Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Лысенина Н.П., судей Алексеевой Г.И., Степановой З.А.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Асановой Ларисы Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонному) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, курсы повышения квалификации, назначении досрочной страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И, судебная коллегия
установила:
Асанова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонному) (далее УПФ в Вурнарском районе, Управление) о признании решения от 28 марта 2019 года N 12 незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности периоды работы с 01 сентября 1992 года по 27 сентября 1992 года в качестве акушерки родильного отделения в ТМО в льготном исчислении - один год работы за один год 9 месяцев, с 14 февраля 2000 года по 10 июля 2000 года в должности медсестры хирургического кабинета поликлиники в МУЗ " ТМО" в календарном исчислении; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10 февраля 2005 года по 11 марта 2005 года, с 18 февраля 2009 года по 03 апреля 2009 года, с 18 февраля 2014 года по 20 марта 2014 года, с 11 февраля 2019 года по 13 марта 2019 года в календарном исчислении; возложении обязанности считать Асанову Л.А. приобретшей право на досрочную страховую пенсию, связанную с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности, с 03 февраля 2019 года, назначить досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности с 03 августа 2019 года, а также взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб, по оплате услуг представителя в размере 10000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что решением УПФ в Вурнарском районе от 28 марта 2019 года N 12 Асановой Л.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья по мотиву отсутствия требуемого специального стажа не менее 25 лет в учреждениях здравоохранения в сельской местности. Управление не включило в специальный стаж истца перечисленные спорные периоды. По расчету ответчика ее специальный стаж составил 24 года 3 месяца 13 дней. Истец решение пенсионного органа считает незаконным, поскольку в период с 01 сентября 1992 года по 27 сентября 1992 года она работала акушеркой родильного отделения в ТМО в течение полного рабочего дня. Лечебная деятельность в указанный период протекала в сельской местности, но данный период включен в специальный стаж из расчета один год работы за один год и три месяца как работнику в сельской местности, то есть без учета хирургического профиля должности. С 14 февраля 2000 года по 10 июля 2000 года она работала медсестрой хирургического кабинета поликлиники в МУЗ " ТМО", в настоящее время бюджетное учреждение " ЦРБ" Министерства здравоохранения Чувашской Республики. В указанный период она работала в течение полного рабочего дня в должности медсестры хирургического кабинета поликлиники в учреждении, предусмотренном действующим в этот период Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464. В указанной должности она продолжала работать до и после переименования учреждения в МУЗ " ЦРБ" и в МБУЗ " ЦРБ" до 03 июня 2002 года.
Период нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников, каковыми являются и медицинские работники, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. При включении спорных периодов специальный стаж истца составит 25 лет 1 месяц 18 дней, она приобрела необходимый стаж для досрочного назначения пенсии 03 февраля 2019 года и имеет право выхода на пенсию 03 августа 2019 года.
В судебное заседание истец Асанова Л.А. не явилась, ее представитель Купкенов М.М. исковые требования поддержал, представитель ответчика УПФ в Вурнарском районе Петрова Н.А. исковые требования не признала.
Решением Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 июня 2019 года постановлено:
"Иск Асановой Ларисы Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики- Чувашии (межрайонное) удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от 28 марта 2019 г. N 12 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить Асановой Ларисе Алексеевне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности периоды работы: с 01 сентября 1992 г. по 27 сентября 1992 г. в качестве акушерки родильного отделения в ТМО в льготном исчислении - один год работы за 1 год 9 месяцев, с 14 февраля 2000 г. по 10 июля 2000 г. в должности медсестры хирургического кабинета поликлиники в МУЗ " ТМО" в календарном исчислении; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10 февраля 2005 г. по 11 марта 2005 г, с 18 февраля 2009 г. по 03 апреля 2009 г, с 18 февраля 2014 г. по 20 марта 2014 г, с 11 февраля 2019 г. по 13 марта 2019 г. в календарном исчислении.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) считать Асанову Ларису Алексеевну, приобретшей право на досрочную страховую пенсию, связанную с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности с 03 февраля 2019 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) назначить Асановой Ларисе Алексеевне досрочную страховую пенсию, связанную с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности с 03 августа 2019 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) в пользу Асановой Ларисы Алексеевны расходы по оплате госпошлины 300 рублей, на оплату услуг представителя - 5000 рублей".
На указанное решение УПФ в Вурнарском подана апелляционная жалоба по мотивам его незаконности в части удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности считать Асанову Л.А. приобретшей право на досрочную страховую пенсию, связанную с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности, с 03 февраля 2019 года и назначить ей досрочную страховую пенсию, связанную с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности, с 03 августа 2019 года, о взыскании расходов по оплате услуг представителя.
В жалобе указано, что в 2019 году страховая пенсия по стрости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", назначается не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, а поскольку с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии истец обратилась 20 марта 2019 года, то досрочная страховая пенсия, связанная с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности, может быть назначена ей не ранее 20 сентября 2019 года. Кроме того, взысканная судом первой инстанции сумма расходов на оплату услуг представителя 5000 руб. является чрезмерной и не отвечает принципу разумности.
В судебном заседании представитель ответчика УПФ в Вурнарском районе Журавлева Т.К. апелляционную жалобу поддержала, представитель истца Асановой Л.А. - Купкенов М.М. просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец Асанова Л.А, надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Предметом апелляционной проверки по доводам жалобы является решение суда в части даты возникновения у истца права на досрочную страховую пенсию, связанную с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности, определенной судом как 03 февраля 2019 года, и даты назначения досрочной страховой пенсии, определенной судом как 03 августа 2019 года, а также в части размера расходов на оплату услуг представителя.
Решение суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности включить Асановой Л.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы с 01 сентября 1992 года по 27 сентября 1992 года акушеркой родильного отделения в ТМО в льготном исчислении (один год работы за один год и девять месяцев), с 14 февраля 2000 года по 10 июля 2000 года в должности медсестры хирургического кабинета поликлиники в МУЗ " ТМО" в календарном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10 февраля 2005 года по 11 марта 2005 года, с 18 февраля 2009 года по 03 апреля 2009 года, с 18 февраля 2014 года по 20 марта 2014 года, с 11 февраля 2019 года по 13 марта 2019 года в календарном исчислении Управлением не оспаривается, в связи с чем судебной коллегией не проверяется.
Истец просила возложить на Управление обязанность считать ее приобретшей право на страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности с 03 февраля 2019 года и назначить страховую пенсию с 03 августа 2019 года.
03 февраля 2019 года как дату, когда истец выработала необходимый для назначения ей страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью в сельской местности стаж, Управление также не оспаривает.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Асанова Л.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии и представила документы, необходимые для назначения пенсии, 20 марта 2019 года, при исчислении спорных периодов работы, в том числе в льготном порядке, а также включении в ее специальный стаж этих периодов и периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации ее специальный стаж по состоянию на указанную дату с учетом периодов, уже включенных в специальный стаж пенсионным органом, составляет 25 лет 1 месяц 23 дня.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии от 20 марта 2019 года, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно приложению 7 о сроках назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста, с 01 января 2019 года пенсия медицинским работникам может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Такой период составляет в 2019 году 12 месяцев.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 350-Ф3 от 03 октября 2018 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее Федеральный закон N 350-ФЗ) гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Разрешая вопрос о моменте возникновения у истца права на досрочную пенсию, суд первой инстанции исходил из того, что Асанова Л.А. выработала необходимый 25-летний стаж в учреждениях здравоохранения в сельской местности еще 26 января 2019 года, в связи с чем согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 350-Ф3 она имеет право выйти на пенсию с 26 июля 2019 года, вместе с тем, разрешая спор в пределах заявленных требований, суд удовлетворил требования истца в части признания ее приобретшей право на досрочную страховую пенсию, связанную с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности, с 03 февраля 2019 года и возложил на ответчика обязанность по назначению истцу досрочной страховой пенсии, связанной с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности, соответственно заявленным требованиям с 03 августа 2019 года.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, однако оснований для этого у судебной коллегии не имеется.
Обращение в пенсионный орган за назначением пенсии позднее даты, когда гражданином выработан необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, не препятствует реализации права на назначение такой пенсии с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, приложения 7 к указанному Федеральному закону, ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ - не ранее 6 месяцев с даты возникновения права. Сроки назначения страховой пенсии по старости исчисляются со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, а не с даты обращения за ее назначением, что прямо следует из приведенных нормативных положений.
В порядке ст. 100 ГПК РФ суд первой инстанции, установив, что истец понесла расходы на оплату услуг представителя, учел сложность спора, принцип разумности и справедливости и обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца Асановой Л.А. расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 руб.
Взысканный с ответчика размер судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 5000 руб. судебная коллегия находит разумным и справедливым, соответствующим требованиям ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, а доводы апелляционной жалобы о завышенном размере взысканных судебных расходов - несостоятельными. Оснований для снижения указанной суммы судебная коллегия не усматривает.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 июня 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи Г.И. Алексеева
З.А. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.