Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О сельских кредитных кооперативах"
I. Социально-экономическое обоснование законопроекта
Одной из основных причин кризисного состояния сельского хозяйства России и иного предпринимательства на селе является неудовлетворительное финансирование. Государство не имеет возможности удовлетворить потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в кредите из-за отсутствия соответствующих средств.
Более продолжительные, чем в торговле или иных отраслях периоды получения отдачи от инвестиций, инфляция и свойственные сельскому хозяйству риски, а также существующие в сельскохозяйственном и пищевом секторе долги означают то, что коммерческие банки по своей воле не могут предоставлять кредиты на льготных условиях сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям по переработке и поставкам средств производства.
Коммерческие банки ориентированы прежде всего на работу с крупными заемщиками и, как правило, отказываются иметь дело с фермерами, владельцами личных подсобных хозяйств, другими мелкими сельскими предпринимателями в силу их небольшого размера и отсутствия надежных гарантий.
В то же время личные сбережения граждан - жителей села, остатки свободных средств на счетах сельскохозяйственных предпринимателей остаются в коммерческих банках и используются ими на кредитование иных отраслей и таким образом откачивают средства из сельской местности.
Одним из отличительных признаков развитой банковской системы рыночного типа большинства стран мира является многообразие входящих в нее кредитных учреждений. Наряду с банками в ней имеет место широкий спектр различных организационных форм банков от акционерной до кредитных кооперативов. Это определяется не только соображениями прибыльности, но и в первую очередь социально-экономической средой, характером взаимоотношений с потенциальными учредителями и будущей клиентурой, ее социальным положением, расположением и местонахождением по отношению к промышленным центрам, укладом и традициями и прочее.
Для условий России требует новых решений организация кредитования сельских жителей и предпринимателей, предполагающих создание системы сельских кредитных кооперативов, которые выполняли бы функции кооперативных сельских банков, содействовали бы непрерывному процессу перестройки сельскохозяйственных организаций и становлению мелких и средних предприятий несельскохозяйственного профиля в сельских зонах. Предполагается наряду с системой государственного и коммерческого кредитования села сформировать систему сельских кредитных кооперативов по банковскому обслуживанию и кредитованию сельских жителей и предпринимателей.
Настоящий законопроект направлен на создание организационно-правовой основы образования и деятельности сельских кредитных кооперативов.
Основными целями законопроекта являются:
создание правовых, экономических и организационных условий для формирования и успешной деятельности системы сельских кредитных кооперативов;
создание условий для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и других предпринимателей более дешевыми и доступными кредитами через систему сельских кредитных кооперативов;
создание сети кредитных кооперативов, выполняющих роль кооперативных банков непосредственно приближенных к сельскому жителю и предпринимателю и предоставляющих им все виды финансовых услуг;
создание общероссийской системы сельских кредитных кооперативов с единой кредитной политикой, единым гарантийным фондом кредитования.
II. Характеристика законопроекта
Образование и деятельность сельскохозяйственных кредитных кооперативов должна осуществляться на основе Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" и Федерального закона "О сельскохозяйственных кредитных кооперативах".
Настоящий проект федерального закона разработан в рамках реализации федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", Указа Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 933 "О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы" и "Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 года N 1499.
Учитывая необходимость создания и функционирования в сельской местности кредитных кооперативов, которые бы обслуживали не только сельскохозяйственную, но и несельскохозяйственную сферу, предлагается данные кооперативы называть "сельскими".
Проект закона состоит из 10 глав и 47 статей, основное содержание которых сводится к следующему.
В главе I определяются предмет регулирования указанного законопроекта, правовое положение сельского кредитного кооператива и основные принципы его образования и деятельности, даются основные понятия, применяемые в законе. В частности, сельские кредитные кооперативы определяются как кредитная организация, образованная в форме потребительского кооператива для удовлетворения его членов в финансовой взаимопомощи.
Сельский кредитный кооператив - некоммерческая организация, не ставящая извлечение прибыли в качестве своей основной цели. Он осуществляет свою деятельность по обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей, жителей села, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств, используя полученную при этом прибыль только в целях, установленных его уставом.
В главе II определяется порядок образования, регистрации и прекращения деятельности сельских кредитных кооперативов, которые составляют систему кредитных кооперативов:
1. местные кооперативы, в состав которых входят граждане. проживающие либо осуществляющие деятельность на данной сельской территории;
2. районные кооперативы, образуемые местными кооперативами и (или) иными юридическими лицами (сельскохозяйственными товаропроизводителями или организациями, обслуживающими их и сельских жителей);
3. региональные кредитные кооперативы, образуемые районными кооперативами;
4. центральный кредитный кооператив, образуемый региональными кредитными кооперативами.
В главе III сформулированы основные положения, которые должны содержаться в уставе сельского кредитного кооператива.
Глава IV определяет порядок приема в члены кредитного кооператива, прекращения членства, права, обязанности и ответственность членов кооператива.
Глава V определяет состав, порядок создания и функционирования, компетенцию и ответственность органов управления кредитного кооператива.
Глава VI определяет порядок формирования имущества и фондов кооператива, источниками которых могут быть как собственные, так и заемные средства. Паевой фонд кооператива составляется из величины паевых взносов членов кооператива, а также части прибыли кооператива, идущей на выплату дивидентов его членам. В обязательном порядке формируется резервный фонд, размер которого должен составлять не менее 10 процентов от паевого фонда. Резервный фонд является неделимым.
В данной главе определяется порядок распределения прибыли кооператива, которая, помимо обязательных платежей во внебюджетные фонды, направляется на создание фондов кооператива и на выплату дивидентов по обязательным и дополнительным паевым взносам.
Устойчивость кредитных кооперативов обеспечивается, предусматриваемой в законопроекте, гарантийной системой кредитных кооперативов, которые в этих целях должны отчислять 0,05 процента от суммы выданных кредитов и других высокорискованных обязательств в гарантийный фонд, создаваемый при центральном резервном Союзе.
Глава VII определяет основные направления деятельности кооперативов, виды выполняемых ими услуг и операций, порядок привлечения вкладов физических и юридических лиц, которые могут не быть членами кооператива. Кредиты могут выдаваться только членам кооператива на цели, определенные уставом кооператива в соответствии с настоящим Федеральным законом. При установлении процентных ставок по кредитам основной целью должно быть предоставление заемщикам необходимых кредитов по возможности наименьшей, разумной цене, на надежной долевой основе. Обеспечением кредита по решению правления кооператива может быть поручительство, залог, страховка, личное доверие к заемщику.
Главой VIII предусматривается в целях образования и нормального функционирования системы сельскохозяйственных кооперативов на переходный период ее становления сроком на 5 лет на конкурсной основе уполномочивание одного из коммерческих банков на обслуживание системы сельских кредитных кооперативов. Его функциями должны быть оказание материальной, финансовой и методической помощи в становлении и деятельности сельских кредитных кооперативов.
В свою очередь, проект закона определяет обязанности кредитных кооперативов в отношении банка по обслуживанию кредитных кооперативов, предусматривающие необходимость сохранения неиспользуемых средств кооператива на счетах этого банка, соблюдать нормативные положения банка по обслуживанию ведения своих дел и выполнять иные требования.
Проект закона определяет требования к банку по обслуживанию, на основании которых проводится Правительством Российской Федерации открытый конкурс. По истечении 5-летнего срока, а при желании банка по обслуживанию и ранее, данный банк может реорганизоваться в кооперативный банк либо передать свои функции центральному кредитному кооперативу.
Глава IX. Определяет меры по защите интересов членов, пайщиков и наемных служащих кооператива: гарантия тайны вкладов и банковских операций, обеспечение сохранности денежных средств и ценностей, ограничения на совместительство должностных лиц в кооперативе, требования к учету и отчетности, меры ответственности членов правления кредитного кооператива, регулирование трудовых отношений в кредитном кооперативе.
III. Финансовое обоснование
Реализация указанного законопроекта не требует государственных финансовых затрат. Развитие системы сельских кредитных кооперативов облегчит бремя государства по кредитованию сельскохозяйственных товаропроизводителей.
IV. Состояние законодательства
Наряду с принятием данного законопроекта представляется необходимым одновременно рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в федеральные законы Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в закон "О банках и банковской деятельности в РСФСР".
Депутат Государственной Думы |
А.А.Чернышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.