Заключение Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Государственной Думы от 17 августа 1998 г. N 3.1 - 755
на проект федерального закона N 98906102-2 "О некоторых полномочиях Правительства Российской Федерации, необходимых для финансовой стабилизации", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по законодательству и правовой реформе рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона "О некоторых полномочиях Правительства Российской Федерации, необходимых для финансовой стабилизации".
При этом были высказаны следующие замечания и предложения.
Рассматриваемый законопроект содержит целый ряд положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" и закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются только федеральным законом.
Пункт "з" статьи 71 Конституции относит федеральные налоги и сборы к предметам исключительного ведения Российской Федерации, а часть 1 статьи 76 Конституции предусматривает, что по этим предметам принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие.
Как указывается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года N 5-П "По делу о проверки конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", к принципам налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции Российской Федерации, в соответствии с ее статьей 71 (пункт "а"), относятся обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единство финансовой системы, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона. Принципы единства финансовой политики, включая налоговую закреплены в ряде статей Конституции Российской Федерации, прежде всего в пункте "б" части 1 статьи 114, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. В том же Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации разъясняет, что "федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерацией, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств."
В связи с этим, Конституция Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих возможность делегирования полномочий Федерального Собрания Правительству (даже в случае введения чрезвычайного положения). Не содержит такой нормы и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". В данном аспекте необходимо также учитывать Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 23-П по делу о проверки конституционности части 1 статьи 102 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 1998 год", в котором Конституционный Суд указал на недопустимость принятия законодателем норм, позволяющих Правительству самостоятельно сокращать расходы, предусмотренные федеральным бюджетом.
Из изложенного видно, что норма статьи 2 внесенного законопроекта, устанавливающая право Правительства Российской Федерации изменять ставки налогов, вводить ограничения по применению льгот по уплате налогов и изменять сроки уплаты налогов противоречат не только действующим федеральным законам, но и основным конституционным принципам, а также Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации".
В статье 3 предоставленного Правительством проекта предлагается ввести новый порядок принятия решений Правительства Российской Федерации, которые фактически будут изменять федеральные законы о налогах и сборах. Причем предлагается установить, что такие решения должны быть в десятидневный срок рассмотрены Федеральным Собранием. Это в корне меняет процедуру принятия правительственных актов и ломает сложившуюся практику разделения законодательной и исполнительной ветвей власти.
В статье 4 проекта содержится предложение о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В случае принятия такого изменения неизбежно возникнет юридическая коллизия, поскольку Федеральный закон войдет в противоречие с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комитет не рекомендует Государственной Думе принимать проект федерального закона "О некоторых полномочиях Правительства Российской Федерации, необходимых для финансовой стабилизации" до приведения его в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.И.Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.