Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97700229-2 "Об основах государственной системы комплексной реабилитации военнослужащих - участников боевых действий и других чрезвычайных ситуаций".
Досье на проект федерального закона
Обоснование необходимости принятия закона:
В настоящее время проблема оказания помощи широкому контингенту лиц, пострадавших во время боевых действий и других чрезвычайных ситуаций стала относиться к числу наиболее актуальных.
Послевоенная реабилитация участников войн далеко не всегда происходит сама собой с течением времени. Данные социологических исследований показали, что 35 % ветеранов афганской войны имеют серьезные психологические проблемы и не могут адаптироваться в гражданском обществе.
Наиболее остро потребность в специальных мероприятиях психологической помощи и реабилитации проявилась в ходе восстановления конституционного порядка в Чеченской Республике.
По оценкам отечественных специалистов, в квалифицированной психологической помощи нуждается от 40 до 80 процентов военнослужащих, выполнявших боевые задачи по разоружению бандформирований. До 25 процентов личного состава, выведенного из зоны боевых действий нуждается в длительных реабилитационных мероприятиях с целью предупреждения постстрессовых реакций (по типу "вьетнамского" и "афганского" синдромов).
Это частично нашло свое отражение в Постановлении Государственной Думы от 20 июля 1995 г. N 1068-1ГД "О создании системы медико-психологической реабилитации военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в Чеченской Республике, и членов их семей", решении Министра обороны РФ по развертыванию в войсках, силах системы реабилитационных центров и пунктов психологической помощи, деятельности опорных пунктов в регионах под эгидой Государственного Комитета РФ по делам молодежи. Центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в субъектах Российской Федерации под руководством Министерства труда и социального развития.
Идея координации этих усилий на федеральном уровне назрела и нашла поддержку в вышеперечисленных организациях, всех силовых ведомствах, ее сторонниками являются общественные организации и специализированные учреждения, занимающиеся организацией и осуществлением реабилитационных мероприятий, имеется понимание и поддержка в политических кругах. Целесообразность создания Государственной системы усиливается в связи со сложным финансово-экономическим положением, когда масштабность задачи требует объединения усилий и возможностей многих государственных и общественных структур.
По ориентировочным подсчетам только в оказании психологической помощи в стране нуждается около 10 млн. человек вышеназванной категории.
Создание государственной системы комплексной реабилитации военнослужащих - участников боевых действий и других чрезвычайных ситуаций, означает, прежде всего, что граждане, получившие ранения, травмы, увечья, пережившие сильный психологический стресс, имеющие посттравматические проявления, заслужившие ряд социальных проз и льгот, члены их семей и ближайшие родственники погибших, не будут оставлены один на один со своей бедой. Тем самым, благодаря скоординированной деятельности объектов государственной системы комплексной реабилитации, поддержки этой деятельности со стороны государственных органов, силовых министерств и ведомств, будут решаться задачи сохранения физического и психического здоровья нации, профилактироваться возможные асоциальные проявления, обеспечиваться активное участие граждан в экономической, общественной и политической жизни государства.
Разработка Закона "Об основах государственной системы комплексной реабилитации военнослужащих - участников боевых действий и других чрезвычайных ситуаций" позволит четко и всесторонне определить важную составляющую военно-гражданских отношений в России, утвердить правовую базу взаимодействия общества, государственных и общественных институтов со всеми военно-силовыми ведомствами. Закон должен установить полномочия органов государственной власти, партий и общественных организаций, должностных лиц и граждан Российской Федерации по участию в системе комплексной реабилитации, обеспечивать доступ к оказываемой этой системой помощи, предоставления необходимой и полной информации по возможностям и специфике деятельности реабилитационных структур, а также права и обязанности всех участников этой системы.
Устанавливаемая Законом правовая регламентация этих вопросов должна обеспечить единство подходов и включить в себя многочисленные и не всегда работающие программы и отдельные решения в области оказания социальной защиты и медицинской помощи отдельных категорий граждан, выполнявших задачи в боевых условиях.
Важно преодолеть узость внутриведомственных подходов, не позволяющих эффективно решать задачи комплексной реабилитации (особенно это касается социальной и психологической реабилитации), закрывающих доступ к информации, ограничивающих возможность сопровождения нуждающегося в помощи при миграции последнего и переходе в другие сферы деятельности.
При дальнейшем отсутствии государственной системы комплексной реабилитации, набора практических рекомендаций и опыта работы с данной категорией - будет ухудшаться социально-психологическая ситуация в их среде, что неизбежно будет оказывать негативное влияние на общество в целом.
Таким образом, возникла необходимость установления стабильной и эффективной системы оказания медицинской, социальной и психологической помощи гражданам участвовавшим в боевых действиях, ликвидировавшим последствия аварий, катастроф, как одного из важнейших компонентов социальной политики государства.
Этот шаг обеспечит унификацию законодательства и облегчит вопросы информационного обеспечения соответствующих категорий граждан, попадающих под действие Закона, а также упорядочит проверенную жизнью практику оказания реабилитационной помощи военнослужащим, участников боевых действий и других чрезвычайных ситуаций.
Справка
о состоянии законодательства Российской Федерации в области
комплексной реабилитации военнослужащих
Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих";
Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей";
Постановление Государственной Думы "О создании системы медико-психологической реабилитации военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в Чеченской Республике, и членов их семей. (от 20 июля 1995 года N 1068-1 ГД);
Распоряжение Правительства Российской Федерации (от 29 июля 1995 года N 1070-р);
Решение Правительства Российской Федерации (от 18 августа 1995 года ЮЯ-П12-25425);
Постановление Министерства труда Российской Федерации (от 29 августа 1995 года N 47);
Программа государственных мер по усилению социальной защищенности военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей на 1997-2000 годы;
Национальная программа развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
Федеральная программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1997-1998 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.