Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"
(в связи с ратификацией Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями)
Досье на проект федерального закона
30 октября 1997 года Президентом Российской Федерации был подписан принятый Государственной Думой 10 октября 1997 года Федеральный закон (N 137-ФЗ) "О ратификации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями".
Конвенция МОТ N 156, принятая 67-ой сессией Генеральной конференцией Международной организации труда 23 июня 1981 года в г. Женеве, была одобрена и внесена на ратификацию в Государственную Думу Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1997 г. N 613).
Наиболее важное положение Конвенции заключается в обязательстве ратифицировавшего ее государства проводить такую политику, которая дает возможность работникам с семейными обязанностями выполнять оплачиваемую работу без какой-либо дискриминации, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности. Государству, ратифицировавшему эту Конвенцию надлежит также принимать меры, которые позволяют работникам с семейными обязанностями начинать или продолжать трудовую деятельность, а также возобновлять ее после перерыва в работе в связи с семейными обязанностями и меры, которые призваны содействовать более широкому пониманию общественностью принципа равного обращения и равных возможностей работников с семейными обязанностями как мужчин, так и женщин в сфере труда.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Таким образом, имеются вполне конкретные правовые основания для внесения изменений и дополнений в действующий КЗоТ РФ.
В связи с этим в Кодексе предусматривается глава "Труд женщин и работников с семейными обязанностями" (в действующем КЗоТ РФ - "Труд женщин"). В соответствии с Конвенцией понятие "работники с семейными обязанностями" включает в себя работников, которые имеют несовершеннолетних детей и работников, которые осуществляют уход за больными членами семьи. Исходя из этого, в Кодекс включается новая статья, содержащая определение этого понятия: "работники с семейными обязанностями (мужчины и женщины) - родители или другие лица (опекуны, попечители, приемные родители, родственники), обязанные воспитывать несовершеннолетних детей и фактически воспитывающие их, а также лица, осуществляющие уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением."
В статье 38 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, зафиксировано - "забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей", т.е. отца и матери - мужчины и женщины. Аналогичная норма есть и в Семейном кодексе Российской Федерации.
К сожалению, трудовое законодательство Российской Федерации пока далеко от предоставления работающим отцам реальных возможностей для участия в воспитании детей, поскольку большая часть норм, направленных на создание работникам условий для сочетания профессиональной деятельности с семейными обязанностями была адресована исключительно женщинам. Только при отсутствии материнского попечения о детях (в случае смерти матери, лишения ее родительских прав и т.п.) гарантии и льготы, предоставляемые женщинам, с 1990 года союзным законодательством распространены на отцов, а также опекунов (попечителей).
Такая направленность законодательства сформировала в обществе мнение о том, что только на женщинах лежит выполнение семейных обязанностей, в связи с чем они воспринимаются как менее ценные и надежные работники. Это ставит женщин в невыгодные условия на рынке труда и препятствует изменению традиционной роли как мужчин, так и женщин в обществе и семье.
Кроме того, законодательство о труде содержит мало норм, направленных на создание равных возможностей для работников с семейными обязанностями (мужчин и женщин) и работников, не обремененных такими обязанностями.
Конвенция ориентирует на устранение отмеченных дефектов законодательства о труде и содержит предпосылки для его дальнейшего совершенствования и развития.
Для достижения целей равенства прав мужчин и женщин с семейными обязанностями и возможностей для реализации этих прав в сфере труда в законопроект включены нормы, позволяющие не допустить неравенства работников независимо от пола и наличия семейных обязанностей в полноценном исполнении трудовых обязанностей, повышении квалификации, продвижении по службе.
Ряд норм, ранее устанавливающих особый режим труда и отдыха только для женщин, предлагается распространить и на мужчин, воспитывающих детей и осуществляющих уход за больным членом семьи. При этом остаются практически неизменными все те нормы, Кодекса, которые учитывают физиологические особенности женского организма (беременность, роды).
В законопроекте используется дифференцированный подход, учитывающий возраст ребенка, за которым осуществляется уход, важность материнского ухода за ребенком в самые ранние периоды его жизни, и, безусловно, способность лишь женщины к вынашиванию ребенка.*
Для того, чтобы, с одной стороны - учесть интересы ребенка, а с другой - не допустить дискриминации в сфере труда отца или матери, осуществляющих воспитание ребенка, законопроектом предусматривается сохранение запрета на привлечение с работам в ночное время, сверхурочным работам и направление в командировки для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (в действующем КЗоТ РФ - до трех лет). Наряду с этим вводится норма, дающая не только женщине, имеющей ребенка в возрасте от полутора до трех лет, но и мужчине, имеющему ребенка от рождения до трех лет, возможность соглашаться или не соглашаться на работу в названных условиях.
Право работы в режиме неполного рабочего дня и использования дополнительных выходных дней и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы законопроектом предусмотрено для обоих родителей. Действующий Кодекс предоставлял такое право только одному из родителей, в основном - матери, то есть право выбора остается за работником, имеющим детей.
При усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев отпуском может воспользоваться либо мужчина, либо женщина, также как и получать пособие в связи с таким отпуском (раньше - только женщина).
Предусмотренные действующим Кодексом гарантии занятости, предоставляемые женщинам, имеющим детей, распространены на мужчин, воспитывающих детей до 3 лет, и на родителей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, в семьях которых нет других членов семьи с самостоятельным заработком.
Принятие и реализация данного закона позволят создать предпосылки для установления, с одной стороны - равноправия мужчин и женщин в обществе и семье, с другой - обеспечения равных возможностей для работников с семейными обязанностями и работников, у которых таких обязанностей нет.
Предлагаемые дополнения и изменения не повлекут за собой привлечения дополнительных средств из федерального бюджета.
Принятие закона потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, нормативные акты Правительства и министерств и ведомств (см. приложение).
______________
* Конвенция N 103 (МОТ) ратифицирована Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 6 июля 1956 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.