Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О порядке повышения минимального размера оплаты труда, установления и индексации размеров социальных выплат населению"
1. Минимальный размер оплаты труда является одним из важнейших социальных нормативов, влияющих на уровень жизни работающего населения.
В настоящее время минимальный размер оплаты труда находится на очень низком уровне - с 1 января 1997 года он установлен в сумме 83,49 руб. в месяц. Возрастает отставание этого показателя от величины прожиточного минимума (сейчас это соотношение составляет только 18%). В результате минимальный размер оплаты труда утратил свое значение как минимальная социальная гарантия для трудоспособного населения и перестал выполнять воспроизводственную и стимулирующую функции.
Это связано не только со сложным экономическим положением государства, но и с механизмом применения минимального размера оплаты труда. Согласно действующему законодательству минимальный размер оплаты труда стал выполнять несвойственную ему роль технического норматива при определении размеров стипендий учащимся, пособий на детей, пенсий, многочисленных социальных выплат, предусмотренных законодательством.
В результате при каждом повышении минимального размера оплаты труда потребность в бюджетных средствах существенно возрастала.
2. В соответствии с Законом Российской Федерации от 13 ноября 1992 года N 3891-I "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда подлежит пересчету один раз в три месяца с учетом изменения цен за истекший квартал.
Такой порядок повышения соответствовал экономической ситуации, для которой была характерна высокая инфляция и индекс потребительских цен составлял 15-20 процентов в месяц. В настоящее время ситуация с ростом потребительских цен кардинальным образом изменилась.
Кроме того, Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" предусматривается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума и установление в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год соотношения между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума.
3. В связи с изложенным проектом федерального закона предусмотрено:
установить, что повышение минимального размера оплаты труда производится ежегодно с 1 апреля исходя из необходимости его поэтапного приближения к величине прожиточного минимума на основании их соотношения, предусмотренного федеральным бюджетом на соответствующий год, и с учетом увеличения цен на потребительские товары и услуги за предшествующий год;
в случае, если фактический прирост потребительских цен с начала года нарастающим итогом превысит в 2 и более раза их прирост, предусмотренный в расчетах к федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год, производить дополнительное повышение минимальной оплаты труда с тем, чтобы компенсировать допущенное превышение;
установить с 1 января 1999 г. размеры стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, установленных в настоящее время в зависимости от минимального размера оплаты труда, в твердых суммах (в денежном выражении), "оторвав" их тем самым от минимальной зарплаты, а затем индексировать их отдельно путем принятия специальных федеральных законов, имея ввиду рассматривать этот вопрос при формировании бюджетов разных уровней на очередной финансовый год и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
4. Предлагаемый порядок позволит снизить потребность бюджетных средств на повышение минимального размера оплаты труда, ставок и окладов работников бюджетной сферы за счет изменения порядка индексации вышеуказанных социальных выплат, проводить гибкую политику в отношении использования имеющихся финансовых ресурсов и содействовать ускорению приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму.
Принятие предлагаемого проекта закона потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, в которых размеры социальных выплат установлены в зависимости от минимального размера оплаты труда. В связи с этим в проекте закона предусмотрены изменения и дополнения в соответствующие федеральные законы.
5. Механизм реализации норм законопроекта предусматривает повышение минимального размера оплаты труда и различных социальных выплат только в том случае, если средства на эти цели предусмотрены в бюджетах разных уровней и бюджетах государственных внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.