Дата вступления в законную силу - 29 августа 2019 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе: судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гомленко Н.К., при секретаре судебного заседания ФИО10,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО9 ( доверенность от "дата" "адрес"7), представителя административного ответчика - Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ФИО2 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан, Управлению Росреестра по Республике Дагестан, администрации ГОсВД "город Махачкала", филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра по РД" об установлении кадастровой стоимости принадлежащей ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3989 кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, "адрес" по состоянию на "дата".
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что ему принадлежит на праве собственности указанный земельный участок. Установленная Правительством РД кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость на дату оценки, что нарушаются его права и законные интересы, влечет увеличение размера уплачиваемого им земельного налога.
Представитель ФИО2 - по доверенности ФИО9 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равную его рыночной стоимости на основании отчета оценщика в размере 3665492 рубля.
Представитель административного ответчика - Правительства Республики Дагестан ФИО6 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.
Административный истец ФИО1, Управление Росреестра по РД, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований ФИО2
Как следует из материалов дела, административному истцу ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:40:000091:1863, площадью 3989 кв.м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, "адрес", относящийся к категории "земель населенных пунктов", с видом разрешенного использования "под складские помещения" (л.д. 6-9).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от "дата" следует, что в отношении принадлежащего ФИО2 земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 12778522,16 рублей (л.д. 6).
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от "дата" N "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан".
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от "дата" N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной
стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III. 1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 24.18 указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
ФИО2, ссылаясь на указанные нормы права, обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка равной его рыночной стоимости на дату оценки - на "дата".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N), при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно материалам административного дела принадлежащий ФИО2 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера "дата", датой определения кадастровой стоимости принадлежащего ФИО2 земельного участка является - 01.12.2012г.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом представлен в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от "дата" N, составленный оценщиком ФИО7, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000091:1863, площадью 3989 кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, "адрес", составляет 3665492 рублей.
При исследовании отчета оценщика возникли сомнения в его объективности, соответствии отчета требованиям ФСО и закону об оценочной деятельности в части подбора аналогов исследуемому земельному участку, их месторасположению, характеристикам участков, поправочным коэффициентам, в связи с чем отчет оценщика не может быть признан допустимым доказательством.
Для выяснения этого вопроса определением суда от "дата" по ходатайству представителя Правительства Республики Дагестан ФИО6 была назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Цетрис-Аудит".
Представитель административного истца ФИО9 не возражал против удовлетворения ходатайства и назначения оценочной экспертизы.
В соответствии с заключением судебного эксперта "Аудиторская компания " Цестрис-Аудит" ФИО8 N/Э от "дата", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:45:000091:1863, площадью 3989 кв.м, по состоянию на 01.12.2012г. составляла 8277454 рубля ( восемь миллионов двести семьдесят семь тысяч четыреста пятьдесят четыре рубля).
Исследованием указанного заключения установлено, что для определения рыночной стоимости оцениваемого земельного участка был использован сравнительный подход, при котором подобраны три аналога земельного участка, с видом разрешенного использования - промназначение, применена корректировки по местоположению земельного участка, по площади, по расположению " у красной линии", по дате предложения и по состоянию на дату оценки - на "дата" установлена рыночная стоимость исследуемого земельного участка в размере 8277454 рублей.
Лица, участвующие в деле, о допросе эксперта ФИО8 не просили. Представитель ФИО2 - ФИО9 с выводами эксперта был согласен, уточнил требования, просил определить кадастровую стоимость земельного участка равной 8277454 рублей, как установилсудебный эксперт.
Оценивая заключение эксперта ФИО8 по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его выводы обоснованными, в связи с чем, признает заключение эксперта допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на "дата", т.е. на дату установления его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы заключения эксперта ФИО8 от "дата", административными ответчиками в суд не представлено, ходатайства о назначении по делу дополнительных или повторных экспертиз не заявлены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ФИО1 земельного участка в размере, установленном заключением судебной экспертизы N/Э от "дата"
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N, понесенные административным истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб, а также расходы по оплате судебной экспертизы в сумме 35 000 руб. подлежат взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, т.е. с Правительства Республики Дагестан.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3989 кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, "адрес" по состоянию на "дата" в размере ".").
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка считать "дата"
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ФИО3 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме "." рублей и взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу Аудиторской компании "Цестрис-Аудит" за проведение судебной экспертизы "." рублей( тридцать пять тысяч рублей).
Решение суда в части взыскания судебных расходов и оплаты экспертизы подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято "дата".
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Н.К. Гомленко Н.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.