Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О компенсации потерь сельхозтоваропроизводителям в связи с нарушением сложившегося паритета цен"
Финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий в настоящее время может расцениваться, как катастрофическое, значительно тяжелее, чем в других отраслях народного хозяйства и продолжает ухудшаться.
Сельскохозяйственные предприятия закончили прошлый год с убытком в сумме 27,5 млрд.рублей против 23,2 млрд.рублей в 1996 году. Уровень убыточности (по отношению к объему отгруженной продукции) составил 29,4 процента. Предприятия других отраслей народного хозяйства закончили год с прибылью 119,6 млрд.рублей, а уровень рентабельности продукции составил по ним 6,1 процента.
Доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве достигла в 1997 году 80 процентов (по предприятиям других отраслей - 48 процентов).
Общая сумма кредиторской задолженности у сельскохозяйственных предприятий (включая задолженность по займам) по данным Госкомстата России возросла к началу текущего года до 112,4 млрд.рублей и составила 120 процентов к годовому объему отгруженной продукции, в то время, как в целом по народному хозяйству этот показатель составляет 55 процентов.
Даже при снижении производства продукции кредиторская задолженность возросла у сельхозпредприятий за истекший год на 40,5 процента, а по другим отраслям экономики - на 36 процентов.
Важнейшим показателем, характеризующим глубину финансового кризиса на селе является соотношение кредиторской и дебиторской задолженности. Если на начало текущего года по всем отраслям экономики кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 1,7 раза, то по сельскому хозяйству в 7,6 раза. По всем отраслям экономики (кроме сельского хозяйства) задолженность поставщикам ниже, чем долги покупателей на 78 млрд.рублей, то есть долги поставщикам могут быть покрыты за счет взыскания средств с покупателей. В то же время по сельскому хозяйству задолженность поставщикам превышает долги покупателей на 25 млрд.рублей. Таким образом, даже в идеальных условиях, при полной ликвидации неплатежей сельское хозяйство не располагает внутренними источниками для погашения кредиторской задолженности и является по концепции нового Правительства банкротом и должно быть продано "с молотка". Любому специалисту ясно, что без стабилизации финансов в сельском хозяйстве не представляется возможным нормализовать расчеты и в других отраслях, а главное создать надежный рынок сбыта машиностроительной, химической продукции и дать толчок экономике страны в целом.
Главной причиной такого положения является нарушение паритета - соотношения цен, сложившегося в 90 годы между ценами на сельскохозяйственные продукты и ценами на важнейшие материально-технические ресурсы, потребляемые сельхозтоваропроизводителями.
Уместно напомнить, что в те годы 93 процента сельскохозяйственных предприятий работало рентабельно, совокупная рентабельность от основной деятельности составляла 37-40 процентов.
За годы "так называемых реформ", когда государство полностью устранилось от руководства экономикой, цены на промышленные товары и услуги, оказываемые сельскому хозяйству, росли значительно более высокими темпами, чем цены на сельскохозяйственные продукты. Вот данные государственной статистики на этот счет.
1990 г. | 1997 г. | |
Индекс цен на реализованную сельскохо- зяйственную продукцию к 1990 году - в разах |
1,0 |
2000,4 |
Индекс на промышленную продукцию и ус- слуги, потребляемые в сельском хозяйстве к 1990 году - в разах |
1,0 |
8848,4 |
За рассматриваемый период цены на приобретенную сельскохозяйственными организациями промышленную продукцию и оказанные ему услуги возросли в 8848,4 раза, а на реализованную сельскохозяйственную продукцию - в 2003,4 раза.
Изменение цен на отдельные виды реализованной и приобретенной сельскохозяйственными организациями продукции и услуг в 1991 - 1996 г.г. характеризуется следующими данными (в разах):
Наименование товара (услуг) | 1996 г. к 1990 г. |
Индекс цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию - всего из нее: |
1824,6 |
Продукция животноводства - всего в том числе: |
1586,6 |
Скот и птица - всего | 1342,7 |
Молоко и молочные продукты | 1602,9 |
Яйца пищевые | 3660,0 |
Продукция растениеводства - всего в том числе: |
2589,1 |
Зерновые культуры - всего | 2226,8 |
Масличные культуры - всего | 1617,2 |
Сахарная свекла | 296562 |
Картофель продовольственный | 3358,8 |
Овощи - всего | 4311,3 |
Индекс цен на промышленную продукцию и услуги, реализованные сельскому хозяйству в том числе: |
7429,4 |
Промышленная продукция из нее: |
7201,8 |
Сельскохозяйственные машины и оборудование для растениеводства |
9253,3 |
Машины для животноводства и кормопроизводства | 7420,3 |
Тракторы | 11136,8 |
Автомобили | 7258,6 |
Запасные части, израсходованные на ремонт и тех- ническое обслуживание машин |
5748,7 |
Минеральные удобрения | 9570,8 |
Горюче-смазочные материалы | 9287,3 |
Комбикорма Строительные материалы |
6353,5 6249,0 |
Электроэнергия на производственные нужды | 12590,4 |
Топливо | 10382,6 |
Услуги - всего | 7163,2 |
В 1996 году по сравнению с 1990 годом наиболее значительным был рост цен на следующие виды продукции, закупаемой сельскохозяйственными организациями: электроэнергию для производственных нужд - 12590,1 раз, тракторы - 11136,8 раз, топливо - 10382,6 раз, минеральные удобрения 9570,8 раз, горюче-смазочные материалы - 9287,3 раза, т.е. на те ресурсы, без приобретения которых невозможна производственная деятельность и от приобретения которых можно отказаться лишь прекратив производство.
Сопоставление темпов роста цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и техники, приобретаемой сельскохозяйственными организациями для ее обработки, показывает, что рост цен на последнюю многократно превышает их увеличение на сельскохозяйственную продукцию.
Так, в 1996 году к уровню 1990 года фактические цены приобретения селом машин и оборудования для животноводства выросли в 7420,3 раза, а цены реализации продукции животноводства - в1586,6 раза.
Цены приобретенных селом в 1996 году машин и оборудования для растениеводства возросли в 9253,3 раза, минеральных удобрений - в 9570,8 раза, а цены реализации продукции растениеводства - в 2589,1 раза. В результате крестьянин для того, чтобы купить тонну горючего, минеральных удобрений, трактор, зерноуборочный комбайн должен продать зерна или какой-то другой продукции в 5-6 раз больше, чем в 1990 году. Вот данные на этот счет.
Объем продажи сельскохозяйственной продукции, необходимой для приобретения материально-технических ресурсов (в тоннах)
Зерно | Подсолнечник | Говядина | ||||
1990 г. | 1997 г. | 1990 г. | 1997 г. | 1990 г. | 1997 г. | |
Комбайны зерновые | 69 | 356 | 49 | 267 | 5 | 51 |
Тракторы | 27 | 160 | 19 | 119 | 2 | 23 |
Дизтопливо | 0,46 | 2,59 | 0,33 | 1,94 | 0,04 | 0,37 |
Автомобильный бензин | 0,68 | 3,13 | 0,49 | 2,35 | 0,05 | 0,45 |
Электроэнергия (киловатт/час) |
0,05 | 0,30 | 0,04 | 0,22 | 0,004 | 0,04 |
Таким образом, сегодня сельхозтоваропроизводители для того, чтобы приобрести технику, купить дизельное топливо, бензин, оплатить за электроэнергию должны продавать зерна, подсолнечника, говядины в 7-10 раз больше чем до начала экономических реформ. Следует заметить, что природно-климатические условия за этот период не изменились, а следовательно, общественно необходимый уровень затрат на единицу продукции также остается неизменным.
По расчетам специалистов финансовые потери сельхозтоваропроизводителей от нарушения паритета цен только в 1997 году составили 57,0 млрд.рублей, а с 1992 года по 1997 год более 320 млрд.рублей.
В проекте предлагаемого закона для компенсации указанных потерь предлагается осуществить за счет следующих мер:
а) списать с сельхозтоваропроизводителей задолженность, образовавшуюся по состоянию на 1 января 1998 г. по платежам в бюджет в размере 10,7 млрд.рублей, в государственные внебюджетные фонды в размере 29,0 млрд.рублей;
б) выдать на пополнение оборотных средств целевой кредит в размере 12 млрд.рублей сроком на 5 лет, с началом погашения с третьего года пользования, с уплатой процентов в размере одной четвертой части процентной ставки рефинансирования Центрального банка. Установить, что возвратные средства и проценты по этому кредиту зачитываются в фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса;
в) установить, что начиная с 1 июня 1998 года сельхозтоваропроизводители электроэнергию, газ, тепло, расходуемые на производственные нужды, включая расходы тепла на выращивание овощной продукции в тепличных комбинатах оплачивают со скидкой 50 процентов против действующих цен и тарифов.
Разрешить потери производителей и поставщиков в связи с введением льготных цен и тарифов для сельхозтоваропроизводителей на электроэнергию, газ и тепло относить на общеотраслевые расходы;
г) списать с сельхозтоваропроизводителей задолженность по оплате электроэнергии, газа и тепла, образовавшуюся на 1 июля 1998 года;
д) установить, что ежегодно, начиная с 1999 года сельхозтоваропроизводители получат 6 млн.тонн дизельного топлива и 1,5 млн.тонн бензина, со скидкой в размере 50 процентов против действующих рыночных цен.
Правительству Российской Федерации в месячный срок со дня принятия настоящего закона:
утвердить порядок предоставления целевого кредита на пополнение оборотных средств сельхозтоваропроизводителям. При этом представить право сельхозтоваропроизводителям осуществлять возврат указанного кредита не только в денежной, но и в натуральной форме;
утвердить порядок отпуска и учета электроэнергии, газа и тепла, отпускаемых для сельхозтоваропроизводителей на льготных условиях, а также порядок отнесения потерь производителей на общеотраслевые расходы;
определить порядок отпуска и учета дизельного топлива и бензина, получаемого по льготным ценам.
Кроме того предлагается Правительству Российской Федерации в течение 5 лет предусматривать в федеральном бюджете средства на пополнение фонда льготного кредитования в объемах не менее 1,5 млрд.рублей, лизингового фонда не менее 2,0 млрд.рублей и повышение плодородия земель 2,0 млрд.рублей.
Предлагаемые меры позволят компенсировать цену в расчете на год в объеме 14,4 млрд.рублей.
Предлагаемый указанный законопроект принять в первом чтении.
Финансово-экономическое обоснование
Сумма потерь сельхозпроизводителей в 1997 году составила 57000 млн.рублей.
Потери будут компенсированы при принятии закона за счет снижения для сельхозтоваропроизводителей отпускных цен на 50%:
N |
млн.руб. |
1. Электроэнергию |
3618,0 |
2. Газ |
1242,0 |
3. Топливо |
112,0 |
4. Топливо на выращивание |
267,0 |
овощей
5. Дизельное топливо |
4392 |
6. Бензин со скидкой |
133 |
Кроме того, за счет:
1. Пополнение фонда льготного |
1500 |
кредитования
2. Пополнение лизингового |
2000 |
фонда
Итого: |
14454 |
Таким образом в расчете на год сельскохозяйственные товаропроизводители будут ежегодно получать в счет покрытия потерь от нарушения паритета цен 14,5 млрд.рублей, в том числе за счет средств бюджета 3,5 млрд.рублей. Кроме того, на пополнение оборотных средств единовременно потребуется 12 млрд.рублей и списание задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды 397 млрд.рублей.
Г.В.Кулик
Справка о состоянии законодательства в данной сфере
правового регулирования
Отношения, охватываемые проектом федерального закона "О компенсации потерь сельхозтоваропроизводителям в связи с нарушением сложившегося паритета цен" в настоящее время законодательно не регулируются.
Принятие предлагаемого Федерального закона позволит определить сферу правового регулирования данного вопроса.
Перечень законов и иных нормативных актов, подлежащих
отмене, изменению и дополнению в случае принятия
Федерального закона
В случае принятия Федерального закона "О компенсации потерь сельхозтоваропроизводителям в связи с нарушением сложившегося паритета цен" не потребуется отмены, изменения и дополнения законов и иных нормативных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.