Проект федерального закона N 98055032-2
"О компенсации потерь сельхозтоваропроизводителям
в связи с нарушением сложившегося паритета цен"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
справка о состоянии законодательства
перечень законов для изменения
Глава I. Общие положения
Глава II. Мониторинг паритета цен
Глава III. Порядок компенсации потерь сельхозтоваропроизводителей
вследствие нарушения паритета цен
Глава IV. О частичной компенсации финансовых потерь
сельхозтоваропроизводителей в связи с нарушением
паритета цен в период 1992 - 1997 годов
Глава V. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует экономические и финансовые отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от форм собственности при обмене на рынке результатами их труда с производителями продукции других секторов экономики, соблюдая и поддерживая интересы крестьян.
2. Основной целью настоящего Федерального закона является установление механизмов, обеспечивающих сложившийся на определенную дату паритет экономических интересов сельхозтоваропроизводителей, возникающий при реализации произведенной им продукции и покупке основных сырьевых и других материальных ресурсов, участвующих в производстве сельхозпродукции.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Действия настоящего Федерального закона распространяются на колхозы, государственные хозяйства, акционерные общества и товарищества, фермерские хозяйства и другие организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, независимо от форм собственности (далее сельхозтоваропроизводители), доля которой в общем объеме реализации составляет не менее 50 процентов.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Паритет цен - сложившиеся соотношения между ценой на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции и потребляемыми для ее производства материально-техническими ресурсами, дающие возможность сельхозтоваропроизводителю в течение ряда лет приобретать трактор, зерноуборочный комбайн, одну тонну минеральных удобрений, дизельного топлива, бензина, один кубометр газа, 1000 киловатт электроэнергии и другие конкретные материально-технические ресурсы соответствующего качества и стандарта, продав определенное неизменное количество зерна, мяса, семян подсолнечника, картофеля, сахарной свеклы или другой сельскохозяйственной продукции.
Нарушение сложившегося паритета цен - увеличение или снижение по сравнению с предыдущим периодом объема продажи определенных видов сельхозпродукции, необходимых для покупки одного и того же вида и качества материально-технических ресурсов, используемых для их производства.
Мониторинг паритета цен - обязательный контроль, осуществляемый по поручению правительства государственным (государственными) органом (органами) за уровнем и соотношением цен на определенные виды сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов, используемых сельхозтоваропроизводителями в процессе производства.
Материально-технические ресурсы - машины, удобрения, электроэнергия, топливо и другие, используемые при производстве сельскохозяйственной продукции, необходимые для определения паритета цен, перечень которых установлен настоящим Федеральным законом.
Сельскохозяйственная продукция - конкретные виды сельскохозяйственной продукции определенного качества, используемые для определения и мониторинга паритета цен, утвержденных настоящим законом.
Базовый год - год, по отношению к которому при проведении мониторинга цен определяется индекс роста цен и их паритет.
Глава II. Мониторинг паритета цен
Статья 4. Введение мониторинга паритета цен
1. На территории Российской Федерации с 1 января 1997 года вводится мониторинг паритета цен на сельскохозяйственные продукты и основные материально-технические ресурсы, постоянно потребляемые для их производства.
Утвердить 1990 год базовым годом для мониторинга паритета цен на сельскохозяйственные продукты и основные материально-технические ресурсы постоянно потребляемые для их производства.
2. Мониторинг паритета цен осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
3. Мониторинг паритета цен проводится указанными в п.2 настоящей статьи органами по итогам каждого календарного года.
4. Результаты мониторинга сообщаются в открытой печати не позднее 15 апреля следующего за календарным года.
Статья 5. Виды сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов, используемых при мониторинге цен
1. Установить, что государственные органы, указанные в п.1 статьи 4 отслеживают среднегодовую цену реализации следующих продуктов:
сельхозтоваропроизводителями (рублей за 1 тонну) зерна, мяса говядины, мяса свинины, молока цельного, подсолнечника, картофеля, яйца куриные (за 10 штук)
товаропроизводителями промышленной продукции следующих основных материально-технических ресурсов, постоянно потребляемых при производстве сельхозпродукции (рублей за 1 тонну): дизельного топлива, бензина, удобрений, газа природного (за 1 м.куб.), электроэнергии (за 1 киловатт), зерноуборочного комбайна, трактора колесного (за 1 штуку).
Статья 6. Определение паритета цен
1. На основании данных, полученных государственными органами, осуществляющими мониторинг, определяют средние цены реализации сельскохозяйственных продуктов и материально-технических ресурсов, указанные в статье 5, п.1, индекс роста цен по сравнению с базовым периодом и предыдущим годом, соотношение цен на основные сельскохозяйственные продукты и постоянно потребляемые материально-технические ресурсы при их производстве.
2. Паритет цен государственными органами, осуществляющими мониторинг, определяется как процентное отношение количества сельскохозяйственной продукции, необходимой для реализации с целью покупки единицы материально-технических ресурсов, указанных в пункте 1 статьи 5, в истекшем году по сравнению с предыдущим годом.
3. Правительству Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в действие настоящего закона утвердить порядок проведения мониторинга паритета цен, до 1 октября опубликовать соответствующие данные за 1997 год.
Глава III. Порядок компенсации потерь сельхозтоваропроизводителей
вследствие нарушения паритета цен
Статья 7. Определение нарушения паритета цен и их последствия
1. Установить, что нарушением паритета цен считать экономическую ситуацию, при которой сельхозтоваропроизводители в истекшем году должны были продавать сельскохозяйственных продуктов для покупки единицы материально-технических ресурсов, указанных в статье 5 пункта 1, более чем на 15 процентов больше по сравнению с базовым годом.
Государственные органы осуществляющие мониторинг паритета цен, определяют размеры годовых финансовых потерь сельхозтоваропроизводителей в результате его нарушения.
2. Считать важнейшим показателем экономической стабильности и благоприятными условиями для развития аграрного комплекса индекс снижения объемов сельскохозяйственных продуктов, необходимых производителю для продажи с целью закупки материально-технических ресурсов, указанных в статье 5 пункт 1.
Статья 8. Порядок компенсации финансовых потерь сельхозпроизводителей в связи с нарушением паритета цен
1. В случае нарушения паритета цен, указанного в п.1 статьи 7, сумма финансовых потерь сельхозпроизводителей подлежит обязательной компенсации. Правительство Российской Федерации обязано разработать и принять комплекс мер к изменению экономической ситуации и восстановлению паритета цен.
При необходимости указанные меры включаются в проект федерального бюджета, разрабатываемого Правительством на очередной финансовый год, как самостоятельные статьи расходов.
2. Компенсация финансовых потерь сельхозпроизводителей в связи с нарушением паритета цен осуществляется по следующим основным направлениям:
в виде целевых дотаций федерального бюджета;
путем представления отсрочки по задолженности сельхозтоваропроизводителей федеральному бюджету и платежам в бюджетные и внебюджетные фонды без взимания процента по указанным суммам отсрочек;
поставка сельскому хозяйству по фиксированным, льготным ценам электроэнергии, газа, минеральных удобрений, дизельного топлива, бензина и других материально-технических ресурсов. Объем поставок сельскому хозяйству материально-технических ресурсов на указанных условиях, определяется Правительством Российской Федерации;
путем представления налоговых льгот и льгот по отчислениям средств в бюджетные и внебюджетные фонды.
3. Меры, определенные Правительством для компенсации потерь сельхозтоваропроизводителей в связи с нарушением паритета цен и его восстановлением оформляются специальным Постановлением Правительства Российской Федерации, при необходимости соответствующими федеральными законами.
Глава IV. О частичной компенсации финансовых потерь
сельхозтоваропроизводителей в связи с нарушением
паритета цен в период 1992 - 1997 годов
Статья 9. Условия и порядок компенсации потерь сельхозтоваропроизводителей
1. В целях частичной компенсации финансовых потерь сельхозтоваропроизводителям в связи с нарушением в период 1992 - 1997 годов паритета цен:
а) списать с сельхозтоваропроизводителей независимо от форм собственности задолженность, образовавшуюся по состоянию на 1 января 1998 г. по платежам в федеральный бюджет в размере 10,7 млрд.рублей, в государственные внебюджетные фонды в размере 29,0 млрд.рублей;
б) выдать на пополнение оборотных средств целевой кредит в размере 12 млрд.рублей сроком на 5 лет, с началом погашения с 3 года пользования, с уплатой процентов в размере одной четвертой части процентной ставки рефинансирования Центрального банка.
Установить, что возвратные средства и проценты по этому кредиту зачисляются в фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса;
в) установить, что начиная с 1 июня 1998 года сельхозтоваропроизводители электроэнергию, газ, тепло, расходуемые на производственные нужды, включая расходы тепла на выращивание овощной продукции в тепличных комбинатах оплачивают со скидкой 50 процентов против действующих цен и тарифов.
Разрешить потери производителей и поставщиков в связи с введением льготных цен и тарифов для сельхозтоваропроизводителей на электроэнергию, газ и тепло относить на общеотраслевые расходы;
г) списать с сельхозтоваропроизводителей задолженность по оплате электроэнергии, газа и тепла, образовавшегося на 1 июля 1998 года;
д) установить, что ежегодно, начиная с 1999 года, сельхозтоваропроизводители получат 6 млн.тонн дизельного топлива и 1,5 млн.тонн бензина со скидкой в размере 50 процентов против действующих рыночных цен;
Правительству Российской Федерации в месячный срок со дня принятия настоящего закона:
утвердить порядок предоставления целевого кредита на пополнение оборотных средств сельхозтоваропроизводителям. При этом представить право сельхозтоваропроизводителям осуществлять возврат указанного кредита не только в денежной, но и в натуральной форме;
утвердить порядок отпуска и учета электроэнергии, газа и тепла, опускаемых для сельхозтоваропроизводителей на льготных условиях, а также порядок отнесения потерь производителей на общеотраслевые расходы;
определить порядок отпуска компенсации товаропроизводителям потерь, учета дизельного топлива и бензина, получаемого по льготным ценам.
2. Установить, что нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, независимо от форм собственности, получают лицензию (право) на пользование топливопроводящими магистралями (сетями) при условии поставки части производимой продукции (в объемах, определяемых Правительством Российской Федерации) для сельхозтоваропроизводителей по льготным ценам.
3. Правительству Российской Федерации в течение 5 лет предусматривать в федеральном бюджете средства на пополнение фонда льготного кредитования в объемах не менее 1,5 млрд.рублей, лизингового фонда не менее 2,0 млрд.рублей и повышение плодородия земель 2,0 млрд.рублей.
4. Центральному банку выдать Правительству Российской Федерации целевой кредит в размере 12 млрд.рублей для выдачи кредитов сельсхозтоваропроизводителям на пополнение оборотных средств, за счет фонда резервирования средств коммерческих банков.
Центральному банку совместно с Правительством Российской Федерации определить порядок привлечения средств из указанного фонда.
Установить, что Правительство Российской Федерации выдает коммерческим банкам вексельные обязательства на срок заимствования указанных средств с процентной ставкой, не превышающей на 5 процентов ставку, по которой предоставляется кредит сельхозтоваропроизводителям на пополнение оборотных средств.
Глава V. Заключительные положения
Статья 10. Ответственность должностных лиц за выполнение настоящего Федерального закона
1. Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 10 мая текущего года, представляет в Государственную Думу итоги мониторинга паритета цен и комплекса мер по его поддержанию или восстановлению.
2. В случае невыполнения Правительством Российской Федерации статьи 7 настоящего Федерального закона Государственная Дума вправе поставить вопрос о недоверии Правительству.
Статья 11. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
" " июня 1998 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.