Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98031747-2 "О ратификации документов в связи с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года"
Досье на проект федерального закона
26 сентября 1997 года в Нью-Йорке в ходе встречи министров иностранных дел России, Белоруссии, Казахстана, США и Украины был подписан пакет соглашений, призванных сохранить Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года (Договор по ПРО) и предотвратить его обход в современных условиях.
Пакет подписанных документов включает:
Первое согласованное заявление в связи с Договором по ПРО;
Второе согласованное заявление в связи с Договором по ПРО;
Соглашение о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющимися стратегическими баллистическими ракетами;
Меморандум о договоренности в связи с Договором по ПРО;
Положение о Постоянной консультативной комиссии.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Первое и Второе согласованные заявления, Соглашение о мерах доверия и Меморандум о правопреемстве подлежат ратификации как соглашения по вопросам международного контроля над вооружениями.
Согласованные заявления содержат совокупность положений, направленных на предотвращение в современных условиях приобретения системами нестратегической ПРО способностей борьбы со стратегическими баллистическими ракетами, то есть обход Договора по ПРО. Такие положения предусмотрены как для низкоскоростных систем нестратегической ПРО (со скоростью ракеты-перехватчика не более 3 км/с), так и для высокоскоростных (со скоростью ракеты-перехватчика более 3 км/с). Устанавливается запрет на создание, испытания и развертывание нестратегических ракет-перехватчиков космического базирования и компонентов на новых физических принципах, способных заменять такие ракеты-перехватчики, что предотвращает (совместно с положениями Договора по ПРО) вывод противоракетного оружия в космос.
В Соглашении о мерах укрепления доверия содержится комплекс положений, обеспечивающих открытость в деятельности подписавших его государств по созданию систем нестратегической ПРО. Соглашением предусматривается обмен информацией о создаваемых противоракетных системах, различного рода уведомлениями, в частности, об испытательных полигонах, пусках ракет-перехватчиков систем нестратегической ПРО.
С договоренностями по разграничению тесно связаны односторонние заявления государств-участников соглашений о планах в отношении систем нестратегической ПРО и их Совместное заявление относительно ежегодного обмена информацией о состоянии планов и программ в этой области. Эти документы, носящие характер заявлений о намерениях сторон и не являющиеся международными соглашениями, не подлежат ратификации, но являются составной частью общего пакета, подписанного в Нью-Йорке.
Поскольку технологии нестратегической ПРО находятся на ранних этапах своего развития и продолжают совершенствоваться, а планы и программы в области нестратегической ПРО могут изменяться, потребуются тщательное отслеживание с нашей стороны действий США в области ПРО и неизбежная дальнейшая совместная работа сторон по урегулированию вопросов и озабоченностей в случае их возникновения в процессе создания систем борьбы с нестратегическими баллистическими ракетами. Достигнутые договоренности предусматривают проведение соответствующих консультаций и обсуждений, а также, при необходимости, дальнейшего развития соглашений по разграничению в целях совершенствования механизма предотвращения обхода Договора по ПРО.
Меморандум касается вопросов правопреемства в отношении Договора по ПРО и закрепляет новый состав участников этого Договора. Помимо России и США, сторонами Договора после вступления Меморандума в силу станут Белоруссия, Казахстан и Украина как государства-правопреемники СССР. Остальные государства, образовавшиеся на территории СССР, не выразили своего желания стать сторонами Договора по ПРО. Четкая фиксация пространственной сферы действия Договора в новых условиях соответствует интересам России, так как при этом однозначно определяется географическая периферия совокупной территории государств-правопреемников, которую Российская Федерация может использовать в целях обеспечения предупреждения о ракетном нападении и, следовательно, собственной противоракетной обороны.
В соответствии с Меморандумом Россия сохраняет за собой право обладать районом размещения системы стратегической противоракетной обороны вокруг столицы в предусмотренных Договором по ПРО масштабах, возможность использования испытательного полигона ПРО, расположенного в Казахстане, а также радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении, оказавшихся после распада СССР на территории других государств.
В новом Положении о Постоянной консультативной комиссии - органе, контролирующем соблюдение Договора по ПРО, (ратификации не подлежит) содержатся правила ее работы с учетом многостороннего характера этого Договора.
Подписанный в Нью-Йорке пакет соглашений укрепляет режим Договора по ПРО в современных условиях. Тем самым он способствует принятию обоснованного решения о ратификации Договора СНВ-2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.