Пояснительная записка
к измененной редакции проекта федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Молдова по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Молдова"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Молдова по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Молдова" внесен Президентом Российской Федерации 21 июня 1995 года в соответствии с действующим законодательством.
Соглашение подписано Сторонами в г.Москве 21 октября 1994 года.
Соглашение направлено на оказания друг другу правовой помощи по гражданским и уголовным делам и делам об административных правонарушениях, связанным с временным пребывания российских воинских формирований на территории Республики Молдова.
Компетентные органы Сторон взаимодействуют между собой при пресечении противоправных действий.
Настоящее Соглашение было рассмотрено в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы.
В ходе рассмотрения указанного законопроекта и подготовки по нему заключения было отмечено, что Соглашение содержит (статьи 9 и 12, части 3 и 4 статьи 13) несовместимые с Конституцией Российской Федерацией правовые нормы, предполагающих в некоторых случаях арест и выдачу российских граждан, передачу юрисдикции по их делам Молдавской Стороне и ее компетентным органам.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" настоящее Соглашение после вступления его в силу будет являться составной частью правовой системы Российской Федерации.
Законодательное закрепление подобных норм лишает российских граждан гарантий прав и свобод предусмотренных главой 2 Конституции Российской Федерации, включая статьи 47 и 61, обеспечивающие соответственно право выбора подсудности и запрещении выдачи Гражданина Российской Федерации иностранному государству. Однако в соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Там же в статьях 64 и 135 (часть 1) предписано, что положения главы 2 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Уголовный Кодекс Российской Федерации так же запретительно регламентирует процедуру выдачи. Согласно статьи 13 УК РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
С целью устранения антиконституционных норм предлагается измененная редакция проекта федерального закона.
Статья 1. законопроекта остается в редакции Президента Российской Федерации.
Статья 2. содержит положения для регулирования отношений между Сторонами при возникновении обстоятельств, затрагивающие конституционные гарантии прав и свобод граждан Российской Федерации.
Частью 1 ст.2 решение вопросов о выдаче, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений, регулируемых статьей статьями 9 и 12, частями 3 и 4 статьи 13 настоящего Соглашения, осуществляются в соответствии со статьей 80 действующей Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной Российской и Казахстанской Сторонами в городе Минске 22 января 1993 года.
Часть 2 ст.2 конкретизирует положение части 2 статьи 61 Конституции Российской Федерации о защите и покровительстве российских граждан, возлагая обязанности на конкретные федеральные ведомства.
Положения части 3 ст.2 отражают правовую норму, необходимую для регулирования вопросов запрета выдачи российских граждан не только на территории Российской Федерации, но и на территории иностранного государства с мест, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и действуют российские законы.
Статья 3. содержит правовые нормы неотвратимости наказания за совершенные российскими гражданами преступления.
В соответствии с частью 1 ст.3 уголовная ответственность осуществляется по законам Российской Федерации.
Часть 2 ст.3 содержит правовые нормы, регламентирующие уголовное преследование граждан Российской Федерации в соответствии с российским законодательством, в том числе и по ходатайству Молдавской Стороны.
Статья 4. определяет порядок вступления в силу настоящего Федерального закона.
В целом измененная редакция данного законопроекта позволяет:
1. Обеспечить вступление в силу подписанного Соглашения, опереться на действующие договоренности о порядке сношений между Сторонами при оказании друг другу правовой помощи в соответствии с международным правом и на основе действующей Минской конвенции 1993 года, к которой обе Стороны присоединились.
2. Создать правовую основу для должностных лиц при обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации - военнослужащих, других лиц, входящих в состав воинских формирований, и членов их семей.
3. Реализовать принцип неотвратимости наказания за совершенные преступления на основе национального законодательства, что также соответствует международно-правовым нормам.
Однако положения настоящего Соглашения не соответствуют объективной реальности. Реальность такова, что воинские формирования Российской Федерации дислоцируются на территории Приднестровья, на которую правосубъектность и юрисдикция Молдавской Стороны не распространяется. Данное обстоятельство не соответствует требованиям 29 статьи Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года в части обязательности применение договоров для каждого участника в отношении всей его территории. Де-факто решение практических вопросов по оказанию взаимной правовой помощи, связанных с пребыванием воинских формирований Российской Федерации, полностью находятся в компетенции Приднестровья. Де-юре Соглашением на Приднестровье не возложено каких-либо международных обязательств.
Соглашение не соответствует также Меморандуму об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, от 8 мая 1997 года, где закреплено положение при международных гарантиях Российской Федерации о стремление Республики Молдова и Приднестровья строить свои отношения на равноправной основе, в том числе и в военной области.
Приведенные выше обстоятельства изменяют сферу действия обязательств, подлежащих выполнению по данному Соглашению. В соответствии со статьями 60 и 62 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года отмеченные изменения имеют существенное значение для объекта и целей достигнутых договоренностей. По существу настоящее Соглашение не может быть исполнено.
В создавшейся ситуации представляется целесообразным отозвать настоящее Соглашение и заключить новый договор с учетом сложившихся реалий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.