Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об охране озера Байкал"
Проект федерального закона "Об охране озера Байкал" разработан и внесен для рассмотрения Государственной Думой депутатами Государственной Думы Г.И.Галазием, Г.И.Бердовым, Е.А.Большаковым, С.С.Босхоловым, И.М.Братищевым, В.М.Леончевым, В.С.Савчук, Ю.М.Теном, В.В.Тетельминым, А.А.Турусиным, Ю.В.Уткиным, В.Б.Шубой, С.И.Найчуковой.
Указанный законопроект является новой редакцией принятого Государственной Думой 24 июня 1997 года, одобренного Советом Федерации 4 июля и отклоненного Президентом Российской Федерации (письмо N Пр 1213 от 21 июля 1997 года) Федерального закона "Об охране озера Байкал", доработанного с учетом замечаний и предложений Президента Российской Федерации и руководителей законодательных (представительных) и исполнительных органов власти Республики Бурятия, администрации Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского автономного округа.
Необходимость разработки и принятия указанного законопроекта обусловлена требованием создания правовых условий для сохранения уникального объекта мирового наследия - озера Байкал на основе соблюдения экологических и природосберегающих требований и сбалансированного социально-экономического развития.
В Байкальском регионе сложилась сложная экологическая, экономическая, социальная обстановка, связанная с освоением богатейших природных ресурсов озера Байкал и Байкальского региона. За сравнительно короткий период в Байкальском регионе были введены предприятия по добыче и переработке минерального сырья, переработке продукции сельского хозяйства и древесины, энергетики и машиностроения, построены и действуют Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат и Селенгинский целлюлозно-картонный комбинаты, расширились старые и появились новые города.
Одним из основных загрязнений озера Байкал является Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК), его сточные воды загрязняют не только сам Байкал, но и грунтовые (подземные) воды. Данные специалистов-экологов свидетельствуют, что продолжение варки целлюлозы на БЦБК даже в течение 3-5 лет приведет к необратимым изменениям в экосистеме озера Байкал, к ухудшению питьевого качества его вод.
Кроме того, Байкальский регион расположен на территориях четырех субъектов Российской Федерации и необходимость координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Байкальского региона при выработке единого подхода к уникальному природному объекту в вопросах сохранения озера Байкал затруднителен.
Проект федерального закона "Об охране озера Байкал" содержит 7 глав и 34 статьи.
Законопроект определяет правовые, экономические, организационные основы деятельности, направленные на сохранение и рациональное использование природных ресурсов озера и прилегающих к Байкалу территорий.
Основными концептуальными положениями законопроекта являются следующие:
1. Для сохранения уникального природного объекта - озера Байкал законопроектом вводится система ограничений и норм хозяйственной деятельности, в частности:
а) в пределах Байкальского региона устанавливаются три экологические зоны, в каждой из которых вводится особый правовой режим охраны окружающей природной среды, особый порядок природопользования, запрещение и ограничение отдельных видов хозяйственной и иной деятельности в зависимости от экологической зоны Байкальского региона;
б) нормирование допустимых воздействий на экологическую систему озера Байкал с определением особо опасных для экологической системы Байкал веществ, что является критерием допустимости любой деятельности на территории Байкальского региона;
в) ландшафтное планирование, экологическая паспортизация, перепрофилирование, приостановление деятельности или ликвидация экологически опасных хозяйствующих объектов, контроль за сбросами, выбросами загрязняющих веществ и размещением твердых отходов, мониторинг экологической системы озера Байкал, лицензирование деятельности по использованию и экспорту природных ресурсов озера Байкал.
2. Для осуществления государственной политики и решения задач в области охраны озера Байкал предлагается возложить на один из федеральных органов исполнительной власти осуществление соответствующих исполнительных, координирующих, организационных, разрешительных и контрольных функций в области охраны озера Байкал.
3. С целью охраны озера Байкал создается целевой бюджетный фонд охраны озера Байкал в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Финансирование будет осуществляться и из бюджетов субъектов Российской Федерации и из внебюджетных источников, и через международные организации и частные инвестиции. Но эти средства могут быть привлечены только при наличии четкой правовой базы, в том числе настоящего Федерального закона.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют законодательные акты конкретно регулирующие правовые отношения в области охраны озера Байкал.
Принятие проекта федерального закона "Об охране озера Байкал" позволит обеспечить реальную защиту озера Байкал, возможность рационального использования природных, рекреационных и туристических ресурсов Байкальского региона, а также позволит сохранить его для настоящего и будущих поколений.
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере
правового регулирования
Вопросы охраны озера Байкал в настоящее время регламентируются следующими нормативными правовыми актами:
1. Постановление Правительства Российской Федерации N 925 от 02.12.92 г. "О перепрофилировании Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и создании компенсирующих мощностей по производству целлюлозы".
2. Постановление Правительства Российской Федерации N 992 от 18.12.92 г. "О Правительственной комиссии по Байкалу".
3. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 653 от 12.07.93 г. "Об организации деятельности Правительственной комиссии по Байкалу".
4. Нормы допустимых воздействий на экологическую систему озера Байкал (на период 1987-1995 гг.). Основные требования. Срок действия продлен на 1996-1998 гг. письмом Председателя Госкомэкологии России.
5. Постановление Правительства N 1306 от 25 ноября 1994 года "О Комплексной федеральной программе по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна".
6. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия. 29 августа 1995 года.
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и администрацией Иркутской области о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере охраны и использования природных ресурсов бассейна озера Байкал. 27 мая 1996 года.
8. Конвенция об образе всемирного культурного и природного наследия (1972 г.). Ратифицирована СССР 12 октября 1988 г.
Перечень
законов и иных нормативных актов, подлежащих отмене, изменению
и дополнению в случае принятия Федерального закона
"Об охране озера Байкал"
1. Нормы допустимых воздействий на экологическую систему озера Байкал (на период 1987-1995 гг.). Основные требования. Утверждены Президентом Академии наук СССР Г.И.Марчуком, Министром мелиорации и водного хозяйства СССР Н.Ф.Васильевым, Министром здравоохранения Е.И.Чазовым, Председателем Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды Ю.А.Израэлем, Министром рыбного хозяйства СССР Н.И.Котляром.
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо
для реализации Федерального закона Об охране озера Байкал"
1. Указ Президента Российской Федерации об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной политики в области охраны озера Байкал.
2. Постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее Положение о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственной политики в области охраны озера Байкал.
3.Федеральный закон о порядке формирования и использования целевого бюджетного фонда охраны озера Байкал.
4. Постановление Правительства Российской Федерации о границах экологических зон Байкальского региона.
5. Постановление Правительства Российской Федерации, определяющее перечень предприятий, деятельность которых запрещена настоящим Законом, и устанавливающее порядок прекращения такой деятельности.
6. Постановление Правительства Российской Федерации о лицензировании изъятия байкальского омуля, нерпы, других редких видов животных и растений; сбора на территории центральной зоны Байкальского региона зоологических и ботанических коллекций, минералогических, палеонтологических коллекционных материалов; производства и розлива, поставки на реализацию байкальской природной питьевой воды.
7. Постановление Правительства Российской Федерации, определяющее порядок разработки и установления норм допустимых воздействий на экологическую систему озера Байкал.
8. Правила организации туризма и отдыха в центральной и буферной зонах Байкальского региона, утверждаемые исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации Байкальского региона.
9. Постановление Правительства Российской Федерации о порядке ландшафтного планирования на территории Байкальского региона.
10. Нормативный акт о правилах ведения экологических паспортов хозяйствующих объектов в Байкальском регионе.
11. Нормативный акт о порядке определения и реализации мероприятий по охране окружающей природной среды или перепрофилированию экологически опасных объектов.
12. Международный договор о регулировании отношений в области охраны озера Байкал между Российской Федерацией и Республикой Монголия.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона
"Об охране озера Байкал"
Принятие федерального закона "Об охране озера Байкал" предусматривает расходы из средств федерального бюджета, (статьи 6, 17, 21, 26).
В настоящее время финансирование мероприятий в целях улучшения состояния бассейна озера Байкал и устойчивого развития этого региона осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 25 ноября 1994 г. по федеральной целевой программе "Обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование природных ресурсов его бассейна" (1995-2000 гг.), в которой общие затраты из федерального бюджета на весь период реализации программы составляют в ценах на 1998 г. составляют 2532,7 млн.руб., а на 1998 год - 5,53 млн.руб., внебюджетные источники - на весь период 3896,5 млн.руб., в 1998 г. - 169 млн.руб., капитальные вложения из федерального бюджета - 2436,2 млн.руб., в 1998 г. - 3,5 млн.руб.; НИОКР - 3,1 млн.руб., в 1998 г. - 2,03 млн.руб.; прочие текущие расходы всего 93,4 млн.руб.
В программе предусмотрено финансирование мероприятий по внедрению экологически чистых технологий и оборудования, выносу производственных сельскохозяйственных объектов из водоохранных зон, разработке системы экологической регламентации хозяйственной деятельности, ландшафтному планированию Байкальского региона, разработке и созданию системы мониторинга экосистемы озера Байкал. Однако, данная программа до настоящего времени финансируется не более чем на 10%, что не позволяет реализовать ее в полном объеме.
Кроме того, решение ряда проблем Байкальского региона, таких как перепрофилирование предприятий (включая Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат), что необходимо для улучшения экологической обстановки в регионе озера Байкал, не вошло в состав мероприятий программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.