2.8. Льготы распространяются на налоги, исчисленные на базе объема реализации (выручки от реализации) продукции (работ, услуг), произведенной на территории свободных таможенных зон и (или) стоимости имущества, созданного (приобретенного) для осуществления производственной деятельности на территории этих зон.
2.9. Льготы действуют в отношении всех резидентов свободных таможенных зон, вне зависимости от наличия у них предусмотренных по другим основаниям налоговых льгот и иных особых режимов налогообложения.
3. Обоснование создания совместных инфраструктурных звеньев зона и Ивангорода.
3.1. Основные трудности практического обеспечения функционирования механизма государственной поддержки связываются с неудовлетворительным состоянием инженерной инфраструктуры города, его зависимостью от Нарвы (Эстонская Республика) в части водоснабжения и канализации (справочно: в отсутствие водозабора и очистных сооружений состояние водопроводного хозяйства города характеризуется лишь наличием водопроводной сети протяженностью 37,8 км; состояние канализационного хозяйства - наличием канализационной сети протяженностью 23 км. Отсутствие цельной системы водозабора и канализации нарушает автономность городского хозяйства, оказывает влияние на увеличение расходов в жилищно-коммунальной сфере; на 1 января 1997 года доля расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства в расходной части бюджета составляла 58%).
3.2. В порядке подготовки организационных решений о создании совместных инфраструктурных звеньев зоны "Ивангород" и Ивангорода предусматривается необходимость формирования соответствующей структуры управления - Администрации зоны "Ивангород".
Администрация зоны "Ивангород" включает следующие структурные подразделения:
- административно-управленческий отдел (сферы компетенции - финансы, бюджет, персонал, таможня, управление инвестициями);
- отдел маркетинга (изучение конъюнктуры рынка, продвижение товаров, реклама; привлечение инвесторов);
- инженерный отдел (планирование производства, строительство, ремонт и техническое обслуживание, отношения с предприятиями коммунального обслуживания);
- отдел престижной деятельности (связь с населением, с правительственными учреждениями с иностранными фирмами);
- секретариат (бюджетный контроль, юридические консультации, подготовка статотчетности).
Управление совместными инфраструктурными объектами возлагается на инженерный отдел Администрации зона "Ивангород" и Администрации муниципального образования Ивангород.
3.3. Учитывая невозможность размещения всех необходимых инженерных сооружений на территории Ивангорода, предполагается расширение границ действующего муниципального образования за счет передачи Ивангороду части территории Кингисепского района для формирования на ней объектов:
- причально-производственного комплекса;
- таможенного комплекса;
- торгово-производственного комплекса;
- водозабора; комплекса очистных сооружений.
Председатель комитета
по экономике и инвестициям |
Г.В.Двас |
Расчетная часть пояснительной записки
к проекту федерального закона
"Об обеспечении социально-экономического развития
муниципального образования "город Ивангород"
1. Оценка целесообразности создания механизма государственной поддержки проводится на основе соизмерения расходов на создание автономной системы жизнеобеспечения муниципального образования "город Ивангород" и комплекса свободных таможенных зон (Р) с доходами, полученными от введения особого режима налогообложения для отдельной категории налогоплательщиков (Д), при использовании балансового метода расчетов:
Д = Р |
(1) |
2. Общая сумма расходов устанавливается с учетом поэтапного выполнения работ: прединвестиционный этап, этап инвестирования и этап функционирования государственного механизма поддержки.
Минимальная сумма расходов соотносится с реализацией второго этапа и определяется стоимостью объектов, подлежащих строительству (реконструкции).
Перечень первоочередных объектов, планируемых к строительству (реконструкции) на территории Ивангорода на протяжении 5-и предстоящих лет, описывается в Ориентировочном перечне. В целом стоимость этих объектов задает минимальную сумму расходов на развитие инженерной и социальной инфраструктуры города с перспективой создания на его трех свободных таможенных зон: "Южную" (площадью 0,78 кв.км, протяженность границ - 3,5 км) и "Северную" (площадью 0,78 кв.км, протяженностью границ - 4,25 км), и торгово-производственной зоны. Сумма устанавливается равной 315,6 млрд.руб.
3. Сумма доходов определяется с учетом роста количества хозяйствующих субъектов и расширения объемов хозяйственной деятельности на территории муниципального образования "город Ивангород".
Ожидаемая сумма доходов исчисляется по формуле (2):
M + M
np
r * O + r' * S + E pO + [ r * M + r'* M + E pM + (---------) *
t t o np t ot M
R + R
np
*H] + [r * R + r' * R + E pR + (---------) * (H - H')] (2)
o np t ot R
Или
r * (O + M + R ) + r' * (S + M + R ) + E p * (O + M + R ) +
o o np np t o o t
M + M R + R
np np
+ (---------)* H + (---------) * (H - H'), (3)
M R
где r - сбор за регистрацию Компаний, принимается равным $ 2000 иди 12000 тыс.руб.;
r' - сбор за регистрацию прочих хозяйствующих субъектов;
р - ежеквартальный платеж за возобновление статуса Компании, принимается равным $ 2000 или 12000 тыс.руб.;
t - количество кварталов перерегистрации Компаний на протяжении рассматриваемого периода;
Н - сумма налоговых платежей в доходы городского бюджета в году, предшествующем созданию Зоны интенсивного социально-экономического развития "Ивангород", по данным 1997 года принимается равной 9300 млн.руб.
Н' - сумма налоговых освобождений, устанавливаемых для резидентов свободных таможенных зон производственного и торгового типа зоны интенсивного социально-экономического развития "Ивангород".
о o
4. Ориентировочная оценка количества Компаний (О, М , R ) выполняется по опыту создания свободных экономических зон в близких по природно-географическим и экономическим условиям регионах (Гонконг, Лихтенштейн, остров Мэн) с применением пропорционального метода (пропорции выводятся по соотношению территории и численности населения). С расчетом на 5-и летнюю перспективу количество Компаний, которые могут быть зарегистрированы в качестве отдельной категории налогоплательщика, ожидается равным 10000 (условно 4000 - в первом квартале первого года и по 3000 в первом квартале второго года и первом квартале третьего года). Соответственно определяются параметры перерегистрации: количество раз перерегистрации оффшорных компаний, зарегистрированных в первом году, принимается равным (20 - 1 ) = 19, зарегистрированных во втором году (16 - 1) = 17, зарегистрированных в третьем году - (12 - 1) = 11.
5. Ориентировочная оценка количественного роста прочих хозяйствующих субъектов - участников свободных таможенных зон производственного и торгового типа - выполняется с учетом ожидаемого расширения объемов хозяйственной деятельности по опыту создания свободных экономических зон в Китае. С расчетом на 5-и летнюю перспективу ожидается 20-кратный рост при ежегодных темпах в 2,8 - 3 раза. Возможность обеспечения указанных темпов в начальный срок доказывается спадом производства, наличием неиспользуемых производственных мощностей, наличием резервных площадей в промышленной зоне и резерва территории для размещения промышленных предприятий в нежилых зонах города.
Количество субъектов, которые могут быть вновь созданы на общих условиях, устанавливается 20-ти кратным количеству вновь созданных субъектов в году, предшествующему году реализации предлагаемого механизма государственной поддержки.
6. При невозможности разграничить количественный состав участников свободной таможенной зоны и производственного и торгового типа, ожидаемая сумма доходов за расчетный период в упрощенном варианте исчисляется по формуле (4), что оправдывается суммой налоговых поступлений, заведомо заниженной против плановой на сумму сборов за регистрацию, лицензионных сборов, сборов за право торговли, налога на содержание инженерной инфраструктуры и ряда других.
(S + M + M + R + R )
np np
r (O + M + R ) + E p (O + M + R ) + ----------------------- H (4)
o o t o o t M + R
Среди всех переменных формулы (4) в качестве основных управляемых параметров принимаются:
- количество Компаний, отнесенных к отдельной категории налогоплательщиков;
- темпы роста объема хозяйственной деятельности в свободных таможенных зонах производственного и торгового типов.
7. При принятых условиях (пп.4, 5, 6) сумма доходов от введения механизма государственной поддержки в течение 5 лет планируется равной:
12000 тыс.руб. * 10000 Компаний + 12000 тыс.руб. * 19 кварталов * 4000 компаний + 12000 тыс.руб. * 15 кварталов * 3000 + 12000 тыс.руб. * 11 кварталов * 3000 + 20 * 9300000 тыс.руб. = 12000 тыс.руб. * (10000 + 76000 + 45000 + 33000) + 20 * 9300000 тыс.руб. = 12000 тыс.руб. * 164000 + 20 * 9300000 тыс.руб. = 1968000000 тыс.руб. + 186000000 тыс.руб. = 2154 млрд.руб.
8. Выполнение многовариантных расчетов (при различных суммах расходов, например, представленных данными таблиц 3, 4, 5) может быть обеспечено выходом на различные суммы доходов (при изменении управляемых параметров).
9. Многовариантность расчетов может быть обеспечена также заданием различных размеров сборов и периодических платежей за возобновление статуса Компаний.
10. Положительная балансовая разница (превышение доходов над расходами), полученная расчетами по формуле (1), может быть использована для покрытия отдельных расходных статей городского бюджета, таких как расходы на здравоохранение и образование.
Председатель комитета
по экономике и инвестициям |
Г.В.Двас |
Перечень объектов к проекту программы
социально-экономического развития
муниципального образования "город Ивангород".
N | Наименование объектов | Проектная мощность |
Срок реали- зации |
Затра- ты млрд. рублей |
Федеральные | ||||
1. | Новый автомобильный мост | д. - 250 м., четыре полосы |
1998- 2001 |
45 |
2. | Автовокзал | 1998- 2001 |
12 | |
3. | Дорога к новому мосту | 8 км, две поло- сы |
1998- 2001 |
12 |
4. | Новая железнодорожная станция | 250 | ||
5. |
Водозабор и реконструкция водопровод- ных сетей |
3 12 тыс. м в сутки, 7,5 км, реконструкция 28 км |
1998- 2001 |
40 |
6. |
Очистные сооружения |
3 12 тыс. м в сутки |
1998- 2001 |
32 |
7. | Реконструкция канализац. сетей | 28 км | 1998- 2001 |
22 |
8. | Реконструкция объектов культуры и со- здание культурно-исторического запо- ведника "Крепость Ивангород" |
1988- 2001 |
50 | |
9. | Таможенный и пограничный комплекс у нового моста |
2000- 2001 |
150 | |
10. | Новый таможенный терминал | 1998- 2000 |
5 | |
11. | Пешеходный пункт пропуска "Парусинка" | 1998- 1999 |
1.5 | |
12. | Строительство новой военной базы в районе Захоронья |
1998- 2000 |
20 | |
13. | Строительство новой военной базы для морских пограничников в районе "Оне- га" |
1998- 2000 |
150 | |
14. | Строительство новой военной базы для пограничников |
1998- 2010 |
15 | |
15. | Обустройство свободных таможенных зон | 315.6 | ||
Итого по федеральным объектам | 1080 | |||
Региональные | ||||
1. | Два моста через канал в районе "Пару- синка" |
1998- 2000 |
50 | |
2. | Объездная дорога (4-е полосы) с двумя путепроводами через ж/д |
1998- 2002 |
40 | |
3. | Развитие пассажирского транспорта (подвижной состав, гараж, рем. база) |
1998- 2000 |
50 | |
4. | Новый узел связи | АТС на 5000 номеров |
1998- 1999 |
16 |
5. |
Полигон твердых бытовых отходов |
3 10 тыс. м |
1998- 2000 |
16 |
6. | Городская баня с прачечной и химчист- кой |
150 мест | 1998- 2000 |
10 |
7. | Реконструкция электроснабжения | 54 км. Сетей | 1998- 2001 |
19 |
8. | Эл/подстанции "Северная" и "Южная" | 1998- 2001 |
55 | |
9. | Реконструкция сетей теплоснабжения | 12 км | 1998- 2002 |
10 |
10. | Газификация жилого фонда | 200 квартир | 1998- 2001 |
5 |
11. | Пять 4-х этажных жилых домов | 400 квартир | 1998- 2002 |
100 |
12. | Снос и реновация жилого фонда (ул. Гагарина, Псковская) |
1998- 2004 |
50 | |
13. | Подготовка инженерной инфраструктуры по котеджное строительство (ул. Стро- ителей, Комсомола) |
1998- 2005 |
50 | |
14. | Реновация "хрущевок" | 1998- 2007 |
50 | |
15. | Реконструкция городской больницы | 1998- 2000 |
3.5 | |
16. | Межрайонное психоневралгическое отде- ление |
60 мест | 1998- 1999 |
10 |
17. | Родильное отделение с отделением ма- лютки |
25 мест | 1999 | 5 |
18. | Средняя школа | 800 мест | 1998- 2000 |
16 |
19. | Реконструкция двух школ и дошкольных детских учреждений |
1998- 2001 |
30 | |
20. | Открытие филиала ВУЗ на базе УКП | 150 мест | 1998- 2001 |
5 |
21. | Детский сад | 280 мест | 1998- 2001 |
8 |
22. | Спец.школа | 200 мест | 1998- 2003 |
10 |
23. | Дом ребенка | 100 мест | 1998- 2003 |
7 |
24. | Центр помощи малоимущим | 50 мест | 1998 | 5 |
25. | Интернат для престарелых | 60 мест | 1998 | 7 |
26. | Спец. учреждения для сирот и беспри- зорных детей |
60 мест | 1998- 1999 |
7 |
27. | Реконструкция двух домов культуры (Парусинка, ул. Гагарина) |
1998- 2002 |
20 | |
28. | Городской спортивный комплекс | 1998- 2001 |
30 | |
29. | Реконструкция гостиницы | 1998- 2000 |
5 | |
30. | Реконструкция здания спец.школы под администрацию МО |
1998- 2000 |
5 | |
31. | Международный бизнес-центр - центр обслуживания международных транзитных перевозок |
1998- 2000 |
50 | |
32. | Строительство городской рекреационной зоны |
1998- 2000 |
25 | |
33. | Здание суда | 1998- 1999 |
||
34. | Вынос из города рыболовецкой артели (строительство новой базы в районе "Онега") |
1998- 2000 |
50 | |
35. | Расширение ГП "ЭКОС", мероприятия по созданию рабочих мест |
1998- 2001 |
2 | |
Итого по региональным объектам | 813.5 | |||
Итого по всем объектам | 1894 |
Председатель комитета
по экономике и инвестициям |
Г.В.Двас |
Социально-экономическое положение
муниципального образования "город Ивангород"
Социально-экономическое положение муниципального образования "город Ивангород" за последние четыре года остается сложным и нестабильным, и характеризуется значительным спадом промышленного производства, вызванным отсутствием спроса на готовую продукцию, неплатежеспособностью предприятий, массовым увольнением жителей города как с нарвских предприятий, так и с ивангородских.
Спад производства промышленной продукции за четыре года составил 79% (по области - 43%), сокращение численности работающих на основных промышленных предприятиях составило более 500 чел. Сокращено производство основных видов продукции производственно-технического назначения в натуральном выражении: котельновспомагательное оборудование и трубопроводы на 59%, ткани пенькоджутовые - 72%. Практически прекращено производство полиграфического оборудования.
Уровень безработицы с начала 1994 года вырос с 1.9% до 15.1% в 1996 году (Справочно: рассчитанный по методике МОТ - превышает 40%), что создает крайне напряженную ситуацию на рынке труда города. Более 50% жителей от общей численности населения (12 тыс.чел.) в трудоспособном возрасте, однако каждый тринадцатый из них - безработный. Безработица приобрела застойный характер. Число граждан, ищущих работу при содействии службы занятости, как и число безработных, за 1994 - 1996 годы стабильно высокое.
Постановлением правительственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда от 15 мая 1997 года N 1 муниципальное образование "Город Ивангород", наряду с такими муниципальными образованиями, как Бокситогорский, Подпорожский, Сланцевский и Тихвинский районы, признано территорией с критической ситуацией.
Спад производства за 9 месяцев 1997 года составил 49.6% к соответствующему периоду прошлого года, в т.ч. на основных градообразующих предприятиях: АООТ "Ивтекс" - 78.1%, АООТ "Завод КВОиТ" - 78.6%, ОАО "Ленполиграфмаш" - 29.6%. Из-за отсутствия сырья с июня 1997 года до середины октября было остановлено одно из основных промышленных предприятий - АООТ "Ивтекс". В то же время объем отгруженной со складов продукции увеличился на 21.3%, в т.ч. АООТ "Ивтекс" 102.5%, АООТ "Завод КВОиТ" - 149.6%. Существенного сокращения рабочих мест на предприятиях в третьем квартале не отмечено.
Финансовое состояние предприятий по-прежнему нестабильно. Сумма убытка за январь-сентябрь 1997 года составил 3518 млн. руб. Наибольший убыток получен АООТ "Ивтекс" - 1670 млн.руб..
Кредиторская задолженность на 01.10.97 г. превышает дебиторскую в 8 раз и составляет 16561 млрд.руб., в т.ч. просроченная - 12513 млрд.руб. Наибольший удельный вес в кредиторской задолженности составляет задолженность поставщикам и бюджету.
Просроченная задолженность по выплате заработной платы в течении 1997 года сохраняется на уровне 1 млрд.руб. Долг по выплате заработной платы в бюджетной сфере по состоянию на 01.10.97 составил 355 млн. руб., наибольшая сумма задолженности по отрасли образование - 197 млн.руб.
Остается сложной ситуация с выплатой детских пособий. Задолженность по выплате городского бюджета за 1997 год составила 790 млн.руб., в т.ч. по бюджетным учреждениям - 420 млн.руб. Кроме того не погашена задолженность за 1995 - 1996 годы в сумме 141 млн.руб. (задолженность перед бюджетными организациями отсутствует).
Задолженности по выплате пенсий на 01.10.97 года нет. Просроченная задолженность по перечислениям в Пенсионный фонд предприятиями города составила 2747 млн.руб.
Ситуация с выплатой пособий по безработице не изменилась, на 01.10.97 общая сумма задолженность составила 899 млн.руб., выплаты задерживаются до 8 месяцев. Предприятия города задолжали в фонд занятости 1012 млн.руб., в т.ч.по взносам - 158 млн.руб., по пеням - 854 млн.руб.
За 9 месяцев 1997 года отмечены некоторые положительные сдвиги на рынке труда: уровень безработицы сократился на 2 процентных пункта (с 15.1% в начале года до 13.1% по состоянию на 01.10.97 г.), но остается значительно среднеобластного (5.1%). Доля безработных ищущих работу от 4 до 12 месяцев сократилось на 1.6% (с 48.5% до 46.9%), это почти на уровне среднеобластного показателя (46.8%). Доля безработных, ищущих работу более года не изменилась и составила 22.6%, это лучше среднеобластного показателя (24%).
Произошедшие изменения в структуре безработицы не позволяют говорить о смягчении критичности обстановки. Из-за незначительного числа вакансий доля трудоустроенных безработных составила 15.3%, что хуже среднеобластного показателя (28.8%). Число претендентов на одну вакансию возросло с 71 человека в начале года до 92 человек по состоянию на 01.10.97 г., что в 3.5 раза выше среднеобластного показателя.
Вместе с тем, даже при наличии вакансий в таможенной службе, жители Ивангорода не могут трудоустроиться, т.к. у большинства из них есть родственники в г.Нарва, что является преградой для прохождения службы на таможне. По этой причине жители Ивангорода не принимаются на службу по контракту в таможенные гарнизоны. Для некоторых категорий граждан положение с трудоустройством по месту жительства безнадежно. Трудоустройство за пределами города затруднено из-за нерегулярного движения автотранспорта.
Бюджет муниципального образования "город Ивангород" на 1997 год был принят с предельным уровнем дефицита в размере 15146 млн. руб. или 38% от планового расхода. Фактически за 9 месяцев дефицит муниципального бюджета допущен на сумму 2690 млн.руб. или 15% от фактического расхода. Собственные доходы в бюджет составили за 9 месяцев 5390 млн.руб. или 44% от годового плана. Удельный вес собственных доходов бюджета города за 9 месяцев 35.3%. За отчетный период из областного бюджета безвозмездно перечислено в муниципальный бюджет 9891 млн.руб.
В основе сложившейся социально-экономической ситуации в городе лежит кредиторская задолженность бюджетных организаций, а в конечном счете кредиторская задолженность бюджета. В свою очередь кредиторская задолженность бюджетных организаций возникает из-за недостатка средств поступающих в доход бюджета от налогоплательщиков.
Затяжной экономический кризис предприятий города, отставание роста заработной платы от роста цен, задержка социальных выплат и заработной платы при общем удорожании жизни отрицательно сказываются на жизненном уровне населения.
Денежные доходы на душу населения в сентябре месяце т.г. составили по 247 тыс.руб., в то время как средний прожиточный минимум по области в июле составил 384 тыс.руб. Низкие доходы населения приводят к долгам по квартплате и коммунальным платежам, которые на 01.10.97 г. составили 1183 млн.руб.
Средняя заработная плата в сентябре 1997 года составила 457 тыс.руб., в т.ч. в промышленности - 275 тыс.руб., в торговле - 314 тыс.руб., в бюджетных организациях - 570 тыс.руб., на предприятиях коммунального хозяйства - 501 тыс.руб.
33.5% от общей численности населения нуждается в социальной защите. Имеющиеся в городе учреждения социальной службы обеспечивают 73% от потребности населения в социальной помощи. Утвержденная программа "Защита" с объемом финансирования в 87 млн.руб., по состоянию на 1 октября профинансирована на 19% или 16.4 млн.руб. В рамках программы оказана помощь 3083 малообеспеченным гражданам, в т.ч. финансовая - 178 чел. на сумму 16.1 млн.руб., натуральная - 2960 чел., оказаны социально-бытовые услуги - 199 чел., организовано бесплатное питание 40 человек за счет средств областного фонда социальной поддержки населения. 160 человек ежемесячно получают талоны на хлеб по льготной цене за счет спонсоров. Из бюджета Ленинградской области и внебюджетных фондов городу оказана помощь на летнее оздоровление детей, которое получили 82 ребенка на сумму 27 млн.руб. Администрацией города все льготы и преимущества гражданам, имеющим право на льготы и преимущества (ветераны, инвалиды и др.) в соответствии с действующим законодательством, предоставляются в полном объеме.
Система образования города в основном удовлетворяет потребности населения. В течение последних трех лет, несмотря на сложности в финансировании отрасли, сохранена сеть образовательных учреждений. Однако остро ощущается дефицит средств для их содержания: не приобретаются новые учебно-наглядные пособия, не производится текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с меняющимися запросами населения, меняется структура и режим работы образовательных учреждений. Но школы работают с перегрузкой, во вторую смену занимается 485 человек или 27.2 % (среднеобластной показатель - 20%). Не хватает педагогических кадров, наблюдается отток их из школ, закрытие вакансий происходит за счет перегрузки учителей и привлечения пенсионеров.
Специфической проблемой Ивангорода является трудоустройство выпускников школ. В городе нет ни одного профессионального образовательного учреждения, как начального, так и среднего. В силу удаленности и закрытости города у молодежи ограничены возможности обучения в Сантк-Петербурге. Для этих целей в текущем учебном году в Ивангороде открыты представительства Академии госслужбы и Инженерно-экономической Академии.
Особенность стационара Ивангорода в том, что большинство его отделений (хирургическое, реабилитационное-травматологическое и ЛОР-отделение) являются межрайонными, обеспечивают население соседних районов (Кингисеппского, Сланцевского и Волосовского). В 1997 году удельный вес иногородних пациентов в стационаре составил 33%. В связи с этим достаточно высокий уровень обеспеченности населения койками стационара - 149 коек на 10 тысяч населения при 104.5 койками по области, 70 коек по среднерайонному должен учитываться при анализе деятельности ЛПУ Ивангорода с учетом интересов других районов.
С другой стороны финансирование в условиях ОМС только четырех статей расходов, ставит стационар Ивангорода в невыгодное положение, так как прочие расходы его муниципальными образованиями других районов не компенсируется и они ложатся тяжелым бременем на местный бюджет, тем более, что коммунальные расходы в Ивангороде чрезвычайно дороги.
Несмотря на обеспеченность торговыми площадями, объем розничного товарооборота на одного жителя в городе в несколько раз ниже, чем в среднем по области. У основной части населения пользуются спросом только продовольственные товары и товары первой необходимости (медикаменты, косметические товары). В объеме розничного товарооборота 1997 года продовольственные товары составляют 74%.
На слабом уровне в городе находится финансово-кредитная система. В городе функционируют отделения Кингисеппских филиалов Промстройбанка и Сбербанка, перечень предоставляемых этими отделениями услуг ограничен и не удовлетворяет в полной мере потребности как предприятий так и населения.
В 1997 году инвестиционная активность отмечалась только на объектах жизнеобеспечения города - газификация котельной и строительство собственного водозабора. В общей сложности на финансирование этих объектов централизованно поступило 11.3 млрд.руб., в т.ч. на водозабор 8.9 млрд.руб., газопровод - 1.4 млрд.руб., реконструкцию теплосетей 1.07 млрд.руб. В городе закончено строительство автозаправочной станции "Лукойл", в настоящее время на ней проводятся пуско-наладочные работы.
На 01.10.97 г. в городе зарегистрировано 385 относящихся к категории малых предприятий, из них реально работает 52, в т.ч. в промышленности 8, в строительстве - 13, в торговле - 22. Прекратили свою деятельность 5 предприятий. В общей сложности на малых предприятиях занято свыше 900 человек. Растет число предпринимателей без образования юридического лица и на конец сентября 1997 года их насчитывалось 204 человека.
В целях сдерживания нарастания кризисных явлений, выхода города из сложившейся ситуации и обеспечения стабилизации положения в Ивангороде правительством области в 1996 году было принято постановление N 78 от 16 марта "О мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в Ивангороде".
Реализация данного постановления позволила решить ряд неотложных мер. Основным можно считать включение Ивангорода в схему взаиморасчетов по "Соглашению о взаимосвязанных поставках горючего сланца из России и электроэнергии из Эстонии", что позволило решить проблему взаиморасчетов с г.Нарва за коммунальные услуги, потребляемые Ивангородом.
Для разработки комплексной долгосрочной программы социально-экономического развития города мэрии Ивангорода из областного бюджета было выделено 40 млн.рублей. В существовавших на тот момент условиях программа оказалась не жизнеспособной и не была принята.
В целях обеспечения Ивангорода собственными объектами жизнеобеспечения, правительством Ленинградской области совместно с мэрией Ивангорода были подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации проекты соответствующих документов. Принятые Правительством Российской Федерации распоряжения от 17 июля 1996 года N 1174 "О государственной поддержке в создании автономной системы жизнеобеспечения Ивангорода Ленинградской области" и распоряжение правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 178-р. позволили зачислять фактически взысканные в Ленинградской области в счет доначисленных в 1996 и 1997 гг. по актам проверок платежи по финансовым и штрафным санкциям в бюджет области для использования их на финансирование строительства первоочередных пусковых объектов коммунального хозяйства.
Распоряжениями предусматривалось выделение в 1996 году 22 млрд.руб., в 1997 году - 18.2 млрд.руб. Строительство объектов за счет этих средств осуществляется медленно по причинам неудовлетворительного финансирования и нерационального использования средств.
Кроме того, на финансирование данных объектов предусматривалось выделить в 1997 году 8 млрд.руб. из областного бюджета, по состоянию на 1 октября выделено 6 млрд.руб.
Не решенными, из предусмотренных в постановлении Ленинградской области N 78 вопросов, остались такие жизненно важные для экономики города как организация в Ивангороде бюро пропусков на въезде в город и визового отдела Генерального консульства Эстонской Республики.
Председатель комитета
по экономике и инвестициям |
Г.В.Двас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.