Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Биремовой А.А,
судей - Хираева Ш.М, Багаутдиновой Ш.М,
при секретаре - Юсупове А.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. дело по апелляционной жалобе ООО "НП Сервис" на решение Буйнакского городского суда от "дата" по делу по иску первого заместителя прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к ООО "НП Сервис" в лице генерального директора Ш.Р.Т. о приостановлении деятельности автозаправочной станции,
установила:
Первый заместитель прокурора "адрес" Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "НП Сервис в лице генерального директора Ш.Р.Т. о приостановлении деятельности автозаправочной станции, указав, что прокуратурой города совместно с ОНД и ПР N 4 по "адрес", Буйнакскому и "адрес"м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, государственным инспектором Центрального межрайонного управления экологии и природопользованию Минприроды РД и заведующим отделом СГМ филиала ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии по РД в "адрес"" проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 "О федеральном государственном пожарном надзоре", Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потреблении" на территории и в здании МАЗС "НП Сервис", расположенных по адресу: Республика Дагестан, "адрес", в ходе которой установлено, что автозаправочная станция эксплуатируется с нарушениями требований действующего законодательства.
Проверка показала, что МАЗС осуществляет деятельность с нарушением требований норм и правил пожарной безопасности: на объекте защиты отсутствует нормативный запас воды для наружного противопожарного водоснабжения - ст. 99 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от ТРК жидкого моторного топлива или в противоположную от нее сторону - п. 29 * НПБ 111-98; не оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ; на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие участки, или дренажные лотки.
На МАЗС не предусмотрены очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненными нефтепродуктами п. 9; п. 39 НПБ 111-98*; система заземление для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ; резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения; резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения; не оборудована площадка для автоцистерны с СУГ; наполнение резервуаров жидким моторным топливом и СУГ производится без приостановки работы станции п.15 НПБ 111-98*; для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ не предусмотрено устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара, п. 8.50 СП 156.13130.2014; п. 24 НПБ 111-98*; не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК жидкого моторного топлива до операторской - менее 9 м. - таб.1 НПБ 111-98*; не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуара СУГ до электротрансформатора; на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители); линия рециркуляции не оборудована обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар; отсутствуют электромагнитные клапаны для перекрытия трубопроводов п. 19.9* НПБ 111-98*; на объекте не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты; на объекте защиты не предусмотрена технологическая система обеспечивающая возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду (п. 20.2 НПБ 111-98); для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные
разметки или иные визуальные указатели (п. 450 ППР РФ); на МАЗС допускается заправка автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, не определены данные площадки п. 6.38 СП 156.13130.20014; высота сбросной трубы паров СУГ не выполнено, исключающим образование взрывоопасных смесей в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений МАЗС (п. 111 НПБ 111-98); не представлена документация, свидетельствующая о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (п.39* НПБ 111-98); руководитель организации не обеспечивает наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 20 ППР N 390; площадка для АЦ не обеспечены первичными средствами пожаротушения - огнетушителями (не менее 2 ОП-50 или передвижные воздушно-пенные по 100л каждый) и ТРК покрывалом для изоляции очага возгорания п. 456 и 457 ППР N 390; не представлена декларация пожарной безопасности ст. 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; не представлена документация, определяющая категорию наружных установок ст. 26 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; не представлена документация, определяющая класс взрыво-пожаро защищенности электрооборудования - ст. 22 и 23 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; не представлена документация, содержащую информацию о показателях пожарной опасности на СУГ и жидкое моторное топливо - ст. 133 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; не представлена документация, о проведении периодического контроля герметичности резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива - (приложение 5 НПБ 111-98); не представлена
документация о проведении очистки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) - п. 438 ППР N 390; на объекте не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы - п. 336 ППР N 390; объект защиты не оснащен жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции - п. 455 ППР N 390.
Выявлены нарушения требований законодательства в части охраны атмосферного воздуха. В процессе деятельности МАЗС "НП Сервис", расположенной по адресу: "адрес", осуществляется накопление отходов, образовавшихся у предпринимателя для последующей их утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Однако на момент проверки МАЗС "НП Сервис", данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не представлены. Также не представлены паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности на АЗС. Не представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду; не представлена информация об организации проведения производственного контроля, не представлена программа производственного контроля, что является нарушением требований п. 2.6, п. 4.4, п. 4.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемичесских мероприятий" п. 4 СП 1.1.2193-07 "Изменения и дополнения N 1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемичесских мероприятий"; не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции, что является нарушением п.4.1.1, п. 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Работники МАЗС не обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты от воздействия вредных производственных факторов, что является нарушением п. 2.11 ПС 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требованиях организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам"; не предоставлены документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности МАЗС отходов, не установлены мусоросборники (п. 6.3 СанПиН 42-128-46990-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест); не организован централизованный отвод и очистка поверхностного стока с территории МАЗС, что является нарушением требований п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 "гигиенические требования к охране поверхностных вод"; отсутствует уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на МАЗС услугах в соответствии с требованиями ст. ст. 9, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1; не предоставлена информация об организации проведения периодических медицинских осмотров работников.
Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды, выявленные на МАЗС "НП Сервис", угрожает жизни и здоровью находящихся на нем сотрудников, а также посещающих МАЗС граждан.
Решением Буйнакского городского суда от "дата" исковые требования первого заместителя прокурора "адрес" удовлетворены частично, судом постановлено:
"Запретить ООО "НП Сервис" в лице генерального директора Ш.Р.Т. и другим лицам эксплуатацию объекта -многофункциональной автозаправочной станции, "НП Сервис" расположенной по адресу: "адрес", за кадастровым номером N, до устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды, а именно:
- обеспечить нормативный запас воды для наружного противопожарного водоснабжения (статья 99 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от ТРК жидкого моторного топлива или в противоположную от нее сторону (п.29 * НПБ 111-98);
- на въезде и выезде с территории АЗС установить пологие участки или дренажные лотки. Установить очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненными нефтепродуктами (п.9; п.39 НПБ 111-98*);
- для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ установить устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара (п.8.50 СП 156.13130.2014; п.24 НПБ 111-98*);
- предусмотреть противопожарное расстояние от ТРК жидкого моторного топлива до операторской - не менее 9 м. (НПБ 111-98* таб.1);
- линию рециркуляции оборудовать обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса (п.62 НПБ 111-98*);
- установить автоматическую систему противоаварийной защиты, при срабатывании которой должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п. 19.4 НПБ 111-98);
- установить технологическую систему, обеспечивающую возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду (п.20.2 НПБ 111-98);
- представить документацию, определяющую категорию наружных установок (статья 26 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- представить документацию, определяющую класс взрыво-пожаро защищенности электрооборудования (статьи 22 и 23 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- представить документацию, содержащую информацию о показателях пожарной опасности на СУГ и жидкое моторное топливо (статья 133 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- представить документацию, о проведении периодического контроля герметичности резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива - (приложение 5 НПБ 111-98).
- представить документацию о проведении очистки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п.438 ППР N 390);
- представить данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- представить паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности на АЗС; документ о прохождении подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- поставить МАЗС "НП Сервис" на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- представить отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;
- представить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
- представить информацию об организации проведения производственного контроля и программу производственного контроля;
- обеспечить работников МАЗС спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты от воздействия вредных производственных факторов (п.2.11 ПС 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам");
- представить документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности МАЗС отходов; установить мусоросборники (п.6.3 СанПиН 42-128-46990-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест");
- организовать централизованный отвод и очистку поверхностного стока с территории МАЗС (п.4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод");
- установить уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на МАЗС услугах в соответствии с требованиями статьи 9, 10 Закона Российской Федерации N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- предоставить информацию об организации проведения периодических медицинских осмотров работников, приказа Минсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
В остальной части исковых требований отказать".
На указанное решение ООО "НП Сервис" подана апелляционная жалоба, в которой выражается несогласие с выводами судьи районного суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы генеральный директор ООО "НП Сервис" Ш.Р.Т. указывает, что в ходе судебного заседания представителем ООО "НП Сервис" было заявлено о том, что часть нарушений выявленных в ходе проверки соблюдения требований Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69 - ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", постановления Правительства РФ от 12.04.2012г. "О федеральном государственном пожарном надзоре", Закона от 07.02.1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89 "Об отходах производства и потребления", проведенной прокуратурой г. Буйнакска совместно с ОНД и ПР N по "адрес", Буйнакскому и "адрес"м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, государственным инспектором Центрального межрайонного управления экологии и природопользования Минприроды РД и зав. отделом СГМ филиала ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в РД в "адрес"", устранена. Представитель также просил провести прокуратуру "адрес" совместно с МЧС провести противопожарное обследование в целях установления факта устранения выявленных нарушений.
Однако судом проигнорированы устные объяснения и просьба представителя ООО "НП Сервис" в указанной части. В связи с чем полагает, что судом необоснованно на ООО "НП Сервис" возложена обязанность по устранению части нарушений, которые ответчиком были устранены.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора "адрес" Б.Р.А, считая постановленное судом решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, обсудив указанные доводы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик ООО "НП Сервис" в лице генерального директора Ш.Р.Т. является собственником единого недвижимого комплекса, с кадастровым (или условный) номером N, и земельного участка, площадью 2000 кв.м, с кадастровым номером N, расположенных по адресу: Республика Дагестан, "адрес", о чем "дата" в ЕГРП сделаны записи о регистрации N N и N N соответственно. Категория земель: Земли населенных пунктов. Для строительства АЗС.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "НП-СЕРВИС" (ОГРН: 1070507004600) зарегистрировано в качестве юридического лица с "дата". В качестве одного из видов деятельности указана "торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах".
Федеральный закон N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1).
Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 3).
В силу статьи 37 названного Федерального закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов (статья 2).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, согласно которому объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества, при этом (статья 9) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В силу статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Согласно информационному письму о противопожарном состоянии объекта защиты от 13 июня 2019 N 140/4-5-37, предоставленному стороной ответчика, в ходе обследования противопожарного состояния МАЗС "НП Сервис" выявлены ряд нарушений требований пожарной безопасности, а именно: на объекте защиты отсутствует нормативный запас воды для наружного противопожарного водоснабжения (статья 99 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от ТРК ЖМТ (п. 29* НПБ 111-98*); на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие участки или дренажные лотки. На МАЗС не предусмотрены очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненными нефтепродуктами (п. 9; п. 39 НПБ 111-98*); для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ не предусмотрено устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара (п. 8.50 СП 156.13130.2014; п. 24 НПБ 111-98*); не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК жидкого моторного топлива до операторской - менее 9 м. (НПБ 111-98* таб.1); на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (п.62 НПБ 111-98*); линия рециркуляции не оборудована обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар.
Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса (п.62 НПБ 111-98*); на объекте не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты, при срабатывании которых должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п. 19.4 НПБ 111-98*); на объекте защиты не предусмотрена технологическая система, обеспечивающая возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду (п.20.2 НПБ 111-98*); не представлена документация, определяющая категорию наружных установок (статья 26 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); не представлена документация, определяющая класс взрыво-пожаро защищенности электрооборудования (ст.ст. 22 и 23 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); не представлена документация, содержащая информацию о показателях пожарной опасности на СУГ и жидкое моторное топливо (статья 133 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); не представлена документация о проведении периодического контроля герметичности резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива (Приложение 5 НПБ 111-98*); не представлена документация о проведении очистки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п.438 ППР N 390).
Из заключения государственного инспектора Республики Дагестан в области охраны окружающей среды Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию Минприроды Республики Дагестан от 25 февраля 2019 года следует, что в отношении МАЗС "НП Сервис" проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере охраны окружающей среды.
В ходе проверки также установлено, что в процессе деятельности АЗС осуществляется накопление отходов, образовавшихся у предпринимателя для последующей их утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, однако на момент проверки данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не представлены. Паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности на АЗС, не представлены. На момент проверки в помещениях АЗС использовались люминесцентные-ртутьсодержащие лампы, ООО "НП-2" на имеется договора со специализированным предприятием, имеющим лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, для передачи, обезвреживания и утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп. Документ о прохождении подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не представлен. АЗС "НП Сервис" не состоит на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Федеральными законами предусмотрено обязательное самостоятельное создание субъектом малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, достоверной экологической информации о движении отходов, ее своевременную передачу в определенной форме государственному органу в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. На момент проверки индивидуальным предпринимателем не представлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, а также декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Из акта санитарно-гигиенического обследования, проведенного "дата" филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Республики Дагестан в "адрес"" в отношении АЗС "НП Сервис", усматривается, что при проведении обследования выявлены следующие замечания: не представлена информация об организации проведения производственного контроля, не представлена программа производственного контроля, что является нарушением требований п. 2.6, п. 4.4, п. 4.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" п.4 СП 1.1.2193-07 "Изменения и дополнения N1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий"; работники АЗС не обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты (СИЗ) от воздействия вредных производственных факторов, что является нарушением п. 2.11 ПС 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам"; не предоставлены документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности АЗС отходов, не установлены мусоросборники (п. 6.3 СанПиН 42-128-46990-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест"); не организован централизованный отвод и очистка поверхностного стока с территории АЗС, что является нарушением требований п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод"; отсутствует уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на АЗС услугах в соответствии с требованиями статей 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"; не предоставлена информация об организации проведения периодических медицинских осмотров работников, приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и
работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Таким образом, эксплуатация МАЗС "НП Сервис" осуществляется с нарушением требований законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Вместе с тем согласно объяснениям сторон и информационному письму от "дата" за N 140/4-5-37 ответчиком ООО "НП Сервис" в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела устранены ряд нарушений и требований противопожарной безопасности, что процессуальным истцом в судебном заседании не оспаривалось.
В связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о необходимости отказа истцу в возложении на ответчика обязанности по устранению части нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1).
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2).
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Принимая во внимание изложенное, а также опасность причинения в будущем вреда неопределенному кругу лиц, пользующемуся услугами МАЗС "НП Сервис", расположенного по адресу: "адрес", вследствие нарушения правил, в том числе пожарной безопасности на данном объекте имеет реальный характер, дальнейшая эксплуатация автозаправочной станции влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара, в связи с чем у суда имелись основания для приостановлении деятельности АЗС до устранения выявленных нарушений.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку доказательств, что на момент вынесения судебного решения ответчиком устранены нарушения требований пожарного законодательства, материалы дела не содержат.
Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Буйнакского городского суда от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "НП Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.