Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97802224-2 "О порядке перевода вкладов в организациях государственного страхования Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации".
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" настоящий законопроект устанавливает порядок перевода внесенных до 1 января 1992 года вкладов (взносов) в организациях государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования в целевые долговые обязательства Российской Федерации.
Целью этой процедуры является установление надлежащих, соответствующих требованиям Конституции РФ и ГК РФ правоотношений по восстанавливаемым сбережениям указанного вида между гражданами и государством.
Другими словами, законопроект устанавливает, кому, сколько и на основании каких документов должно государство по страховым взносам, подпадающим под действие Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". Эта сумма выражается в долговых рублях и фиксируется целевым долговым обязательством РФ - сберегательным обязательством, что полностью защищает ее от инфляционного обесценения средствами, установленными Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и Федеральным законом "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ".
Правовой анализ показал, что государство несет ответственность за обесценение доверенных ему сбережений граждан, но не за происшедшее при участии гражданина прекращение обязательств по долгу, за исключением особых случаев. Прекращение обязательств по договору о страховании происходило либо в результате расторжения договора, либо путем принятия страхователем того способа исполнения обязательства, который предложил ему страховщик.
Следует отметить, что не только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст.408 п.1 ГК РФ). Обязательство может быть прекращено и путем его ненадлежащего исполнения (путем предоставления взамен надлежащего исполнения отступного (ст.409 ГК РФ)), если кредитор согласен и принимает предложенное должником ненадлежащее исполнение обязательства взамен надлежащего.
Несомненно, указанные сделки, прекращающие обязательства государства перед гражданином по долгу, совершались гражданином на крайне невыгодных для себя условиях. Такие сделки могут быть аннулированы по иску гражданина в судебном порядке по основаниям ст.178 и 179 Гражданского кодекса РФ (как сделки, совершенные под влиянием заблуждения, обмана, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств). В результате аннулирования сделки восстанавливаются прекращенные при участии гражданина обязательства, и вклады (взносы) на восстановленном счете в Росгосстрахе или его правопреемниках подпадают под действие Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Аннулирование федеральным законом даже крайне невыгодных сделок, совершенных гражданами или при их участии, без личного заявления граждан и иных, установленных законами, действий с их стороны формально нарушает гражданские права.
По этой причине и Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", и основанные на нем последующие законы непосредственно применимы лишь к тем сбережениям, правоотношения по которым не были прекращены самим гражданином либо при его участии.
Ст.1 настоящего законопроекта перечисляет те 5 видов договоров о страховании, страховые взносы по которым, внесенные до 1 января 1992 г., подпадают под действие Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". В соответствии с вышесказанным восстановлению подлежит покупательная способность тех страховых взносов, правоотношения по которым не были прекращены страхователем.
Обязательства государства по внутреннему госдолгу, к которому причисляются на основании закона о восстановлении и защите сбережений восстанавливаемые страховые взносы, существенно отличаются от обязательств страховщика. Сохранение, даже частичное, специфики прежних обязательств оказывается невозможным. Поэтому, согласно ст.1 законопроекта, восстанавливаемые страховые взносы переводятся в те же ЦДО РФ, в которые переводятся восстанавливаемые вклады в Сбербанке - в сберегательные обязательства РФ, установленные Федеральным законом "О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации". Порядок перевода восстанавливаемых страховых взносов в сберегательные обязательства РФ также во многом аналогичен установленному вышеназванным законом порядку перевода восстанавливаемых вкладов в Сбербанке и в дополнительных пояснениях не нуждается. Остановимся на отличиях.
Согласно законопроекту перевод гарантированных страховых взносов в ЦДО РФ осуществляется не любым, по выбору гражданина, отделением Государственного депозитария, а только тем, с которым у страховщика будет налажен необходимый документооборот.
Договоры добровольного страхования дополнительной пенсии были аннулированы страховщиком с 1 мая 1992 г. на основании не ратифицированного Верховным Советом РФ и потому не вступившего в силу Решения Глав правительств СНГ от 26.06.92 г. Поскольку ни правила страхования, ни действующее законодательство не допускают происшедшего аннулирования указанных договоров, это незаконное аннулирование не может быть основанием для снятия с государства обязательств по восстановлению реальной ценности восстанавливаемых страховых взносов.
Поэтому согласно ст.8 законопроекта такие договоры для целей законопроекта считаются действующими до даты обращения гражданина к страховщику с требованием выдать необходимый документ для перевода восстанавливаемых страховых взносов в сберегательное обязательство.
С даты наступления страхового события восстанавливаемые страховые взносы считаются неправомерно удерживаемыми в пользовании должника и на них, в соответствии с требованиями ст.395 ГК РФ, должны начисляться доходы, установленные ст.9 законопроекта из расчета 9 % в год.
Согласно ст.51 и ст.53 Конституции РФ государство возмещает гражданам вред, причиненный противоправными действиями (или бездействием) органов государственной власти. Неисполнение в отношении доверенных государству сбережений Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", признанного Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.93 г. N 12-П соответствующим Конституции РФ, является именно таким незаконным бездействием.
Поскольку требования ст.52 и ст.53 Конституции РФ имеют безусловный характер, какое-либо ограничение этих требований вообще и ограничение временными рамками, в частности, недопустимо. Поэтому согласно ст.12 законопроекта на требования по восстанавливаемым страховым взносам исковая давность не распространяется.
Председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций |
В.Зоркальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.