Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год"
Предлагаемый законопроект направлен на приведение в соответствие Конституции Российской Федерации действующего законодательства о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" отдельные положения указанного закона признаны неконституционными.
В частности:
- положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 6, ст.710) в части размера тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов, признаны не соответствующими частям 1 и 2 статьи 19 и частям 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации;
- статья 5 указанного Федерального закона, определяющая порядок его вступления в силу, признана несоответствующей статье 57 Конституции Российской Федерации, из смысла которой вытекает принцип, согласно которому не имеют обратной силы законы, ухудшающие положение граждан при возложении на них обязательных платежей, поскольку этим умаляются и необоснованно ограничиваются конституционные права граждан.
Внесенный законопроект, предотвращая аналогичные обращения в Конституционный Суд, иных категорий плательщиков страховых взносов, перечисленные в пунктах "б" и "в" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", предлагает одновременно пересмотреть размер тарифа страховых взносов для категории плательщиков, виды деятельности которых сходны по экономической природе:
- индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан;
- частных детективов;
- нотариусов, занимающихся частной практикой;
- частных аудиторов;
- адвокатов;
- крестьянских (фермерских) хозяйств;
- родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Исходя из того факта, что уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа солидарности поколений, составляющего подавляющую финансовую нагрузку в действующей солидарно-распределительной системе пенсионного обеспечения (удельный вес пенсионеров, пенсия которым назначена до 1992 года, составляет около 70% или 27,1 млн. пенсионеров), экономически обоснованным для категории плательщиков из числа самозанятого населения является размер страхового взноса в 20,6%.
Указанный размер тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков позволяет обеспечить учет закрепленных Конституцией Российской Федерации принципа равенства (статья 19) и принципа соразмерности ограничений прав и свобод граждан социально значимым интересам и целям (статья 55).
Законопроектом устраняется отмеченное пунктом 2 постановления Конституционного Суда не соответствие Конституции Российской Федерации (статья 57) статьи 5 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год".
Кроме того, законопроектом предлагается вариант решения проблем, связанных с возмещением излишне уплаченных сумм страховых взносов и пени, начисленной в связи с просрочкой платежей, с учетом изменения размера тарифа (статьи 15 и 16 Гражданского кодекса РФ).
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования на 1998 год"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на
1998 год"
Для устранения сложившейся в настоящее время несоразмерности тарифной нагрузки по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации плательщиков-работодателей и наемных работников и плательщиков из числа самозанятого населения, занятых, в основном, индивидуальной трудовой деятельностью, следует учитывать различия в экономической структуре базы для их начисления. Поскольку для последних страховые отчисления должны производиться только с суммы чистого дохода (вознаграждения), направляемого на конечное потребление, т.е. за вычетом расходов на развитие предпринимательской деятельности, в то время как для первых фактическая база для начисления должна быть шире, чем номинальная (соответственно фонд заработной платы и выплаты социального характера).
В обосновании использованы показатели основных составляющих ВВП, которые характеризуют структуру вновь созданной стоимости указанных категорий плательщиков:
- индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан;
- частных детективов;
- нотариусов, занимающихся частной практикой;
- частных аудиторов;
- адвокатов;
- крестьянских (фермерских) хозяйств;
- родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Вновь созданная стоимость служит в расчетах начисления страховых взносов для всех указанных категорий плательщиков, независимо от экономической природы источников их доходов.
Размер страховых взносов рассчитывается по принципу солидарности поколений, исходя из условий равенства нагрузки на всю дополнительную стоимость, направляемую на потребление (т.е. за вычетом расходов на развитие).
млрд.руб.
I. Наемные работники
(тариф страхового взноса 28% (работодатель)+1%
(наемные работники) 29,0%
1. Фонд заработной платы на 1998 год 710,0
2. Выплаты социального характера 32,0
3. Объем совокупного чистого дохода (прибыль) 270,0
4. Отчисления во внебюджетные фонды 280,5
5. Итого добавленная стоимость, произведенная наемны-
ми работниками 1292,5
6. Сумма страховых взносов в ПФР при действующем та-
рифе 199,0
7. Доля страховых отчислений от объема произведенной
добавленной стоимости (199,0/1292,5 = 15,4%+1%) 16,4%
II. Индивидуальные предприниматели
1. Чистый доход индивидуальных предпринимателей 310,0
2. Сумма страховых отчислений от чистого дохода инди-
видуальных предпринимателей (310*0,164) 50,84
3. Чистый доход индивидуальных предпринимателей, нап-
равляемый на потребление 217,0
4. Тариф страховых отчислений в ПФР с дохода, направ-
ленного на потребление (50,84/217) 23,4%
III Тариф страховых платежей в ПФР с дохода от дея-
тельности для индивидуальных предпринимателей, в
том числе иностранных граждан, для частных детек-
тивов, занимающихся частной практикой нотариусов,
частных аудиторов и адвокатов, а также для кресть-
янских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных
общин коренных малочисленных народов Севера, зани-
мающихся традиционными отраслями хозяйствования,-
в размере 20,6 процента от дохода от их деятель-
ности 20,6%
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.