СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2019 года город Ставрополь
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Мекеровой С.Р,
при секретарях судебного заседания Матвиенко В.В, Жегулине А.А,
с участием представителей административного истца администрации города Ставрополя К.А.А, Ш.Д.Ю.
представителя административных ответчиков Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Д.О.И.
представителя заинтересованного лица ОАО "Ставпак" Е.Г.В.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску администрации города Ставрополя к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании решения комиссии,
установил:
решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю от 24 января 2019 года N 3554 удовлетворено заявление ОАО "Ставпак" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 2454,00 кв.м, вид разрешенного использования: под объектами торгового и бытового обслуживания (литер "Д" торгово-сервисный автоцентр), расположенного по адресу: "адрес", и нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1259,1, этажность 1, расположенного по адресу: "адрес" равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в соответствии с отчетом об оценке Е.А.В. от 25 декабря 2018 года N 88-1 объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 8562000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 3848000, 00 рублей.
30 апреля 2019 года администрация города Ставрополя обратилась с административным иском о признании незаконным названного решения комиссии в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке Е.А.В, утверждая, что оно основано на отчете, не соответствующего требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
В обоснование иска административный истец указал, что рассчитанная в представленном отчете об оценке рыночная стоимость земельного участка является заниженной и не соответствует его рыночной стоимости на дату его государственной кадастровой оценки ввиду некорректного подбора оценщиком объектов-аналогов, использованных для расчета рыночной стоимости, что привело к установлению недостоверной, существенно заниженной, рыночной стоимости земельного участка.
Установлением недостоверной рыночной стоимости земельного участка нарушены права и законные интересы администрации, поскольку снижение кадастровой стоимости привело к снижению размера земельного налога, поступающего в городской бюджет.
На основании изложенного, административный истец просит признать решение комиссии от 24 января 2019 года N 3554 в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной в соответствии с отчетом об оценке Е.А.В. от 25 декабря 2018 года N 88-1 незаконным, восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о его кадастровой стоимости.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, ходатайств об отложении слушания дела от него не поступало.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Ставропольского края С.А.Е, ходатайствовала о рассмотрении дела в соответствии с действующим законодательством, в ее отсутствие.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствует рассмотрению дела в отсутствие лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом.
В судебном заседании представители административного истца администрации города Ставрополя К.А.А. Ш.Д.Ю. поддержали административные исковые требования, просили признать решение комиссии незаконным в части по основаниям, изложенным в административном иске, замечаний относительно заключения судебной оценочной экспертизы не имеют.
Представитель административного истца администрации города Ставрополя К.А.А. в судебном заседании заявила ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с административным иском, указав, что уведомление о принятом Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю решении от 24 января 2019 года N 3554 поступило в администрацию города Ставрополя 30 января 2019 года, с иском в суд они обратились 30 апреля 2019 года, пропустив незначительно срок на обращение в суд с административным иском.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Д.О.И. с административным иском администрации г. Ставрополя не согласилась, в удовлетворении его просила отказать по доводам, изложенным в представленных возражениях. Решение Комиссии считает законным и обоснованным, отчет об оценке Е.А.В. от 25 декабря 2018 года N 88-1 соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Доводы административного истца о недостатках отчета об оценке считает несостоятельными. С заключением судебной оценочной экспертизы не согласилась, просила оценить его в совокупности с другими доказательствами, представленными по делу, и рассмотреть административный иск с учетом пропуска административным истцом процессуального срока на обращение в суд с данным иском.
Представитель заинтересованного лица ОАО "Ставпак" - Е.Г.В. с административным иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск и представленных к ним дополнениям. С заключением судебной оценочной экспертизы не согласилась. Указала о пропуске административным истцом процессуального срока на обращение в суд.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения эксперта К.С.С. исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 13 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных Порядком создания и работы комиссии (абзац 33 приведенной статьи).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок).
Комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, соответствия его положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Согласно пунктам 1 и 2 Порядка, комиссия создается уполномоченным федеральным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. Ее председателем назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа Росреестра.
В соответствии с пунктом 13 Порядка комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом.
В силу абзаца тридцать шестого статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 135-ФЗ решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Согласно части 2.1. статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях, предусмотренных законом.
По общим правилам, решение комиссии может быть оспорено в суде органами местного самоуправления (органами государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), если указанное решение затрагивает права и законные интересы соответствующего муниципального образования или города федерального значения, в том числе связанные с поступлением в бюджет налоговых доходов (часть 22.1 статьи 22 Федерального Закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; часть 28 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Исходя из положений, установленных частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", административные исковые требования об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, рассматриваются по правилам Главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных главой 25 Кодекса.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет имеющие значение для дела обстоятельства в полном объеме.
В Ставропольском крае на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 26 октября 2012 года N П/485 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю в составе 4 человек. Принятыми впоследствии приказами Росреестра в состав комиссии были внесены изменения, численный состав остался прежним.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "Ставпак" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N площадью 2454,00 кв.м, вид разрешенного использования: под объектами торгового и бытового обслуживания (литер "Д" торгово-сервисный автоцентр), расположенного по адресу: "адрес" договор купли-продажи от 28 декабря 2009 года N 386.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1380 от 27 ноября 2015 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 15318064,32 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
28 декабря 2018 года ОАО "Ставпак" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной по состоянию на 01 января 2015 года.
В обоснование заявленной к установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, в соответствии с пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года N 263 (далее - Порядок), ОАО "Ставпак" представило в Комиссию отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N Е.А.В. от 25 декабря 2018 года N 88-1, а также иные регламентированные Порядком документы.
Решение комиссии принято ее правомочным составом с соблюдением предусмотренной Порядком процедуры его принятия и по этим основаниям сторонами не оспаривается.
Административные исковые требования о признании незаконным решения комиссии обоснованы несоответствием отчета об оценке Е.А.В. от 25 декабря 2018 года N 88-1 требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, недостоверности величины рыночной стоимости объекта, рассчитанной в данном отчете.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующих специальных познаний в области оценочной деятельности, а также в целях проверки доводов сторон и подготовленного отчета на его соответствие требованиям законодательству об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, по делу проведена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы "данные изъяты" от 15 июля 2019 года N 099/19-Э при составлении отчета об оценке Е.А.В. от 25 декабря 2018 года N 88-1 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 2454,00 кв.м, вид разрешенного использования: под объектами торгового и бытового обслуживания (литер "Д" торгово-сервисный автоцентр), расположенного по адресу: "адрес" оценщиком допущены нарушения законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета.
В силу статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет об оценке не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.
Аналогичные требования установлены и в пункте 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 299. При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Приведенные требования Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации от 29июля1998года N135-ФЗ, а также принципы Федеральных стандартов оценки не были в полной мере соблюдены оценщиком Е.А.В. при составлении отчета об оценке земельного участка с кадастровым номером N от 25 декабря 2018 года N 88-1.
При расчете рыночной стоимости земельного участка, оценщик использовал три объекта-аналога, расположенные в городе Ставрополе.
Экспертом установлено необоснованность применения понижающей корректировки на время продаж к объекту-аналогу N 1 в размере 10,22 %, ошибочно рассчитанной на основании данных сайта: rosrealt.ru о средней стоимости земельных участков под индивидуальное жилищное строительство по всей Российской Федерации за 2014 год, поскольку предметом оценки является земельный участок коммерческого назначения, то есть иного вида разрешенного использования.
Необоснованный расчет указанной корректировки - на время продаж, и ее применение повлияли на расчет итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
В соответствии с пунктом 22б Федерального стандарта оценки N 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщиком в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным.
В нарушение приведенного пункта ФСО, в качестве объекта-аналога N 3 оценщиком использован объект недвижимости, который не относится к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка - коммерческого назначения.
Экспертом установлено, что сведения об объекте-аналоге N 3, о виде его разрешенного использования "под офисно-торговую застройку", о передаваемых имущественных правах - собственность, не соответствуют действительным характеристикам этого объекта-аналога.
В соответствии с уточненными экспертом сведениями по номеру телефона, указанному в скриншоте объявления о его продаже, сведениями публичной кадастровой карты, Росреестра, о характеристиках земельного участка - объект-аналог N3, установлено, что этот земельный участок относится к сегменту рынка "земли под индустриальную застройку", вид передаваемых прав "аренда".
Ошибочное использование объекта-аналога N3, отличающегося от объекта-оценки по виду разрешенного использования, также повлияло на расчет итоговой рыночной стоимости объекта оценки.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке оценщика Е.А.В. от 19 октября 2018 года N 51-3 в части определения рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Доказательств, опровергающих приведенные выводы экспертного заключения, по делу не представлено. Судом проверены доводы представителя административных ответчиков относительно необъективности и недостоверности заключения судебной оценочной экспертизы, суд находит их не состоятельными.
Оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы не имеется.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение относительно представленных отчетов об оценке. Экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" N 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, Федеральных стандартов оценки.
С учетом установленных судом обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что отчет об оценке рыночной стоимости
земельного участка
от 25 декабря 2018 года N 88-1, выполненный оценщиком Е.А.В. представленный на рассмотрение в Комиссию, составлен с нарушениями приведенных положений законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Установленную им рыночную стоимость объекта недвижимости нельзя признать достоверной. Решение Комиссии в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, основанное на данном отчете, является незаконным.
Снижение кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в размере его рыночной, составляющей 44,1 % от первоначально установленной стоимости, затрагивает интересы муниципального образования, поскольку приводит к снижению размера земельного налога, поступающего в городской бюджет.
Обращение администрации города Ставрополя в суд с исковыми требованием об оспаривании решения Комиссии обусловлено необходимостью реализации административным истцом законного публичного интереса, выраженного в аккумуляцииденежных средств, поступающих в местный бюджет для реализации задач возложенных на муниципальное образование.
Решения и действия (бездействие) Комиссии могут быть оспорены в срок, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст. 219 КАС РФ).
Рассмотрев заявление представителя административного ответчика о пропуске административным истцом процессуального срока на обращение в суд за защитой своего права, ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства административного истца по следующим основаниям.
Пунктом 21 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года N 263 установлено, что копия решения о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, принятого по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости, в течение двух рабочих дней с даты его принятия направляется лицу, обладающему правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.
В целях обеспечения открытости работы комиссии уполномоченный федеральный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о работе комиссии, в том числе протоколы заседаний комиссии и принятые решения без указания персональных данных заявителей, не позднее пяти рабочих дней с даты соответствующего заседания, а также обобщенную информацию о принимаемых решениях, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку, обновляемую не позднее первого числа каждого месяца (пункт 23 Порядка).
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю от 24 января 2009 года следует, что представитель администрации города Ставрополя принимал участие в рассмотрении заявления ОАО "Ставпак" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N
29 января 2019 года в адрес администрации города Ставрополя направлено уведомление о состоявшемся заседании комиссии, поступившее в администрацию города 30 января 2019 года.
В данном случае датой начало течения процессуального трехмесячного срока в соответствии с частью 2 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для административного истца является 25 января 2019 года, поскольку его представитель присутствовал на заседании комиссии и о результатах рассмотрения заявления ОАО "Ставпак" администрации стало известно 24 января 2019 года.
Административное исковое заявление администрации города Ставрополя поступило в суд 30 апреля 2019 года с пропуском установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуального срока.
С учетом названных выше положений закона, оценив установленные по делу обстоятельства, ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства администрации города Ставрополя о восстановлении пропущенного процессуального срока ввиду незначительности его пропуска - 6 дней.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. п. 2, 4 ст. 3 КАС РФ). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
В силу требований пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положений абзаца 3 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии о пересмотре кадастровой стоимости либо об определении кадастровой стоимости в размере рыночной резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной Комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости.
Восстановленная кадастровая стоимость применяется для целей, установленных действующим законодательством с 19 декабря 2015 года.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу положений статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.
Эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам и специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и со специалистами (часть 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Рассмотрев заявление "данные изъяты" о взыскании судебных расходов по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 40000 рублей, суд пришел к выводу, что в связи с удовлетворением заявленного иска, судебные расходы отнести на счет административного ответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ходатайство администрации города Ставрополя о восстановлении пропущенного процессуального срока удовлетворить.
Восстановить администрации города Ставрополя пропущенный процессуальный срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю от 24 января 2019 года N 3554 в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости.
Административный иск администрации города Ставрополя к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании решения комиссии удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю от 24 января 2019 года N 3554 в части установления кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 2454,00 кв.м, вид разрешенного использования: под объектами торгового и бытового обслуживания (литер "Д" торгово-сервисный автоцентр), расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости.
Восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 15318064,32 (пятнадцать миллионов триста восемнадцать тысяч шестьдесят четыре) рублей.
Восстановленная кадастровая стоимость применяется для целей установленных законодательством с 19 декабря 2015 года.
Взыскать с административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в пользу "данные изъяты" судебные расходы по оплате экспертизы в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья С.Р. Мекерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.