Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О коренных малочисленных народах Российской Федерации"
Необходимость принятия настоящего федерального закона обусловлена следующими причинами.
В Российской Федерации проживает 65 коренных малочисленных народов (далее - малочисленные народы) России общей численностью около 500 тысяч человек, а 13 из них насчитывают всего от 100 до одной тысячи человек. Малочисленные народы расселены практически по всей территории Российской Федерации: 6 - на территории Европейской части России, 23 - на Северном Кавказе, 36 - в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке.
В течение последних десятилетий государство уделяло крайне недостаточное внимание малочисленным народам. В результате социально-экономическое развитие, культура, исконная среда обитания и традиционный образ жизни этих народов подвергались существенной деформации.
В соответствии со статьей 69 Конституции Российской Федерации Российская Федерация обязана гарантировать права малочисленным народам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Кроме того, Конституция Российской Федерации возложила обязанность как на органы государственной власти Российской Федерации, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт "м" статьи 72 Конституции Российской Федерации) защищать исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных этнических общностей.
Исходя из этого, авторы стремились к тому, чтобы в данном проекте федерального закона были установлены правовые основы гарантий малочисленным народам их самобытного социально-экономического и культурного возрождения, сохранения и развития, защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, что создает необходимый правовой фундамент для принятия других законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации.
Кроме того источниками законодательства о малочисленных народах могут быть международно-правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией и устанавливающие дополнительные гарантии сохранения и развития малочисленных народов.
В проекте закона дается понятие малочисленных народов Российской Федерации. Таковыми признаются народы, проживающие в местах традиционного проживания (расселения) своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, осознающие себя самостоятельными этническими общностями и насчитывающие менее 50 тысяч человек.
Указанный количественный критерий отнесения этносов к малочисленным народам, по мнению специалистов-этнографов, отражает то обстоятельство, что самовспроизводство народов, насчитывающих менее 50 тыс. человек невозможно без дополнительной социально-экономической помощи государства и общества.
Для социально-экономического и культурного возрождения, сохранения и развития малочисленных народов России, необходимо, по мнению авторов законопроекта, разрабатывать целевые федеральные и региональные программы. В связи с этим закон возлагает на государственные органы Российской Федерации и государственные органы субъектов Российской Федерации обязанность разрабатывать и реализовывать специальные федеральные и региональные государственные программы социально-экономического и культурного возрождения, сохранения и развития малочисленных народов, защиту их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, традиционной хозяйственной деятельности и промыслов, оказывать этим народам необходимую материальную и финансовую помощь.
В законопроекте авторы пошли по пути конкретизации прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по социально-экономическому и культурному возрождению, сохранению и развитию малочисленных народов. При этом авторы законопроекта исходят из конституционных положений о разграничении предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ведения в области защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, традиционного хозяйствования и промыслов малочисленных народов России.
Законопроект включает в систему органов, обязанных оказывать помощь малочисленным народам в социально-экономическом, культурном и хозяйственном развитии органы местного самоуправления с передачей им из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации необходимых финансовых средств.
Авторы законопроекта исходят из того принципа, что в деле своего социально-экономического, культурного и хозяйственного развития малочисленные народы не должны быть пассивной стороной, а должны занимать активную позицию. Поэтому законопроект предусматривает возможность лицам, относящимся к малочисленным народам и их представителям активно участвовать в процессе социально-экономического, культурного и хозяйственного развития этих народов как индивидуально, так и коллективно.
В то же время законопроект предусматривает, что реализация прав коренных малочисленных народов и предоставляемые им законодательством Российской Федерации льготы не должны ущемлять права и законные интересы других этнических общностей и граждан, а лица, злоупотребляющие закрепленными в настоящем законе правами и льготами, несут ответственность в порядке, установленном законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В проекте закрепляется право коренных малочисленных народов, объединений малочисленных народов на учет их мнения при решении органами государственной власти и органами местного самоуправления вопросов, затрагивающих права и законные интересы этих народов. Формы этого учета могут быть различными. От участия представителей малочисленных народов в разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ социально-экономического, культурного и хозяйственного развития этих народов, до проведения соответствующих референдумов, затрагивающих интересы малочисленных народов.
Для социально-экономического, культурного и хозяйственного развития малочисленных народов важное значение имеют проблемы землепользования и природопользования в местах проживания и ведения традиционного хозяйствования и промыслов. Авторы законопроекта считают, что эти проблемы должны решаться путем закрепления за лицами и объединениями малочисленных народов в местах их постоянного проживания и хозяйственной деятельности права безвозмездного пользования различными категориями земель и общераспространенных природных ресурсов для ведения традиционного хозяйствования и промыслов с передачей этого права владения и пользования по наследству. Помимо индивидуального землепользования в законопроекте предусматривается возможность коллективной, общинной формы землепользования.
Режим землепользования в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов может быть изменен, только по согласованию с органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями малочисленных народов.
Для защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов законодательством Российской Федерации может быть установлен особый режим использования различных категорий земель.
Предприятия и организации любой формы собственности в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов могут функционировать только в соответствии с государственными программами освоения природных ресурсов, охраны окружающей природной среды с учетом интересов этих народов при обязательной независимой предварительной экологической и этнологической экспертизе.
Законопроект обязывает федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять контроль за деятельностью предприятий и организаций, расположенных в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов.
В проекте также предусмотрена норма об обязанности предприятий, организаций и граждан, возмещать ущерб, причиненный исконной среде обитания малочисленных народов.
В проекте закона затронуты вопросы социально-культурного развитие малочисленных народов в том числе специфику трудоустройства лиц, принадлежащих к этим народам, создания учебных групп из представителей малочисленных народов для обучения хозяйственной деятельности и промыслам. При этом законопроект обзывает государственные органы оказывать малочисленным народам поддержку в подготовке специалистов для ведения учебного процесса на языках этих народов.
В проекте закона в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления закрепляется право малочисленных народов создавать различные формы территориального общественного самоуправления в соответствии с учетом исторических, национальных и местных традиций. Создаваемые при этом органы территориального общественного самоуправления в соответствии с уставами муниципального образования могут являться юридическими лицами. Эти органы самостоятельно и под свою ответственность осуществляют собственные инициативы в вопросах местного значения.
Поскольку в среде малочисленных народов сильны традиции общественных форм самоуправления законопроект во исполнение законодательства Российской Федерации об общественных объединениях предусматривает возможность создания общинных и иных форм общественного самоуправления в местах традиционного проживания (расселения) и хозяйственной деятельности малочисленных народов.
В целях наиболее последовательного решения вопросов социально-экономического и культурного возрождения, сохранения и развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться квоты представительства малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления.
В законопроекте устанавливается также положение о праве малочисленных народов защищать свои интересы вплоть до обращения в судебные органы. Малочисленных народов в суде могут представлять органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения малочисленных народов. Судебные органы при рассмотрении в судах гражданских и уголовных дел участниками которых являются представители малочисленных народов могут принимать во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Принятие настоящего федерального закона не повлечет дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета. Согласно статьям проекта закона государственные органы после его принятия вправе разрабатывать и реализовать федеральные и региональные государственные программы социально-экономического и культурного возрождения, сохранения и развития этих народов. Конкретные финансовые средства на расходы, предусмотренные отдельными положениями законопроекта, могут быть определены при рассмотрении соответствующих программ или конкретных мероприятий, разработанных уполномоченными на то государственными органами и могут быть предусмотрены в проекте бюджета на очередной финансовый год после принятия и опубликования данного закона.
Перечень законов и иных нормативных актов,
изменения и дополнения которых
потребует принятие федерального закона
"О коренных малочисленных народах России"
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Земельный кодекс Российской Федерации
3. Закон Российской Федерации "О недрах"
4. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"
5. Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан"
6. Закон Российской Федерации "Об образовании"
7. Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной
службе"
8. Закон Российской Федерации "О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации"
9. Закон Российской Федерации "О разделе продукции"
10. Закон Российской Федерации "О континентальном шельфе"
Предложения
о разработке нормативных правовых актов,
принятие которых необходимо
для реализации федерального закона
"О коренных малочисленных народах
Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О коренных малочисленных народах России" необходимо принятие новых законов:
"О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации",
"Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации",
"О национальных меньшинствах",
"О северном оленеводстве",
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
"О ратификации Конвенции МОТ N 169 "О коренных народах и народах ведущих племенной образ жизни в независимых странах",
"О гарантиях представительства коренных малочисленных народов в государственных органах власти Российской Федерации"
"Об альтернативной гражданской службе"
Справка о состоянии законодательства
о коренных малочисленных народах России
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, статьи 69, 71, 72
Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" от 19 июня 1996 года.
Указ Президента Российской Федерации "Об Ассоциации автономных округов Российской Федерации" от 5 февраля 1992 года N 118.
Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера" от 22 апреля 1992 года N 397.
Постановление Правительства Российской Федерации "О реформировании системы государственной поддержки районов Севера" от 31 декабря 1997 года N 1664.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.