Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Орловой И.Н., судей Степановой З.А., Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Карлиной О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Карсакова Ильи Николаевича об оспаривании действий администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, поступившее по апелляционной жалобе представителя Караскова И.Н. Алексеева Б.В. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 1 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Карсаков И.Н. обратился в суд с суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выраженный в письме от 29 марта 2019 года N... и возложить на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики в течении 10 дней после вступления в силу решения суда утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером.., находящегося в частной собственности и земельного участка :Т/п1, находящегося в государственной или муниципальной собственности, выполненную ООО "... " от 11 апреля 2018 года.
Требования мотивированы тем, что Карсаков И.Н. является собственником земельного участка площадью... кв.м. с кадастровым номером.., имеющего вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу:... В 2018 году выяснилось, что часть огороженного фактически используемого им земельного участка площадью 490 кв.м. находится на землях Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики и на данном земельном участке частично расположен принадлежащий ему объект капитального строительства - гараж, в связи с чем, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее Управление Росреестра по Чувашской Республике) 21 декабря 2018 года он был привлечен к административной ответственности. В целях устранения нарушений земельного законодательства и надлежащего оформления земельного участка по заявке административного истца кадастровым инженером ООО "... " подготовлена схема расположения земельного участка по образованию земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером.., находящегося в частной собственности и земельного участка :Т/п1, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Карсаков И.Н. неоднократно обращался к административному ответчику с просьбой принять решение об утверждении указанной схемы. Однако оспариваемым письмом административный ответчик незаконно отказал ему в перераспределении земельного участка со ссылкой на подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, с чем он не согласен, поскольку данное основание не подлежит применению.
Земельный участок :Т/п1 площадью 490 кв.м, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прилегает к ранее предоставленному истцу под ведение личного подсобного хозяйства земельному участку, какого-либо самостоятельного назначения, отдельного от использования смежного земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, не имеет, возможность формирования из него отдельного земельного участка с учетом его площади, фактического использования и расположения с целью предоставления гражданам и юридическим лицам в общем порядке для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Ж-1, администрацией не обоснована и не подтверждена. Из представленной схемы расположения и информации из публичной кадастровой карты Управления Росреестра по Чувашской Республике усматривается, что земельный участок :Т/п1 площадью 490 кв.м, имеет сложную изломанную конфигурацию, на земельном участке частично расположен гараж административного истца и ограждение, что существенно снижает возможность его самостоятельного использования, а также перекрывает доступ (проход проезд) к его участку с кадастровым номером... со стороны земель общего пользования. Согласно информации из публичной кадастровой карты существующая граница земельного участка административного истца с кадастровым номером... не соответствует общей линии улицы и границам смежных земельных участков как выше по улице, так и ниже.
Налицо факт изломанности границ земельного участка административного истца по сравнению с другими земельными участками, расположенными по улице, и кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в зоне Ж-1 составляет 1 000 кв.м, что подтверждает невозможность формирования самостоятельного земельного участка, и в данном случае орган местного самоуправления не обосновал, что из земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в публичной собственности, невозможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Карсаков И.Н. и его представитель Алексеев Б.В. требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Михайлов А.Н. разрешение требований оставил на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика администрация Чебоксарского района Чувашской Республики в судебном заседании не присутствовал. В направленном в адрес суда отзыве требования Карсакова И.Н. не признала.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 1 июля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с данным решением, представитель Карсакова И.Н. Алексеев Б.В. подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене по мотивам неправильного применения норм материального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
В суде апелляционной инстанции административный истец Карсаков И.Н. и его представитель Алексеев Б.В. поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Иванова О.В. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как видно из материалов дела, земельный участок площадью... кв.м. с кадастровым номером.., принадлежащий Карсакову И.Н. на праве собственности, расположенный по адресу:... и прилегающий к нему с западной стороны (со стороны... ) земельный участок площадью 490 кв. м, государственная собственность на который не разграничена, находятся в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) согласно Правилам землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, утвержденным решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29 декабря 2016 года N 19-02 с последующими изменениями.
На обращения Карсакова И.Н, последовавшими 29.11.2017, 25.01.2018, 03.05.2018, 06.09.2018, к главе администрации Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером.., с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и свидетельства о государственной регистрации права, даны, соответственно, ответы от 30.12.2017 N 061/06-04-06-1494, от 19.02.2018 N 061/06-04-06-1312, от 27.02.2018 N 061/06-04-06-1538, от 29.05.2018 N061/06-049604322, от 04.10.2018 N 061/06-04-06-81086.
В качестве оснований отказа органом местного самоуправления указано следующее: наличие проекта строительства автомобильной дороги по.., которую в последующем необходимо поставить на государственный кадастровый учет; наличие на испрашиваемом земельном участке ограничений и обременений в связи с прохождением через него линий ВЛ-0,4 кВ, находящихся на стадии регистрации права собственности администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики; выход испрашиваемого земельного участка за пределы красной линии; расположением на испрашиваемом земельном участке строения.
Письмом от 29 марта 2019 года администрация Чебоксарского района Чувашской Республики повторно рассмотрев обращение Карсакова И.Н. от 03.05.2018 (вх.N 5465) отказала Карсакову И.Н. в утверждении представленной схемы расположения земельного участка со ссылкой на подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что Правилами землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения, утвержденными решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения от 29 декабря 2016 года N 19-02, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), где возможно сформировать его, как самостоятельный земельный участок, с учетом требований ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и приобрести земельный участок в общем порядке, предусмотренном земельным законодательством.
21 декабря 2018 года Карсаков И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании части земельного участка в кадастровом квартале N, земли Синьяльского сельского поселения, площадью 490 кв.м, прилегающей с западной стороны (со стороны... ) к земельному участку с кадастровым номером.., расположенному по адресу:.., без прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Статья 39.28 ЗК РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ). В свою очередь, пункт 3 поименованной статьи устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в качестве общего правила закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса.
Статья 11.9 ЗК РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно пункту 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения от 29 декабря 2016 года N 19-02 утверждены Правила землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения.
Сторонами не оспаривается, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Согласно указанных Правил землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения к основным видам разрешенного использования и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоне Ж-1 отнесены: сельскохозяйственное использование, для индивидуального жилищного строительства (0,03-0,15), Малоэтажная многоквартирная жилая застройка (мин. 0,12), для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок 0,10-0,50), блокированная жилая застройка (мин. 0, 015), коммунальное обслуживание, социальное обслуживание (мин. 0,02), бытовое обслуживание (мин. 0,01), амбулаторно-поликлиническое обслуживание (мин.0,01), объекты культурно-досуговой деятельности, общее пользование водными объектами, земельные участки (территории) общего пользования, ведение огородничества (0,02-0,15); к условно-разрешенным видам и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства отнесены: хранение автотранспорта (мин. 0,002), магазины (мин. 0,009), банковская и страховая деятельность (мин.0,05), общественное питание (мин.0,05), объекты дорожного сервиса (мин.0,06), ремонт автомобилей (мин.0,05), спорт (мин. 0,3), связь (мин. 0,02).
Из материалов дела усматривается, что площадь испрашиваемого к перераспределению земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, составляет 490 кв. м, что позволяет сформировать самостоятельный земельный участок для его использования под один из указанных видов разрешенного использования территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в частности, под огородничество.
Само по себе фактическое использование иными лицами (в данном случае Карсаковым И.Н.) спорного земельного участка без правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, не свидетельствует о невозможности формирования самостоятельного земельного участка, в том числе и путем увеличения площади земельного участка государственная собственность на которые не разграничена.
При этом из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок, из которого возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не ограничен объектами природного происхождения либо соседними земельными участками, поставленными на кадастровый учет, к спорному земельному участку имеется проход и проезд от земельных участков общего пользования.
Таким образом, подлежащий перераспределению земельный участок может быть образован самостоятельно без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, за счет земель, находящихся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27 июня 2017 года N 1266-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ш. на нарушение его конституционных прав пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации" указал, что оспариваемое законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки). Оспариваемое законоположение не содержит какой-либо неопределенности и не ограничивает права граждан по распоряжению земельными участками, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Принимая во внимание, что отказ уполномоченного органа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков основан на положениях подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду возможности образования самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям действующего земельного законодательства, оснований для удовлетворения требования Карсакова И.Н, вопреки доводам апелляционной жалобы, не имеется.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Кроме того, из имеющегося в материалах дела межевого дела от 5 сентября 2017 года, подготовленного кадастровым инженером ООО... Биккиным С.А, в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу:... видно, что земельный участок с кадастровым номером... имел вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, административным реализовано предоставленное частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право на уточнение границ земельного участка, а также предоставленное частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации право на изменение вида разрешенного использования земельного участка.
В результате утверждения представленной Карсаковым И.Н. схемы расположения земельного участка площадь образуемого земельного участка составит 2140 кв.м, что превышает предельные размеры земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в размере 1500 кв.м. Следовательно, данное обстоятельство также исключало возможность перераспределение земельного участка, находящегося в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности согласно подпункту 3 пункта 1 пункта 2 статьи 39.28 ЗК РФ.
Что касается доводов апелляционной жалобы, то они сводятся к изложению позиции относительно обоснованности заявленного требования и необходимости переоценки доказательств, из которых исходил суд первой инстанции при постановке своих выводов, которые по изложенным выше основаниям не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке также не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя Карсакова И.Н. Алексеева Б.В. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 1 июля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Орлова
Судьи: З.А.Степанова
С.Н.Уряднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.