Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Орловой И.Н,
с участием прокурора отдела Прокуратуры Чувашской Республики Яковлева А.Г,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Яковлева Семена Сергеевича о признании недействующим в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516,
установил:
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 ноября 2013 года N 1205 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
Раздел III указанной Схемы содержит перечень нестационарных торговых объектов на территории Московского района города Чебоксары, в том числе, в районе остановки общественного транспорта "Институт образования" по проспекту М.Горького (четная сторона) города Чебоксары, тип торгового объекта - остановочно-торговый павильон, площадь земельного участка торгового объекта -... кв.м, срок осуществления торговой деятельности - круглогодично, специализация - продовольственные или непродовольственные товары (подпункт 3.9.9).
Решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года N 732 исключен из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары подпункт 3.9.9.
Указанное решение опубликовано на официальном сайте администрации г.Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети интернет http://gcheb.cap.ru и в издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары", 04.05.2017, N 8.
Решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018 года N 1516 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары; признаны утратившими силу решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 (с последующими изменениями и дополнениями).
Названный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте администрации г.Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети интернет http://gcheb.cap.ru и в издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары", 29.12.2018, N 27.
Индивидуальный предприниматель Яковлев С.С. (далее ИП Яковлев С.С.) обратился в суд с административным иском о признании недействующим решения Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018 года N 1516 в части исключения подпункта 3.9.9 (пункт 1 решения), мотивируя свое требование тем, что на основании разрешительных документов, согласованных с администрацией г.Чебоксары, им осуществляется предпринимательская деятельность в остановочно-торговом павильоне площадью... кв.м, расположенном в районе остановки общественного транспорта "Институт образования" по проспекту М.Горького (четная сторона) города Чебоксары (далее - нестационарный торговый объект). В результате принятия оспариваемого нормативного правового акта администрация города Чебоксары уклоняется от заключения договора либо выдачи разрешения на право размещения нестационарного торгового объекта и предпринимает меры по сносу законно установленного торгового объекта, чем нарушаются права на осуществление предпринимательской деятельности. Оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением положений Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 29 сентября 2010 года N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов".
В судебном заседании административный истец Яковлев С.С. не присутствовал, его представитель Данилов В.В. исковые требования поддержал.
Представители административного ответчика Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики Мамонтова А.А, Кузьмин И.Н. исковые требования не признали в связи с их необоснованностью.
Представители заинтересованного лица администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Николаев Д.О, Гаврилов С.Н. исковые требования также не признали, указывая на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, после проведенной инвентаризации нестационарных торговых объектов на их соответствие требованиям градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического законодательства. Вступившим в законную силу решением возложена обязанность на ИП Яковлева С.С. освободить земельный участок от временного комплекса остановочного и торгового павильонов, в связи с чем, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта ИП Яковлев С.С. не имел права на размещение нестационарного торгового объекта. Дополнительным основанием для исключения спорного нестационарного торгового объекта служит нарушение п.п. 3.10.6, 3.10.7 ОСТ 218.1.002-2003 при установке нестационарного торгового объекта.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Яковлева А.Г, полагавшего обоснованным заявленное требование, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).
На территории Чувашской Республики отношения, возникающие между органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности урегулированы Законом Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках".
Процедура разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов определена приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов".
Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение(пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).
Полномочия, порядок принятия оспариваемой Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары Чебоксарским городским собранием депутатов Чувашской Республики, введения ее в действие и опубликования, проверены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Чувашской Республики от 14 марта 2018 года (административное дело N 3а-3/2019), при этом нарушений судом не установлено и сторонами данное обстоятельство не оспаривается.
Как видно из материалов дела, 26 августа 2013 года между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и Индивидуальным предпринимателем Яковлевым С.С. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N.., согласно условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование часть земельного участка с кадастровым номером.., земельный участок под N.., общей площадью... кв.м. для размещения временных объектов торговли (комплекс остановочного и торгового павильонов).
Государственная регистрация договора осуществлена 23.09.2013.
Согласно ордера-разрешения на производство земляных работ от 21 ноября 2014 года N М-192, выданного администрацией города Чебоксары 8 декабря 2014 года, Индивидуальному предпринимателю Яковлеву С.С. разрешено на период с 9 декабря 2014 года по 15 января 2015 года производство земляных работ на земельном участке с кадастровым номером.., земельный участок под N.., благоустройство территории для размещения временного остановочного и торгового павильонов в районе остановки общественного транспорта "Институт образования" по проспекту М.Горького. Производство работ согласовано с... (том 1 л.д.13).
Проектная документация временного остановочного и торгового павильонов в районе остановки общественного транспорта "Институт образования" по проспекту М.Горького разработана индивидуальным предпринимателем... и согласована с главным архитектором г.Чебоксары 18 ноября 2014 года N 550 (том 1 л.д.18- 39).
Таким образом, размещение спорного нестационарного торгового объекта осуществлено с соблюдением требований действующего законодательства на основании Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утв. решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 ноября 2013 года N 1205, и заключенного договора аренды земельного участка от 23.08.2013 года с победителем торгов ИП Яковлевым С.С.
Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичная позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от... (по делу N... ) возложена обязанность на ИП Яковлева С.С. освободить путем сноса нестационарный торговый объект на части земельного участка с кадастровым номером... и возвратить его администрации города Чебоксары по акту приема-передачи.
Из объяснений сторон установлено, что решение суда не исполнено, ИП Яковлев С.С. продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность в нестационарном торговом объекте, размещенном на части земельного участка с кадастровым номером.., между тем, место под указанным нестационарным торговым объектом не включено (исключено) из действующей Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
Таким образом, истечение срока договора аренды земельного участка от 26 августа 2013 года, его расторжение в одностороннем порядке по инициативе арендодателя - администрации города Чебоксары, на котором расположен спорный нестационарный торговый объект, вопреки доводам представителей администрации города Чебоксары само по себе не могло служить основанием для произвольного исключения (не включения) данного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возложено на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур.
При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (п. 3.2.2).
Кроме того, в Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденном приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184, указано, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок (пункт 2). Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.
Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено статьей 15 Закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ.
При этом в силу статьи 17 Закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
По смыслу указанных правовых норм исключение места размещения нестационарного торгового объекта не может носить произвольный характер, а обусловлен интересами населения и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Следовательно, для исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утв. решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 ноября 2013 года N 1205, спорной позиции, в распоряжении административного ответчика должны были иметься доказательства необходимости указанной меры.
Между тем, при принятии оспариваемого решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики об исключении данной позиции из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, какого-либо правового обоснования не имелось, таких доказательств суду не представлено.
Администрацией города в обоснование законности принятого решения указано на допущенные нарушения ИП Яковлевым С.С. при установке нестационарного торгового объекта, подтвержденные актом осмотра земельного участка от 3 сентября 2019 года, составленного ведущим специалистом - экспертом отдела муниципального земельного контроля управления муниципального контроля администрации города Чебоксары... (т.2 л.д.243-246), из которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером.., предоставленным МБ "Управление ЖКХ благоустройства" города Чебоксары в безвозмездное срочное пользование для содержания и благоустройства земель общего пользования, на остановке общественного транспорта "Институт образования" по пр.М.Горького размещены два павильона салона связи... имеющие отдельные входы и общую кровлю, расстояние от кромки остановочной площадки до вышеуказанных павильонов составляет 2,90 метра.
Согласно ОСТ 218.1.002-2003 Стандарт отрасли "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденных распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 г. N ИС-460-р, введенных в действие 1 июня 2003 года, ширина посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки. Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе трех метров от кромки остановочной площадки (п..3.3.2, 3.10.6), не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков (3.10.7).
Имеющейся в материалах дела схемой планировочной организации земельного участка, разработанной в составе проектной документации и согласованной с главным архитектором г.Чебоксары 18 ноября 2014 года N 550 (том 1 л.д. 33) установлено, что проектируемое временное сооружение расположено на расстоянии 3,20 метра от кромки остановочной площадки.
Из объяснений представителя административного истца установлено, что нестационарный торговый объект был установлен согласно проектной документации на расстоянии 3,20 метра от кромки остановочной площадки.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Между тем, администрацией города доказательств того, что размещение нестационарного торгового объекта ИП Яковлевым С.С. было осуществлено с нарушением согласованного ордера-разрешения на производство земляных работ, не представлено. Нарушение ИП Яковлевым С.С. требований градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического законодательства при установке нестационарного торгового объекта на спорной позиции, не доказано.
Из имеющихся в материалах дела контракта на выполнение работ по текущему содержанию городских дорог с элементами обустройства и остановок общественного транспорта от 29 декабря 2014 года N 2014.402952 (т. 3 л.д.1-53), акта о приемке выполненных работ от 30.07.2015 N 259 видно, что АО "... " осуществляется текущее содержание городских дорог с элементами обустройства и остановок общественного транспорта г.Чебоксары, на участке дороги по пр. М.Горького (от остановки общественного транспорта до пр.Московского) осуществлялся ремонт проезжей части городских дорог, в том числе замена поверхностного слоя асфальтобетонного покрытия, что не исключает расширение проезжей части, в результате которой расстояние от кромки остановочной площадки до спорного нестационарного торгового павильона сократилось до 2,90 метра.
Кроме того, указанное расстояние свидетельствует о незначительном (на 10 см) отклонении от предусмотренных параметров и не может служить основанием для пересмотра места размещения торгового объекта.
Учитывая изложенное, не включение (исключение) строки 3.9.9 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нарушает права, свободы и законные интересы ИП Яковлева С.С, противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, требование административного истца подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, суд
решил:
Признать не действующим с момента вступления в силу настоящего решения пункт 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" в части не включения (исключения) в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта под порядковым номером 3.9.9 - остановочно - торгового павильона, расположенного в районе остановки общественного транспорта "Институт образования" по проспекту М.Горького (четная сторона) города Чебоксары.
Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте администрации города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети интернет http://gcheb.cap.ru или в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары или в газете "Чебоксарские новости".
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.Н.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.