Пояснительная записка
к проектам федеральных законов "О внесении дополнения в Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" и "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"
Взаимосвязанные проекты федеральных законов "О внесении дополнения в Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" и "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" разработаны и предлагаются к принятию по следующим основаниям.
1. В соответствии с кооперационными соглашениями между странами-членами бывшего СЭВ полиграфическое оборудование для акцидентной печати в СССР не производилось и не производится в России по настоящее время. Практически все производство высококачественных изданий в СССР и, в последующем, в России, осуществлялось на импортном (главным образом - германском) оборудовании, физический и моральный ресурс которого к началу девяностых годов был практически исчерпан.
В связи с неблагоприятной налоговой политикой печать российских высококачественных изданий была целиком перенесена на зарубежные полиграфические базы. Внутреннее производство стало убыточным, отечественная полиграфическая и целлюлозно-бумажная промышленность пришли в упадок. Для возврата российского полиграфического заказа из-за рубежа все еще требуются значительные инвестиции в импорт необходимого технологического оборудования (а также комплектующих и запасных частей к нему, расходных материалов), не производящегося в России.
2. Установленное Федеральным законом от 28 апреля 1997 года N 73-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" обложение импорта технологического оборудования налогом на добавленную стоимость, призванное защитить отечественного производителя, приводит к неконкурентоспособности и практическому уничтожению производств, основанных на оборудовании, принципиально не производящемся в России, к которым, как уже указывалось, относится и полиграфическое производство.
Следует отметить также, что в России отсутствует собственное производство высококачественных мелованных полиграфических бумаг. В то же время, цены на них, устанавливаемые иностранными поставщиками для российских потребителей в целях закрепления производства высококачественной полиграфической продукции за рубежом, существенно превышают мировые, даже без учета обложения такого импорта российскими налогами и пошлинами.
Таким образом, российские производители высококачественной печатной продукции оказываются в неравных с иностранными конкурентами условиях.
Разработанные законопроекты вносят следующие предложения.
1. Освобождаются от налога на добавленную стоимость полиграфическое технологическое и инженерное оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, и продукции средств массовой информации.
2. Освобождение от налога не распространяется на редакции средств массовой информации, издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия и организации, занятые производством продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера.
Льготы, предусмотренные настоящим законопроектом, не распространяются также на отдельные виды полиграфического технологического и инженерного оборудования, комплектующие и запасные части к нему, имеющие на рынке отечественные аналоги.
3. Действие законов устанавливается: с 1 января 1999 года по 31 декабря 2001 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проектам федеральных законов
"О внесении дополнения в Федеральный закон
"О государственной поддержке средств массовой информации
и книгоиздания Российской Федерации" и
"О внесении дополнения в Закон Российской Федерации
"О налоге на добавленную стоимость"
Введенное Федеральным законом от 28 апреля 1997 года N 73-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" взимание налога на добавленную стоимость (НДС) с ввозимого на территорию Российской Федерации полиграфического оборудования приводит к изъятию у производителя средств, необходимых для возрождения в России производства высококачественной полиграфической продукции.
Следует отметить также, что в условиях, когда реализация продукции средств массовой информации от НДС освобождена, взимание НДС с импортируемого полиграфического оборудования приводит к увеличению стоимости полиграфического издания. А рост цен, как известно, является главной причиной, вынуждающей граждан отказывать себе в возможности подписываться на газету, купить журнал или книгу.
Помимо этого в России отсутствует собственное производство высококачественных мелованных полиграфических бумаг. А цены на них, устанавливаемые иностранными поставщиками для российских потребителей в целях закрепления производства высококачественной полиграфической продукции за рубежом, превышают до 1,5 раза цены мирового рынка.
В результате предусмотренный действующим законодательством порядок взимания НДС создает для отечественного издателя такую экономическую ситуацию, при которой ему становится выгоднее осуществлять печатание своей продукции за рубежом и затем ввозить ее в Россию вместо того, чтобы инвестировать средства в создание или модернизацию собственной полиграфической базы в России.
В результате предусмотренный действующим законодательством порядок взимания НДС создает для отечественного издателя такую экономическую ситуацию, при которой ему становится выгоднее осуществлять печатание своей продукции за рубежом и затем ввозить ее в Россию вместо того, чтобы инвестировать средства в создание или модернизацию собственной полиграфической базы в России.
Необходимо также отметить, что импорт в Россию полиграфического оборудования (в основном запасных и комплектующих частей) осуществляется в мизерных для реальных потребностей России объемах (в предыдущем году в объеме порядка 80 млн.долларов США). В то же время, бюджет мог бы получать реальные и систематические налоговые поступления в случае организации на современной технической базе производства высококачественной полиграфической продукции непосредственно в России.
Красноречивым примером в этом отношении является один из экономически эффективных проектов организации в России конкурентоспособного производства на базе технологически единого комплекса из скоростных ротационных (ролевых) печатных машин и листовой печати, реализация которого сдерживается из-за несовершенства действующего законодательства.
Такой комплекс общей стоимостью 15,5 млн.долларов США включает: высокоскоростные печатные машины (две ротационные машины "Heidelberg-Harris M600 B 24" и одну листовую машину "Speedmaster-102"), комплект формного оборудования и комплект отделочного оборудования, обеспечивающие полный производственный цикл выпуска разнообразной высококачественной полиграфической продукции с полностью автоматизированной системой управления, контроля качества и экологической защиты. Возможная производственная загрузка такого типового комплекса приведена в таблице.
Таблица
Вариант загрузки типового комплекса*
Наименование продукции |
Красоч- ность |
Средний тираж (экз./п.л.) |
Коли- чест- во наиме- нова- ний в месяц |
Перио- дич- ность в мес. |
Примеры** |
Журналы | 4/4 | 80.000 экз. | 6 | 4 | "Деньги", "Коммерсант-weekly", "Столица", "Рейтинг", "Огонек", "TV-парк", "Эксперт", "7 дней", "Итоги", "Лиза", "Computerra", "Computer Word", "PC Week". |
Журналы | 4/4 | 35.000 экз. | 18 | 1 | "Автопилот", "Домовой", "Космо-политен", "Эль", "Стас", "29", "Вояж", "Она", "Салон", "Мотор", "Птюч", "Автошоп", "Спорт-Экс-пресс". |
Журналы | 4/4 | 10.000 экз. | 10 | 1 | "Империал", "Элита", "Матадор", "Синема" и т.п. |
Журнальная и книжная продукция неопреде- ленной периодичности и справочно- информационные издания |
4/4 | 30.000 экз. | 10 | - | Научно-справочные, научно-информацион- ные, учебные издания |
Листовки, буклеты |
4/4 | 10.000 п.л. | 30 | - | Учебно-методические иллюстративные пособия, материалы предвыборных кампаний, информационные материалы о зарубежных фирмах и компаниях и др. -------------------- |
Плакаты, карты, вклейки, этикетки и т.п. -------------- |
4/0 ------- |
30.000 п.л. ------------ |
50 ------ |
- ------- |
* время работы машины - 18 часов в сутки, 25 дней в месяц.
** приведены названия изданий, которые в настоящее время печатаются за
рубежом и ввозятся в Россию.
Годовая выручка от реализации продукции, произведенной на таком комплексе составит:
- в первый год (с учетом времени на поставку и наладку оборудования, обучение персонала) - 115,2 млн.руб.;
- со второго года - 253,4 млн.руб.
Годовая прибыль от реализации продукции:
- в первый год - 49,0 млн.руб.;
- со второго года - 107,5 млн.руб.
Приведенные расчеты показывают, что поставка и эксплуатация такого комплекса оборудования позволит обеспечить налоговые поступления в бюджет (налог на добавленную стоимость, налога на прибыль предприятий, налога на имущества предприятия, налоги в дорожные фонды) в таких объемах, которые полностью компенсируют потери бюджета от отмены НДС на ввоз оборудования.
Расчеты проводились исходя из:
- приведенных выше технико-экономических показателей типового комплекса оборудования;
- масштаба цен и курса валюты 1998 года;
- сохранения в 1999 году действующих ныне налоговых ставок.
В целом реализация предлагаемых законопроектов даст возможность:
1. Разорвать порочный круг свертывания отечественного производства высококачественной полиграфической продукции и возвратить в Россию заказы, которые выполняются сегодня на зарубежных полиграфических базах.
2. Обеспечить прогнозируемые налоговые поступления от реализации этой продукции.
3. Создать условия для роста высококачественных полиграфических мощностей в России, сохранения действующих и создания новых оплачиваемых рабочих мест и на этой основе повысить роль государства по социальной защите своих граждан.
Справка
о состоянии законодательства, регулирующего правоотношения,
рассматриваемые предлагаемыми законопроектами
1. Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст.4698).
2. Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 52, ст.1871; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 23, ст.1229; N 34, ст.1976; 1993, N 4, ст.118; N 11, ст.387; N 14, ст.486; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 29, ст.3010; N 33, ст.3407; 1995, N 18, ст.1591; N 26, ст.2402; N 32, ст.3204; N 35, ст.3503; N 49, ст.4695; 1996, N 1, ст.4; N 14, ст.1399; N 22, ст.2582; 1997, N 12, ст.1377; N 18, ст.2102).
Перечень
законов и иных правовых актов, отмены, изменения, дополнения
или принятия которых потребует введение предлагаемых
законопроектов
Реализация положений предлагаемых законопроектов потребует внесения дополнений в соответствующие нормативные акты (приказы, инструкции) Государственной налоговой службы и Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.