Проект федерального закона
"Об охране озера Байкал"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
справка о состоянии законодательства
перечень законов для изменения
предложения о разработке нормативных правовых актов
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Основные положения
Глава II. Порядок природопользования
Глава III. Нормирование допустимых воздействий
на экологическую систему озера Байкал
Глава IV. Механизм реализации настоящего
Федерального закона
Глава V. Контроль и надзор за соблюдением
настоящего Федерального закона
Глава VI. Международное сотрудничество
в области охраны озера Байкал
Глава VII. Вступление в силу настоящего
Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности, направленной на сохранение озера Байкал.
Глава I. Основные положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
озеро Байкал - естественный пресноводный проточный водоем Российской Федерации, отнесенный к объектам мирового наследия, содержащий около двадцати процентов мировых запасов пресной воды, характеризующийся выдающимся разнообразием эндемичных видов флоры и фауны, представляющий собой уникальную экологическую систему и имеющий особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;
экологическая система озера Байкал - совокупность сообществ организмов и среда их обитания, объединенные в единое функциональное целое, территориально охватывающее озеро Байкал;
Байкальский регион - территория, в состав которой входят озеро Байкал, его водосборный бассейн в пределах Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, а также, территория прилегающая к озеру Байкал на расстоянии до 200 километров на запад и северо-запад;
центральная зона Байкальского региона - территория, которая включает в себя акваторию озера Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал от береговой линии до осей (гребней) прибрежных горных хребтов водоохранную территорию, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;
буферная зона Байкальского региона - территория за пределами центральной зоны, включающая в себя водосборный бассейн озера Байкал в пределах Российской Федерации;
зона атмосферного влияния Байкальского региона - территория вне водосборного бассейна озера Байкал в пределах Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйствующие объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на экологическую систему озера Байкал посредством переноса по воздуха вредных веществ;
охрана озера Байкал - совокупность административно-правовых, социально-экономических, технологических и других мероприятий, направленных на сохранение и восстановление способности и возможности выполнять экологической системой озера Байкал ресурсовоспроизводящие и средоформирующие функции;
природный ландшафт - природный географический комплекс, в котором основные компоненты (рельеф, климат, воды, почвы, животный и растительный мир) находятся во взаимодействии и образуют единую систему;
ландшафтное планирование - составление планов территории, включающее в себя картографическую крупномасштабную инвентаризацию основных компонентов природного ландшафта, в том числе его техногенных элементов (населенных пунктов, сельских и лесных угодий, транспортных сетей и других), и оценку их природно-ресурсного потенциала; выявление и картографирование подлежащей охране среды обитания животного мира, а также компонентов природного ландшафта и источников негативных воздействий на основные компоненты природного ландшафта (рельеф, почвы, воды, воздух, биосферу и другие); оценку устойчивости основных компонентов природного ландшафта к негативным антропогенным воздействиям и оценку последствий таких воздействий; функциональное зонирование территорий Байкальского региона, определение приоритетов и ограничений на все формы и виды природопользования; разработку мер по уходу за природным ландшафтом и мер по минимизации негативных антропогенных воздействий на все компоненты экологической системы озера Байкал;
эндемичные виды флоры и фауны - исторически сложившиеся в Байкальском регионе редкие виды животного и растительного мира;
экологический паспорт хозяйствующего объекта - нормативно-технический документ, отражающий количественные и качественные показатели экологического состояния хозяйствующего объекта и включающий в себя данные об использовании природных ресурсов озера Байкал и о воздействии такого объекта на окружающую природную среду.
Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вводит дополнительную систему правовых норм к законодательству Российской Федерации в сфере регулирования отношений в области сохранения экологической системы озера Байкал, восстановления и использования природных ресурсов озера Байкал и Байкальского региона.
Статья 3. Границы Байкальского региона
1. Правительство Российской Федерации по представлению органов законодательной и исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа утверждает границы экологических зон Байкальского региона - центральной зоны, буферной зоны, зоны атмосферного влияния.
2. Государственные органы исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, обеспечивают:
определение на местности и обозначение границ Байкальского региона, в том числе границ экологических зон;
информирование населения Байкальского региона о границах Байкальского региона, в том числе о границах экологических зон, и об особенностях правового режима экологических зон.
3. Федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии издает карты Байкальского региона с обозначением на них границ экологических зон Байкальского региона, установленных настоящим Федеральным законом.
4. Установленный законодательством Российской Федерации режим экологических зон Байкальского региона учитывается при планировании и осуществлении экономического и социального развития Байкальского региона.
Статья 4. Система правовых норм об охране озера Байкал
1. Система правовых норм об охране озера Байкал основывается на положениях Конституции Российской Федерации и включает в себя закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
2. Если настоящим Федеральным законом устанавливаются более строгие требования, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются требования настоящего Федерального закона.
Статья 5. Соглашения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации Байкальского региона
1. Отношения в области сохранения экологической системы озера Байкал, восстановления и использования его природных ресурсов, не урегулированные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулируются соглашениями органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в пределах их компетенции.
2. Соглашения в области сохранения экологической системы озера Байкал, восстановления и использования его природных ресурсов не могут противоречить настоящему Федеральному закону и законодательству Российской Федерации.
Глава II. Порядок природопользования
Статья 6. Виды деятельности, запрещенные в центральной зоне Байкальского региона
В центральной зоне Байкальского региона запрещаются следующие виды деятельности:
размещение и эксплуатация объектов атомной промышленности, а также расширение их производственных мощностей;
сооружение хранилищ радиоактивных отходов;
сооружение хранилищ вредных веществ, оказывающих негативное воздействие на экологическую систему озера Байкал;
проведение взрывных работ в акватории озера Байкал без специального разрешения Правительства Российской Федерации;
размещение воинских подразделений и проведение военных учений, за исключением размещения воинских частей охранного назначения;
размещение и эксплуатация предприятий целлюлозно-бумажного, нефтехимического и металлургического производства, предприятий органического синтеза, а также расширение производственных мощностей указанных предприятий;
размещение предприятий, в процессе деятельности которых используются и (или) образуются вредные вещества;
размещение и эксплуатация энергоснабжающих организаций, осуществляющих выработку и поставки энергии за пределы центральной зоны;
размещение животноводческих комплексов и ферм;
строительство магистральных железнодорожных линий;
применение опасных для экологической системы озера Байкал средств защиты растений;
разведка и добыча полезных ископаемых в акватории озера Байкал, на его островах и в водоохранной зоне озера Байкал, за исключением разведки и добычи нерудного сырья для производства строительных материалов:
рубки главного пользования;
буксировка древесины в плотах и сигарах и молевой сплав леса по озеру Байкал;
использование на озере Байкал судов, за исключением маломерных судов, эксплуатация которых не обеспечена приемом всего объема отходов с судов на плавучие или береговые приемные устройства для последующей очистки, обезвреживания или уничтожения таких отходов.
Статья 7. Виды деятельности, запрещенные в буферной зоне Байкальского региона
В буферной зоне Байкальского региона запрещаются следующие виды деятельности:
размещение объектов атомной промышленности, а также расширение производственных мощностей действующих объектов атомной промышленности;
размещение предприятий, в процессе деятельности которых используются и (или) образуются вредные вещества, которые относятся к категории особо опасных для экологической системы озера Байкал;
сооружение хранилищ радиоактивных отходов;
сооружение хранилищ вредных веществ, которые относятся к категории особо опасных для экологической системы озера Байкал;
молевой сплав леса.
Статья 8. Виды деятельности, запрещенные в зоне атмосферного влияния Байкальского региона
В зоне атмосферного влияния Байкальского региона запрещаются следующие виды деятельности:
размещение объектов атомной промышленности, а также расширение производственных мощностей действующих объектов атомной промышленности;
размещение предприятий, в процессе деятельности которых используются и (или) образуются вредные вещества, относящиеся к категории особо опасных для экологической системы озера Байкал.
Статья 9. Водный режим озера Байкал
1. В целях предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на экологическую систему озера Байкал, а также ее сохранения, устанавливается водный режим озера Байкал, который включает в себя:
режим наполнения и сработки озера Байкал, который определяется специально уполномоченными государственными органами управления и охраной водного фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
запрет на превышение максимальных и снижение ниже минимальных значений уровня воды в озере Байкал, установленные проектом строительства Иркутской гидроэлектростанции;
запрет на водопользование, которое может вызвать изменение экологической системы озера Байкал, на основании экологических нормативов, установленных для озера Байкал;
2. В случае нарушения водного режима озера Байкал Правительство Российской Федерации, а также органы исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по представлению специально уполномоченного органа управления использованием и охраной водного фонда совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и здравоохранения имеют право изменить режим наполнения и сработки водохранилищ Иркутской, Братской и Усть-Илимской электростанций, приостановить либо прекратить размещение, строительство, реконструкцию или эксплуатацию хозяйствующих и иных объектов, деятельность которых может привести или привела к нарушению водного режима озера Байкал.
Статья 10. Порядок хозяйственного изъятия байкальских омуля, нерпы и других редких видов животных и растений
1. Хозяйственное изъятие байкальских омуля, нерпы и других редких видов животных и растений, за исключением занесенных в Красную книгу Российской Федерации, производится в объеме, определенном в соответствии с данными государственного мониторинга объектов животного мира озера Байкал. Специально уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливают допустимый объем хозяйственного изъятия байкальских омуля, нерпы и других редких видов животных и растений, а также сроки и типы орудий лова байкальского омуля, сроки и типы орудий охоты на байкальскую нерпу и сроки сбора растений.
2. Распределение объема (квоты) хозяйственного изъятия байкальских омуля, нерпы и других редких видов животных и растений, за исключением занесенных в Красную книгу Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации Байкальского региона устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Предоставление лицензий гражданам и юридическим лицам на хозяйственное изъятие байкальских омуля, нерпы и других редких видов животных и растений, за исключением занесенных в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется на основании квоты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Плата за выдачу лицензий направляется на финансирование работ по воспроизводству байкальских омуля, нерпы и других редких видов животных и растений.
Статья 11. Территории традиционного природопользования Байкальского региона
В целях удовлетворения экологических, культурных, этнических и иных интересов населения Байкальского региона, а также в целях обеспечения неистощительного природопользования в Байкальском регионе Правительство Российской Федерации по согласованию с Правительством Республики Бурятия, администрациями Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа определяет территории традиционного природопользования и устанавливает их границы.
2. Отношения, возникающие в связи с использованием земель и других природных ресурсов на территориях традиционного природопользования Байкальского региона, регулируются законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статья 12. Сбор на территории центральной зоны Байкальского региона зоологических и ботанических коллекций, минералогических, палеонтологических коллекционных материалов
Сбор на территории центральной зоны Байкальского региона зоологических и ботанических коллекций, минералогических, палеонтологических коллекционных материалов подлежит лицензированию, осуществляемому Правительством Республики Бурятия, администрацией Иркутской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Особенности землепользования в центральной зоне и буферной зоне Байкальского региона
1. Особенности землепользования в центральной зоне и буферной зоне Байкальского региона основываются на Конституции Российской Федерации и устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
2. На земельных участках, находящихся в центральной зоне и буферной зоне и переданных гражданам и юридическим лицам во владение, пользование и распоряжение, устанавливается режим их использования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 14. Особенности лесопользования в центральной зоне и буферной зоне Байкальского региона
1. При осуществлении деятельности в области лесопользования в центральной зоне Байкальского региона в дополнение к требованиям лесного законодательства Российской Федерации запрещаются:
сплошная лесосечная рубка;
рубка кедровых насаждений всех видов пользования (имеющих в составе более двух единиц кедра);
изъятие участков лесного фонда, занятых лесами первой группы, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью с использованием для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Решение об изъятии участков лесного фонда, занятых лесами первой группы в центральной зоне Байкальского региона принимается Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством.
2. При осуществлении деятельности лесопользования в буферной зоне Байкальского региона в дополнение к требованиям лесного законодательства Российской Федерации запрещаются рубки главного пользования в кедровых насаждениях (имеющих в составе более двух единиц кедра).
3. Планы лесоустройства должны предусматривать приоритет восстановления коренных лесов.
4. В лесах всех групп и категорий защитности лесов первой группы независимо от видов рубки должно сохраняться не менее чем двадцать процентов деревьев, составляющих генетический фонд деревьев в наиболее продуктивном возрасте.
5. Правительство Республики Бурятия, администрации Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по согласованию со специально уполномоченными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, с федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством, а также с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственной политики в области охраны озера Байкал, для центральной зоны и буферной зоны Байкальского региона вводят правила лесопользования, которые устанавливают порядок использования лесов для рекреации и порядок выдачи лицензий на указанное использование.
Статья 15. Недропользование в Байкальском регионе
Недропользование в Байкальском регионе регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законодательством Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Статья 16. Правила организации туризма и отдыха в центральной зоне и буферной зоне Байкальского региона
1. Правила организации туризма и отдыха в центральной зоне и буферной зоне Байкальского региона разрабатывают органы исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области в области туризма и спорта по согласованию со специально уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в области здравоохранения, а также с органами местного самоуправления и утверждают Правительство Республики Бурятия, администрации Иркутской области и Читинской области на основании настоящего Федерального закона и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
2. Правила посещения особо охраняемых природных территорий разрабатывают дирекции особо охраняемых природных территорий и утверждают соответствующие государственным органы Российской Федерации, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" и настоящим Федеральным законом. При этом соблюдаются нормы рекреационной нагрузки на примыкающие к объектам туризма и туристическим маршрутам участки таких территорий.
Статья 17. Компенсации за ограничения на природопользование, хозяйственную и иную деятельность в Байкальском регионе
Установленные настоящим Федеральным законом ограничения на природопользование, хозяйственную и иную деятельность, в том числе на изъятие земель, и возникающие в связи с этим упущенная выгода и дополнительные расходы компенсируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава III. Нормирование допустимых воздействий
на экологическую систему озера Байкал
Статья 18. Порядок нормирования допустимых воздействий на экологическую систему озера Байкал
1. Разработка и утверждение нормативов допустимых вредных воздействий на экологическую систему озера Байкал и методов определения вредных веществ в окружающей природной среде осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды, санитарным, водным, земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной политики в области охраны озера Байкал имеет право вносить в специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды и в области здравоохранения предложения о вопросах разработки и пересмотра действующих нормативов вредных воздействий на экологическую систему озера Байкал.
2. Правительство Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа устанавливает нормы и правила, регламентирующие вредные воздействия на экологическую систему озера Байкал.
3. Перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категории особо опасных для экологической системы озера Байкал, утверждает специально уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации в области охраны окружающей природный среды и в области здравоохранения.
Указанный перечень разрабатывается в соответствии с данными научных исследований, проводимых по заказу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной политики в области охраны озера Байкал.
Статья 19. Нормативы допустимых объемов сбросов и выбросов вредных веществ, размещения твердых отходов, опасных для экологической системы озера Байкал
1. В Байкальском регионе устанавливаются специальные нормативы допустимых воздействий на окружающую природную среду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Сбросы и выбросы вредных веществ, размещение твердых отходов в центральной зоне, буферной зоне, зоне атмосферного влияния Байкальского региона допускаются на основе специальных разрешений в объемах, установленных в соответствии с данными научных исследований.
Допустимые объемы сбросов и выбросов вредных веществ, размещения твердых отходов подлежат обязательному ежегодному пересмотру с учетом состояния водных объектов и атмосферного воздуха.
3. Количество вредных веществ в сточных водах предприятий не должны превышать указанные характеристики вод при водозаборе.
Концентрация и токсичность вредных веществ в сточных водах и в выбросах в атмосферу не должны превышать нормативов допустимых воздействий, установленных для Байкальского региона.
Глава IV. Механизм реализации настоящего
Федерального закона
Статья 20. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной политики в области охраны озера Байкал
В целях осуществления государственной политики в области охраны озера Байкал Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области охраны озера Байкал и возлагает на него осуществление соответствующих исполнительных координирующих, регулирующих, организационных, разрешительных и контрольных функций в области охраны озера Байкал.
Статья 21. Ландшафтное планирование
1. Основой для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решения вопросов переориентации промышленного использования Байкальского региона на деятельность в области туризма, спорта, рекреации и охраны здоровья населения, предоставления в пользование земель и иных природных ресурсов на территории Байкальского региона являются комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов, схемы землеустройства и районной планировки, разрабатываемые на основе ландшафтного планирования и зонирования территории Байкальского региона.
2. Порядок ландшафтного планирования на территории Байкальского региона утверждает Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной политики в области охраны озера Байкал и по согласованию с Правительством Республики Бурятия, администрациями Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Статья 22. Экологическая паспортизация хозяйствующих объектов Байкальского региона
1. Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность в Байкальском регионе, обязаны иметь экологические паспорта хозяйствующих объектов, согласованные со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
2. Правила ведения экологических паспортов хозяйствующих объектов в Байкальском регионе определяют специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с Правительством Республики Бурятия, администрациями Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
3. Юридические лица, имеющие экологические паспорта хозяйствующих объектов, обязаны ежегодно сообщать органам исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды об изменениях экологического состояния указанных объектов.
4. Изменения экологического состояния хозяйствующих объектов вносятся в их экологические паспорта.
Статья 23. Перепрофилирование, приостановление деятельности или ликвидация экологически опасных хозяйствующих объектов
1. Юридические лица, осуществляющие деятельность, запрещенную настоящим Федеральным законом, либо осуществляющие ее с неоднократными или грубыми нарушениями настоящего Федерального закона, могут быть ликвидированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Юридические лица, осуществляющие деятельность с нарушением природоохранного законодательства, а также настоящего Федерального закона, обязаны провести мероприятия по охране окружающей природной среды или перепрофилирование экологически опасных хозяйствующих объектов в порядке и в сроки, которые согласованы с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственной политики в области охраны озера Байкал и специально уполномоченными органами государственной власти в области охраны окружающей природной среды и в области здравоохранения.
3. Юридическим лицам, осуществляющим эффективные мероприятия по охране окружающей природной среды, могут предоставляться налоговые, кредитные и иные льготы, в том числе льготные тарифы на электрическую энергию, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Статья 24. Контроль за сбросами, выбросами загрязняющих веществ и размещением твердых отходов
1. Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность в Байкальском регионе, обязаны самостоятельно или с привлечением юридических лиц, имеющих лицензии на осуществление деятельности по контролю за количеством и концентрацией вредных веществ, поступающих в окружающую природную среду, контролировать количество и концентрацию вредных веществ, поступающих в окружающую природную среду в результате их хозяйственной и иной деятельности.
2. Контроль за сбросами, выбросами и размещением вредных веществ, проводится в соответствии со списками и методиками, согласованными со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в области здравоохранения.
3. Граждане и юридические лица, виновные в залповых или аварийных сбросах или выбросах загрязняющих веществ, обязаны незамедлительно принять меры по ликвидации загрязнения окружающей природной среды и немедленно уведомить об этом специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в области здравоохранения.
4. Контроль за сбросами, выбросами и размещением вредных веществ проводится за счет юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в Байкальском регионе.
Статья 25. Мониторинг экологической системы озера Байкал
1. Мониторинг экологической системы озера Байкал осуществляют специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в области здравоохранения в рамках общегосударственного мониторинга окружающей природной среды.
2. В целях учета и обобщения информации, полученной при осуществлении мониторинга экологической системы озера Байкал, и принятия соответствующих мер специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в области здравоохранения представляют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление государственной политики в области охраны озера Байкал информацию о состоянии экологической системы озера Байкал.
Статья 26. Финансирование деятельности по охране озера Байкал
1. Финансирование деятельности по охране озера Байкал осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и других не запрещенных законодательством источников.
2. В целях охраны озера Байкал создается целевой бюджетный фонд в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Коммерческое использование символики, связанной с озером Байкал
Граждане и юридические лица, использующие графическое изображение озера Байкал, слово "Байкал", термины, образованные на основе данного слова, и символы в названиях и рекламе своих коммерческой продукции и услуг при их реализации на территории Российской Федерации и при экспорте указанных продукции и услуг за пределы территории Российской Федерации, отчисляют часть прибыли от реализации указанных продукции и услуг в целевой бюджетный фонд охраны озера Байкал в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 28. Лицензирование деятельности по использованию и экспорту природных ресурсов озера Байкал
Деятельность по использованию и экспорту природных ресурсов озера Байкал, в том числе воды озера Байкал, а также по экспорту получаемой продукции осуществляется юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и гражданами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 29. Экологическое образование и информация в области охраны озера Байкал
В дополнение к существующим в Российской Федерации обязательным формам и методам экологического образования в Байкальском регионе органы исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа обязаны организовать:
преподавание дисциплин в области охраны озера Байкал во всех образовательных учреждениях, в том числе образовательных учреждениях по повышению квалификации;
введение в образовательных учреждениях образовательных программ в области охраны озера Байкал, необходимых для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
создание специальных рубрик в средствах массовой информации об использовании природных ресурсов озера Байкал и о состоянии окружающей природной среды Байкальского региона;
обеспечение гражданам и юридическим лицам доступа к информации об экологическом состоянии Байкальского региона.
Глава V. Контроль и надзор за соблюдением
настоящего Федерального закона
Статья 30. Контроль за соблюдением настоящего Федерального закона
1. Государственный контроль за соблюдением настоящего Федерального закона осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, специально уполномоченные органы исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в области здравоохранения и их территориальные органы.
2. Контроль за соблюдением настоящего Федерального закона осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной политики в области охраны озера Байкал и органы местного самоуправления Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в пределах своей компетенции.
Статья 31. Надзор за соблюдением настоящего Федерального закона
Надзор за соблюдением настоящего Федерального закона осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
Статья 32. Ответственность за правонарушения настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с гражданским административным или уголовным законодательством и обязаны возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью граждан и окружающей природной среде, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VI. Международное сотрудничество
в области охраны озера Байкал
Статья 33. Международное сотрудничество в области охраны озера Байкал
1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны озера Байкал, в том числе восстановления природных ресурсов озера Байкал, его водосборного бассейна в пределах Российской Федерации, регулируется международными договорами Российской Федерации.
2. Режим охраны водосборного бассейна озера Байкал в верховьях реки Селенга обеспечивается межправительственными соглашениями Российской Федерации и Республики Монголии.
Глава VII. Вступление в силу настоящего
Федерального закона
Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Правительству Российской Федерации:
привести в соответствие с настоящим Федеральным законом свои нормативные правовые акты;
утвердить положение о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственной политики в области охраны озера Байкал;
утвердить нормы допустимых воздействий на экологическую систему озера Байкал;
создать целевой бюджетный фонд для охраны озера Байкал и утвердить по согласованию с органами исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа порядок его формирования и использования;
разработать совместно с органами исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа программу особого экономического режима Байкальского региона, социального развития и предоставления социальных гарантий населению Байкальского региона.
Президент
Российской Федерации |
Б.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.